Тема: Суффикс
Цель: Познакомить детей с понятием «суффикс», упражнять в определении суффиксов в словах. Развивать фонематический слух, навыки письма, связную речь.
План: Вводная часть. Пальчиковая гимнастика.
Основная часть.
1) Логопед показывает запись на доске и предлагает найти какие из данных слов обозначают предметы и какие людей. От какой части слова зависит разница.
Барабан – барабанщик
Мех – меховой
Камень – каменщик
Шерсть – шерстяной
Стекло – стекольщик
Серебро – серебряный
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Дети продолжают предложения (устно), выделяют суффикс.
На баяне играет баянист, на гитаре ___, на барабане ___, на пианино ___, на виолончели ___, книги переплетает ___, грузит ___, охотится ___.
2) Дети заполняют таблицу
слово Очень маленький Очень большой
человек человечек человечище
кулак кулачок кулачище
нос носик носище
оолос голосок голосище
нога ножка ножище
рука ручка ручище
сапог сапожок сапожище
глаза глазик глазище
волосы волосики волосище
усы усики усище
хвост хвостик хвостище
3) Составление слов из разрезных квадратов: дворик, забор, мешок, дружок, ледоход, подруга.
4) Дети придумывают слова по схемам
Подбирают: подруга. Зацветёт, дружок, прочитал, подоконник, горка, прогулка.
5) По цифровому ряду дети определяют место [ д ]в слове:
борода, добыча, водосток, простуда, градусник.
6) Изучение новых словарных слов: цыплёнок, жёлтый, север, восток, земляника, горизонт.
Заключительная часть.
-Что такое суффикс?
-Слово с суффиксами -ик, - чик
-ек, - еньк
- ок, -очк
Анализ участия детей.