kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки "Красота в искусстве и в жизни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Красота в искусстве и в жизни»

1.  Что такое красота? Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

2.  Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

3. Есть ли у красоты свои законы?

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

4. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

5. Как соотноситься красота и польза?

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

_____________________________________________________________________________

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.              А.П. Чехов.

 

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво…            А.С. Пушкин

Красота, прекрасное… А что есть красота? Человечество во все времена пыталось ответить на этот вопрос. Но дано ли человеку понять это?

Кто-то из великих сказал, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном.

И в необыкновенном обыкновенное. Это древний философ Дидро сказал.

И он прав. Согласно древнегреческой легенде киприйский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной женщины с лучезарным лицом – Галатею. Он влюбился в свое творение. Тронутая страданиями Пигмалиона, Афродита вдохнула душу в Галатею, ибо без этого одухотворения плоти живая прелесть человека несовершенна, неполна.

6. “Джоконда” Леонардо да Винчи, Сикстинская мадонна Рафаэля… Почему ни одно произведение изобразительного искусства не в силах затмить их? Хочется снова и снова смотреть на них, чтобы прикоснуться к вечности. Может быть, потому, что они до сих пор волнуют воображение и покоряют своим совершенством.

- Сикстинская мадонна Рафаэля… Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Прекрасное благородное лицо отражает все оттенки изумления. Широко открытые лучезарные очи глядят на нас. Она еще крепче обнимает сына, чувствуя его судьбу. Поэтому такой скорбью осенена ее юная краса.

Данте.

И в самых радостных краях
Не знаю ничего красивей
Достойней матери счастливой
С ребенком малым на руках.
Бывает иногда: смотрю я
Любуюсь ею, и печаль
Охватит сердце вдруг,
И жаль ее мне станет
И, тоскуя,
Пред нею голову склоню я..

Стих. “Джоконда”

Еще не видно лица на портрете,
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Неуловимая улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор по середине гладко
И пропадает тропой среди гор.
Чему, улыбаясь, она так рада?
Лежит перед нею гроздь винограда.
Тихая музыка близко слышна.
Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда,
Леонардо пишет ее портрет.

Джоконда. Самая знаменитая. Самая загадочная картина мира…

На нас льется золотистый, теплый свет итальянского летнего вечера. Пристально, чуть-чуть устало, мягко, испытующе, все понимая, глядит на людей Джоконда. И любой из нас чувствует на себе этот взгляд…

7. Для каждого человека слово красота вызывает разные ассоциации.

Что есть красота для Вас? Раньше Вы, наверное, никогда особо не задумывались. Ну да, красиво, ну а что?
- Cамое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному. И у каждого свой ее идеал. Но есть такая, при виде которой у всех нас захватывает дух…
- Для кого-то красота – страшная сила, кто-то считает, что именно она спасает мир. А вообще, прежде всего надо ценить красоту внутреннего мира человека.

Когда вы смотрите на портреты известных людей, вам есть, что добавить от себя, потому что, так или иначе, вам известна судьба А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, романы Л.Н. Толстого.

- Но в музеях вы встретите и такие названия: “Портреты неизвестной”, “Крестьянин”, “Старик”, “рабочий”. Красивые лица. Выразительные лица. Строгие лица. Они часто привлекают внимание не меньше, чем портреты знаменитых людей.

- А вот Ник. Заболоцкий нарисовал портрет, который назвал “Некрасивая девочка”.

                      Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

                    Сломать его едва ли можно вдруг!

                    Мне верить хочется, что чистый этот пламень.

                    Который в глубине её горит,

                   Всю боль свою один переболит

                   И перетопит самый тяжкий камень!

                    И пусть черты её нехороши

                    И нечем ей  прельстить воображенье,-

                   Младенческая грация души

                   Уже сквозит в любом её движенье.

                   А если это так, то, что есть красота

                   И почему её обожествляют люди?

                   Сосуд она, в котором пустота,

                   Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Вопрос без сомнения, решен в пользу “огня”. И все же вопрос остается. Он обращен к нам. Ведь мы могли просто не заметить девочку.
- И всегда ли мы замечаем “чистый пламень” и “грацию души”?
- А разве не случалось, что нравились нам “красивые сосуды”, в которых пустота. И мы ничего с собой поделать не могли.

Красота… Пока существует голубое небо, восходы и закаты, пока бьется человеческое сердце и властвует любовь до тех пор в душе человека будет жить мечта о красоте и желание разгадать это удивительное и магическое понятие.

    Запомни значение этих слов!         

Красота- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании.

Мадонна – у католиков Богородица.

Душа – внутренний мир человека, его сознание.

Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чужим горем, несчастьем.

Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

Доброта – душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

Честный – искренний, прямой, добросовестный, безупречный.

Бескорыстный – чуждый выгоды.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, героический.

Д/З.  -        Возьмите любое произведение искусства и найдите -необыкновенное в обыкновенном, и в необыкновенном обыкновенное. В чем заключается его красота?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Красота в искусстве и в жизни". »

8 класс

«Красота в искусстве и в жизни»

1. Что такое красота? Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

2. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.

3. Есть ли у красоты свои законы?


Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. 4. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

5. Как соотноситься красота и польза?

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

_____________________________________________________________________________

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П. Чехов.


Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво… А.С. Пушкин

Красота, прекрасное… А что есть красота? Человечество во все времена пыталось ответить на этот вопрос. Но дано ли человеку понять это?

Кто-то из великих сказал, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном.

И в необыкновенном обыкновенное. Это древний философ Дидро сказал.

И он прав. Согласно древнегреческой легенде киприйский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной женщины с лучезарным лицом – Галатею. Он влюбился в свое творение. Тронутая страданиями Пигмалиона, Афродита вдохнула душу в Галатею, ибо без этого одухотворения плоти живая прелесть человека несовершенна, неполна.

6. “Джоконда” Леонардо да Винчи, Сикстинская мадонна Рафаэля… Почему ни одно произведение изобразительного искусства не в силах затмить их? Хочется снова и снова смотреть на них, чтобы прикоснуться к вечности. Может быть, потому, что они до сих пор волнуют воображение и покоряют своим совершенством.

- Сикстинская мадонна Рафаэля… Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Прекрасное благородное лицо отражает все оттенки изумления. Широко открытые лучезарные очи глядят на нас. Она еще крепче обнимает сына, чувствуя его судьбу. Поэтому такой скорбью осенена ее юная краса.

Данте.

И в самых радостных краях
Не знаю ничего красивей
Достойней матери счастливой
С ребенком малым на руках.
Бывает иногда: смотрю я
Любуюсь ею, и печаль
Охватит сердце вдруг,
И жаль ее мне станет
И, тоскуя,
Пред нею голову склоню я..

Стих. “Джоконда”

Еще не видно лица на портрете,
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Неуловимая улыбка,
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор по середине гладко
И пропадает тропой среди гор.
Чему, улыбаясь, она так рада?
Лежит перед нею гроздь винограда.
Тихая музыка близко слышна.
Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда,
Леонардо пишет ее портрет.

Джоконда. Самая знаменитая. Самая загадочная картина мира…

На нас льется золотистый, теплый свет итальянского летнего вечера. Пристально, чуть-чуть устало, мягко, испытующе, все понимая, глядит на людей Джоконда. И любой из нас чувствует на себе этот взгляд…

7. Для каждого человека слово красота вызывает разные ассоциации.

Что есть красота для Вас? Раньше Вы, наверное, никогда особо не задумывались. Ну да, красиво, ну а что?
- Cамое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному. И у каждого свой ее идеал. Но есть такая, при виде которой у всех нас захватывает дух…
- Для кого-то красота – страшная сила, кто-то считает, что именно она спасает мир. А вообще, прежде всего надо ценить красоту внутреннего мира человека.

Когда вы смотрите на портреты известных людей, вам есть, что добавить от себя, потому что, так или иначе, вам известна судьба А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, романы Л.Н. Толстого.

- Но в музеях вы встретите и такие названия: “Портреты неизвестной”, “Крестьянин”, “Старик”, “рабочий”. Красивые лица. Выразительные лица. Строгие лица. Они часто привлекают внимание не меньше, чем портреты знаменитых людей.

- А вот Ник. Заболоцкий нарисовал портрет, который назвал “Некрасивая девочка”.

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень.

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Вопрос без сомнения, решен в пользу “огня”. И все же вопрос остается. Он обращен к нам. Ведь мы могли просто не заметить девочку.
- И всегда ли мы замечаем “чистый пламень” и “грацию души”?
- А разве не случалось, что нравились нам “красивые сосуды”, в которых пустота. И мы ничего с собой поделать не могли.

Красота… Пока существует голубое небо, восходы и закаты, пока бьется человеческое сердце и властвует любовь до тех пор в душе человека будет жить мечта о красоте и желание разгадать это удивительное и магическое понятие.

Запомни значение этих слов! (Самостоятельная работа)


Красота- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху.

Гармония – согласованность, стройность в сочетании.

Мадонна – у католиков Богородица.

Душа – внутренний мир человека, его сознание.

Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чужим горем, несчастьем.

Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

Доброта – душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

Честный – искренний, прямой, добросовестный, безупречный.

Бескорыстный – чуждый выгоды.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других, героический.

Д/З. - Возьмите любое произведение искусства и найдите -необыкновенное в обыкновенном, и в необыкновенном обыкновенное. В чем заключается его красота?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок музыки "Красота в искусстве и в жизни".

Автор: Карпова Елена Ивановна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "267670"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(98) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia1"
    ["file_id"] => string(6) "267671"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект метапредметного  урока музыки "Когда человек счастлив""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-muzyki-koghda-chieloviek-schastliv"
    ["file_id"] => string(6) "314545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459705556"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-tolierantnykh-kachiestv-u-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "294722"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455715740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства