Конспект занятия по этносольфеджио в фольклорной студии «Жаворонок»
(1-ый год обучения)
Тема: релятивная сольмизация. Название ступеней лада.
По программе: «Живая вода», подпрограмма «Этносольфеджио»
Год обучения: первый,5-6 лет
Педагог: Коноплева Татьяна Михайловна
Цель: Создание условий для освоения координации между слуховыми представлениями и звуковым воспроизведением.
Задачи:
Обучающие задачи:
-показать ступени лада при помощи релятивной сольмизации;
-повторить ранее изученные ступени лада;
-познакомить с новыми ступенями лада;
Развивающие задачи:
- развить координацию между слухом и голосом;
-развить внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;
-развить творческие способности.
Воспитательные задачи:
- воспитать эстетические чувства ребенка;
- расширить общий кругозор;
-дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость;
Материалы и оборудование:
- Игрушки: мягкий мячик, платок, тряпичный зайчик.
- Музыкальные инструменты: баян, колокольчик
- Большой, хорошо освещённый зал.
План занятия.
(Общее время занятия 35 минут).
I этап- вводный.
-Приглашение детей в зал.
-Подготовка детей к работе на занятии.
- Проверка присутствующих детей на занятии .
- Создание психологического настроя детей.
II этап- подготовительный.
-Объявление темы занятия.
-Мотивация детей на учебную деятельность.
III этап- основной.
-Выполнение педагогом основных поставленных задач (см. раздел «Задачи»)
-Игровая программа, состоящая из традиционных русских музыкальных игр.
IV этап – итоговый.
-Закрепление изученного материала.
-Проверка знаний изученного на уроке материала.
-Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
I этап- вводный
Приглашение детей в класс, где они рассаживаются по местам на лавках. Регистрация присутствующих на занятии в журнале.
II этап- подготовительный
Педагог: Ребята, а давайте мы все послушаем, как же сегодня настроены наши ушки.
Распевание:
1.«Заинька попляши»- музыкальная игровая попевка для которой потребуется мягкий тряпичный мячик. Правила игры: педагог кидает мячик тому ученику, которому надо повторить мелодию за преподавателем. Так определяется настройка музыкального слуха каждого ученика. После исполнения данной попевки можно спросить у других обучающихся на сколько точно повторил данное упражнение тот или другой ребенок.
2.«На горе сидели зайцы»- пальчиковая музыкальная игра. Правила игры: Педагог одевает на палец тряпичного зайчика и кладет его на руку ребенка, а в это время все дети исполняют попевку. По окончанию ее обучающийся должен поймать палец с зайчиком.
3.«Тушки, тутушки в городе печушки»- музыкальная попевка. Обучающиеся поют все вместе, внимательно прислушиваясь друг к другу. Далее ладонями дети вместе с педагогом отстукивают ритм попевки.
III этап- основной
На примере попевки «На дворе не рано» повторить ноты C и D одновременно показывая их руками.
Выучить две новые ноты E,F на примере попевки «Первенчики, бубенчики».
Далее вместе с педагогом обучающиеся повторяют песни : «Ай, чу-чу я горошек молочу» и «Топ-топ топ топотушки», что является подготовкой концертного репертуара к открытому занятию в конце полугодия.
Песни:
«Топ-топ топ топотушки»
Топ-топ- топ топотушки
Пляшет зайчик на опушке
Пляшет ежик на пеньке
Пляшет чижик на сучке
Пляшет песик на крылечке
Пляшет котик возле печки…
«Ай, чу-чу, я горошек молочу»
Ай чу-чу, ай, чу-чу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.
Ко мне курочка бежит,
Ко мне рябая бежит,
Ой, бежит она спешит,
А ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далеко, далеко,
На Иваново село.
У Иванова двора
Загорелася вода,
Всем селом пожар тушили,
Но огонь не загасили.
Пришел дедушка Фома,
Ой, большая борода
Он народ прогнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он нам об этом не сказал,
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
Игровая программа:
«Пестрый мячик»- музыкальная игра, для которой потребуется мягкий тряпичный мячик. Правила игры: все остаются на местах, а водящий отходит в сторонку и закрывает глаза. В это время исполняется попевка «Сидит Иванушка на белом камушке» до тех пор пока водящий не скажет слово «стоп». Как только он произнес это слово, дети прячут руки назад и исполняют попевку «Пестрый мячик у меня», а водящий отгадывает, в чьих руках спрятан мячик. Далее водящим становится тот у кого оказался мячик.
2. «Прянична доска» - музыкальная игра. Правила игры: Дети остаются на скамейках и исполняют текст игры, а водящий ходит вдоль скамейки выбирает того, с кем он хочет бежать наперегонки вокруг неё. На слова «Раз, два ,три –беги»- два человека встают спиной друг к другу и бегут в разные стороны вокруг скамейки. Далее водящим становится тот, кто последний прибежал на место.
Текст игры:
Прянична доска
С дубова конца,
с дубова конца
Сбрось-ка молодца
3.«Дили-дон»-музыкальная игра. для этой игры потребуется платок, и колокольчик.
Правила игры: водящему педагог завязывает глаза и медленно поворачивает его вокруг себя. В это время дети исполняют попевку «Дили- дон» и передают друг другу колокольчик до тех пор пока водящий не скажет «стоп». Далее он должен определить, откуда доносится звон колокольчика и по возможности угадать у кого он в руках.
IV этап- итоговый
Ребята, а давайте вспомним, что нового мы с вами узнали сегодня на занятии? Какие сегодня новые ноты вы узнали? А кто запомнил и может показать ноту С и D? А ноту E и F? Молодцы! Жду вас на следующем занятии.