Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста.
Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста.
Лекция для родителей.
Психологические особенности юношеского возраста.
Ранняя юность (от 14 до 18 лет) в буквальном смысле слова «третий мир»,существующий между детством и взрослостью. Биологичес¬ки это период завершения физического созревания. Большинство деву¬шек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устра¬нение диспропорций, обусловлен-ных неравномерностью созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - за-вершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство ребят еще уча¬щиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается лишь в воспитательном плане, главная социальная задача этого воз¬раста - выбор профессии. Но социальное и личностное само-определение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориен¬тировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с диффе¬ренциацией умственных способно-стей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интеграль-ных механиз¬мов самопознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам; 16-летний человек начинает воспринимать и осмыс-ли¬вать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния соб-ственного «Я». Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее со¬бытие. Но оно вы-зывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтро¬ля. Вместе с сознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повыша-ется его избирательность, потребность в уединении. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефрексию, а так же чувство непохожести на дру-гих. Осознавание своей особенности вызывает характерное для ранней юности чувство страха одиночества. Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него сформируется неадекватная личность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям:
1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений.
2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен.
3. Размывание продуктив¬ных и творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутрен-ние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности.
4. Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и вы¬бор отрицатель-ных образов для подражания.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многознач-но, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Короче, самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках инди¬вида к себе. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного вос¬питания. В этом случае конфликт разрешается, в случае сильного «Я», активно - деятельностью, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «Я». Невротическая рефлек¬сия остается на уровне пассивного самосозерцания.
Еще одна из главных особенностей раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми; нарастание потребностей в освобождении от кон-троля и опеки, взрослых вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. И в то же время сфера отношений с взрослыми складывается достаточно противо¬речиво. Большинство опрошенных (85%) старшеклас¬сников признают потребность в общении с взрослыми как акту-альную для себя, из них свыше 66% в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей; среди тем, на основе которых мог¬ло бы строиться общение с взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружаю-щими, увле¬чения, вопросы морали, о себе, своем прошлом, настоящем и будущем, кли¬мат в семье и др. Иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопре¬деления.
Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение с ка¬кой-то нормой, проблемное поведение часто называется девиантным или отклоняющимся. Юношеский возраст вообще и ран-няя юность в особенно¬сти, представляют собой группу повышенного риска. Во-первых, сказыва-ются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормо¬нальных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов соци-ального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послу-шании взрослым уже не действуют, а взрослые спо¬собы, предполагающие сознательную дисци-плину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.
Основными методами коррекции поведения в юношеском возрасте являются: понимание, полное любви и сочувствия; безусловное позитивное и искреннее отношение близких людей.
Материалы для беседы подготовила психолог Ржевская Е.А
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста. »
3
Лекция для родителей.
Психологические особенности юношеского возраста.
Ранняя юность (от 14 до 18 лет) в буквальном смысле слова «третий мир»,существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство ребят еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается лишь в воспитательном плане, главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегральных механизмов самопознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам; 16-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Вместе с сознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефрексию, а так же чувство непохожести на других. Осознавание своей особенности вызывает характерное для ранней юности чувство страха одиночества. Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него сформируется неадекватная личность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям:
Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений.
Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен.
Размывание продуктивных и творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности.
Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Короче, самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного воспитания. В этом случае конфликт разрешается, в случае сильного «Я», активно - деятельностью, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «Я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания.
Еще одна из главных особенностей раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми; нарастание потребностей в освобождении от контроля и опеки, взрослых вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. И в то же время сфера отношений с взрослыми складывается достаточно противоречиво. Большинство опрошенных (85%) старшеклассников признают потребность в общении с взрослыми как актуальную для себя, из них свыше 66% в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей; среди тем, на основе которых могло бы строиться общение с взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, о себе, своем прошлом, настоящем и будущем, климат в семье и др. Иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопределения.
Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называется девиантным или отклоняющимся. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности, представляют собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.
Основными методами коррекции поведения в юношеском возрасте являются: понимание, полное любви и сочувствия; безусловное позитивное и искреннее отношение близких людей.
Материалы для беседы подготовила психолог Ржевская Е.А.