Данный урок призван развивать умения выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром. Целью урока является воспитание учащихся посредством раскрытия и развития способностей любить, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство жить в гармонии»
Задачи урока: 1. Формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом.
2. Развивать умения выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром.
3. Воспитывать учащихся посредством раскрытия и развития способностей любить, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других.
Цель урока: Формирование основ нравственного поведения учащихся, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом.
Ход урока
I. Организационный момент
Юлия Дружинина
«Как объяснить?»
«Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рожденному с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда
Названного ЛЮБОВЬЮ?»
Эпиграфы урока:
«Где Любовь – там и Мир,
Где Мир – там и Гармония,
Где Гармония - там и Взаимопонимание,
Где Взаимопонимание – там нет проблем»
(из книги «Истина в афоризмах»)
«Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю, смерть, что рыщет все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя».
(Франсуа Вийон)
II. «Круг Радости и Добра»
Игра – упражнение «Домино»
- Как существует разница между отдельными людьми, также и много между ними общего.
Я называю два характерных для меня момента (которые характеризуют меня с внутренней и внешней сторон). Ученики, у которых есть такие же признаки берут меня за руку, и называют два своих характер. признака.
В итоге вся группа образует единый круг.
«Я так люблю тебя!»
III. – Одним из приемов обучения является прием СОГЛАШЕНИЕ – это возможность высказаться и услышать мнения других, это воспитание уважение к себе и другим.
Хотя раскаяние, как и желание, исправить причинение зло, и искренни, но возместить ущерб, причиненный словами, так же невозможно, как собрать пущенные по ветру перья.
* Может ли человек жить в гармонии с самим собой нанося обиду другому (ближнему), не даря любовь?
Загляните в потаенные уголки души своей, умеет ли она откликаться на добро, внимание, нежность.
Задайте себе вопрос:
« Умеешь ли ты любить?..»
«Чем силен человек? Любовью своей! На Любви основана вся наша жизнь: от Любви рождаемся, от Любви рождаем и живем для Любви, во имя Любви, чтобы строить, творить, созидать, беречь то, что дал нам Бог»
( С.А. Назарбаева)
- Любовь не только неисчерпаема, но и универсальна – ведь каждый человек, в конце концов, находит свою любовь, и каждый становиться со временем объектом любви. Причем это не зависит ни от возраста, ни от внешних данных, ни от богатства. Каждый достоин быть любимым и любить.
- Сколько написано, спето, сыграно на эту тему, а единого мнения нет: как возникает, чем живет и куда уходит любовь?
«Конверт откровений»
(учащимся предлагается ответить на вопросы, которые находятся в конверте)
* Бывает ли любовь с первого взгляда ?
* Сколько раз в жизни человек может любить ?
* Может ли быть любовь длинною в жизнь ?
* Следует ли прислушиваться к мнению других , например , родителей , друзей , когда любишь ?
* Стоит ли обсуждать с любимым человеком то , что не нравится в Ваших с ним отношениях ?
* Правда ли. Что любят одних, а встречаются с другими?
* Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
* Что для человека более значимо: любить или быть любимым
* Хотели бы Вы услышать пламенное объяснение в любви?
* Можно ли жить счастливо семейной жизнью без любви?
V. «Палитра мнений»
Это прием обучения, первый шаг к выражению мнения, отличного от окружающих. Иногда фразы «не знаю» и «не уверен» являются первой попыткой выразить свое мнение. Может быть о них и начнется путь к тому, чтобы «узнать» и «убедиться».
Показ слайдов «СЧАСТЬЕ - ЭТО ПРОСТО!»
( свое мнение о счастье говорят дети и педагоги)
- Каждому необходимо уважать и ценить самого себя. Начните сегодня, не ждите, пока кто-то оценит вас. Учитесь анализировать и выделять свои достоинства, тогда их заметят и окружающие. Ведь другие думают о вас то же, что вы сами о себе думаете!
Тест «Что у вас с самооценкой?»
Прочитайте утверждения, отвечая только «да» и «нет». За каждый положительный ответ – 1 балл
1. Я спокойно реагирую на критику, не возмущаясь и на обижаясь.
2. Я не завистлив(а).
3. Я умею признавать свои ошибки.
4. Я с любопытством и интересом отношусь ко всему новому.
5. Я с удовольствием и без смущения выслушиваю комплименты своей внешности и способностям.
6. Я никогда не позволяю хамства и оскорблений других, даже если их поведение возмущает меня.
7. Я умею посмеяться над собой.
8. Шутки в мой адрес нисколько не смущают, я удовольствием посмеиваюсь вместе со всеми.
9. В стрессовых ситуациях я всегда сохраняю
достоинство и самообладание.
8-9 баллов: Вероятно, вы довольно высокого мнения о себе. Подумайте, так ли вы совершенны на самом деле, каким хотите казаться окружающим.. И стоит ли уж стремиться нравиться всем без исключения?
6-7 баллов: Поздравляем! Ваша самооценка стабильна и вполне адекватна. Вы уверенно идете по жизни, с достоинством принимая её удары и радуясь своим успехам.
5 баллов: похоже, уверенность в себе – не самое сильное ваше качество. Вам пора задуматься над тем, что же заставляет вас считать себя хуже, чем вы есть на самом деле. Поторопитесь: жизнь не так уж длинна, чтобы прожить её ни к чему не пригодным созданием.
- Нравственность, духовность – неотъемлемые звенья гармоничного становления ЧЕЛОВЕКА
Стихотворение «Называешь себя Человеком?» -слайд
VI. Радуга творчества.
– Из урока в урок, мы с вами размышляли над тем, чем мы отличаемся друг от друга? Хорошо ли это? Думали над тем, что нас объединяет? Да, безусловно, мы разные. У каждого есть какие-то индивидуальные способности, таланты, которые делают нас уникальными, особенными. Но в то же время мы с вами имеем много общего, похожего. Мы хотим быть людьми, которых уважают, почитают, любят. А для этого нужно жить соблюдая общечеловеческие ценности.
Народная мудрость: «Посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка»
Задание «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК.»
(учащимся раздаются комплекты: дом, дерево, человек. На «планету Земля» каждый наклеивает один из выбранных
предметов и объясняет свой выбор )
VII. Работа в парах.
«СИНКВЕЙН»
на тему «СЧАСТЬЕ» и «ЛЮБОВЬ» - слайд
VIII. Игра «Жесты»
(поздороваться, выразить признательность,
обрадоваться встрече, задуматься, нервничать)
IX. «Радостней сделать жизнь» (работа в группах)
- Рассмотрите некоторые пункты ежедневных дел человека вашего возраста. Прокомментировать их с точки зрения оптимиста и пессимиста.
(см. приложение)
- Урок начинается не со звонка, а с того момента, когда начинается общение Учителя и Ученика. Радуется душа учителя, когда дети становятся сдержаннее, заинтересованы в предмете. Верит Учитель, что интерес перерастет в убеждения ребят, а убеждения – в характер/
Обращение к УЧИТЕЛЯМ
«Прошу считать меня Человеком»
(по Соловейчику) – слайд
X. Песня «Давайте восклицать» Булат Окуджава
(исполняют учащиеся)
XI. «От сердца к сердцу»
- Древние говорили: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» а наша пристань _ГАРМОНИЯ. Если я буду жить в гармонии с собой, тои мир будет нести гармонию добра и любви.