Данная разработка пердназначена для проведения классного часа в 11 классе. Цель:на основе знакомства с понятиями «авторитет», «лидер», «герой» подвести учащихся к осознанию своей идентичности и выделению качеств, к которым нужно стремиться в саморазвитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идентичность. Самопознание.»
Занятие в 11 «А» классе
Тема: «Идентичность. Самопознание»
Цель: на основе знакомства с понятиями «авторитет», «лидер», «герой» подвести учащихся к осознанию своей идентичности и выделению качеств, к которым нужно стремиться в саморазвитии.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с содержанием понятия «авторитет».
2. Провести вместе с ними психологическую самодиагностику личностных качеств.
3. Создать условия для проведения рефлексивного анализа своей идентичности.
Добрый день, уважаемые ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Я - педагог-психолог гимназии в 8-11 классах. Сегодня я проведу у вас занятие, которое поможет вам еще лучше узнать себя. Мы поговорим о ваших личных качествах, о вашей индивидуальности и при этом о вашем сходстве.
«Кто я?»
Для начала я предлагаю вам выполнить первое задание. Возьмите листок, подпишите его. Затем в течение 10 минут вам нужно будет дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?». Не старайтесь отобрать правильные и не правильные, важные или неважные. Пишите так, как они приходят в голову. Постарайтесь написать, как можно больше ответов. Писать лучше в столбик.
Интерпретация: Теперь давайте посчитаем ваши результаты
Если ответов очень мало то, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе или просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам это достаточно?
От 8-17 – это показывает, что вроде бы вы и знаете себя, да как-то не очень хорошо, думаете о себе, но не очень много.
У кого получились такие результаты подумайте, что вам помешало ответить? Чего не хватило? Может просто надоело отвечать? Или наоборот подвергли свои ответы жесткой цензуре? Решите это для себя и запишите ответ.
Ответов более 18 – обычно это показатель того, что человек смотрит на себя с разных сторон, не стесняется сам себя. Обратите внимание нет, ли у вас повторяющихся ответов (пример: Я люблю рок-музыку и я вечерами слушаю рок музыку) Если такие высказывания есть то, посчитайте их за одно. Посмотрите сколько осталось.
Обсуждение:
- трудно ли было выполнять задание?
- если да, то в чем именно была трудность?
«Поиск сходства»
Цель: сплочение коллектива, с помощью обнаружения сходств между участниками.
Давайте перейдем к следующему заданию. Сейчас я буду вам называть признак или качество человека, если вы обладаете этим признаком или качеством, то вам нужно будет встать.
Встаньте те:
У кого обычно по утрам хорошее настроение;
Кто уверен в себе;
Кто считает себя вполне счастливым человеком;
Кто критически относится к себе;
Кто считает, что обладает лидерскими качествами;
Кто считает себя вспыльчивым человеком;
Кто выбрал для себя профессию;
У кого есть мечта;
У кого есть друзья;
Кто считает себя добрым
Обсуждение:
-как вы думаете какая была цель этого упражнения?
-смогли ли вы заметить одноклассника, с которым у вас наиболее количество схожих черт?
-узнали ли вы, что-то новое о своих одноклассниках?
В результате выполнения данного упражнения, можно сделать вывод, что, обладая индивидуальными качествами, люди имеют много общего, что делает нас сплоченными и интересными друг другу.
Теперь я бы хотела поговорить с вами о таком понятии как «авторитет». Знаете ли вы, что это такое? (варианты детей)
Авторитет - это такое качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт и т. д.
6. Мини - лекция «Авторитеты: подчинение или подражание».
Цель: показать роль негативных и позитивных авторитетов и их влияниена будущую жизнь человека.
Авторитет (истинный) - это влияние какого-либо лица, основанное на признании и уважении его мнения, его личных качеств.
Авторитет (ложный) - осуществляется влияние на поведение другого с помощью различных средств:
Авторитет подавленияЭто называется авторитарность добиваться от других подчинения используя силу. Эти люди раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия. Им совершенно неинтересно, какие проблемы ты испытываешь и что при этом чувствует. Добивающиеся авторитета путем уничтожения твоего «хочу», разговаривают тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются твоим страхом и волнением.Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать тогда, когда исчезает страх.
Авторитет положения
Некоторые люди, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги и требуют подчинения. «Я добился, я смогу тебя научить. Слушай меня».
Авторитет назидания
Такой человек злоупотребляет поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится его собственный опыт, который не всегда является положительным.
Авторитет демонстративной любви
Это показная демонстрация любви к человеку и выполнение его желаний. Ни для кого не секрет, что демонстративная любовь не всегда искренна.
Авторитет подкупа
Желательное поведение покупается подарками или обещаниями каких-либо благ.
Вопрос:Кто может обладать авторитетом? (родители, учителя, друзья, герои)
Вопрос:Для чего нам нужны авторитеты? (для саморазвития или переложить ответственность)
«Мой герой»
Теперь я вам предлагаю выполнить последнее упражнение, которое называется «Мой герой»
Цель: выявление начальной системы нравственных ценностей и имеющихся у подростка авторитетов;
Инструкция 1: Напишите на листочках 3-5 имен героев или реальных людей, которыми вы восхищаетесь (фильм, игра, книга, друг, учитель, артист, сказочный персонаж).
Инструкция 2: Возле каждого имени запишите 2-3 качества, которые вас в нем привлекают.
Анализ:
-Можем ли мы сказать, что это образец для подражания?
- Как мы можем его назвать?
- Кто или что помогло ему стать таким?(семья, школа, друзья, государство, внутренние ресурсы).
- К чему стремиться такой человек? Какая у него цель?
- Есть ли уже в твоей жизни такой авторитет?
-Какие качества у вас совпадают?
Вывод:в результате получился твой идеал, человек (люди) обладающий перечнем этих качеств является для тебя истинным авторитетом.
-Какие качества есть у вас из этого списка?
- К каким стоит стремиться?
Рефлексия: было ли для вас полезное данное занятие?
Узнали ли вы что-то новое о себе? О своих одноклассниках?
Оценка суггестивности (внушаемости) по О.П. Елисееву.
Тестовый материал
1. Напишите фамилию любого писателя, например, «Гоголь»; вообще любого писателя …НАЧАЛИ!
2. Напишите любую короткую фразу, например, «лето наступило»; вообще любую фразу …НАЧАЛИ!
3. Напишите название любого предмета, например, «стол»; вообще любого предмета …НАЧАЛИ!
4. Изобразите любой предмет, например, треугольник; вообще любой предмет …НАЧАЛИ!
5. Напишите любое число, например, 9; вообще любое число …НАЧАЛИ!
Обработка и интерпретация результатов теста
Если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла.
Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера - ставится 3 балла.
Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла;
Совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу.
Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на три.
Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:
· 15 - 30 баллов - пониженная внушаемость;
· 31 - 45 баллов - средняя внушаемость;
· 46 и более баллов - повышенная внушаемость.
Максимальное количество - 60 баллов, минимальное - 15 баллов.
Цель: диагностика уровня суггестивности испытуемого.
Материал: листы А 4, ручки.
Инструкция: проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр - 1, 2, 3, 4 и 5 - ими обозначаются номера заданий. Я буду зачитывать вопросы, а вы в свою очередь должны ответить и написать под определенной цифрой свой ответ. Важно ответить очень быстро, первое, что придет в голову.
Анализ:
Что нового узнали о себе?
Какие выводы сделали?
Цель: показать роль авторитетов в жизни человека, повышение уверенности в себе.