kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для родителей. Психологические особенности юношеского возраста. Ранняя юность (от 14 до 18 лет) в буквальном смысле слова «третий мир»,существующий между детством и взрослостью. Биологичес¬ки это период завершения физического созревания. Большинство деву¬шек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устра¬нение диспропорций, обусловлен-ных неравномерностью созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - за-вершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство ребят еще уча¬щиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается лишь в воспитательном плане, главная социальная задача этого воз¬раста - выбор профессии. Но социальное и личностное само-определение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориен¬тировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с диффе¬ренциацией умственных способно-стей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интеграль-ных механиз¬мов самопознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам; 16-летний человек начинает воспринимать и осмыс-ли¬вать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния соб-ственного «Я». Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее со¬бытие. Но оно вы-зывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтро¬ля. Вместе с сознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повыша-ется его избирательность, потребность в уединении. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефрексию, а так же чувство непохожести на дру-гих. Осознавание своей особенности вызывает характерное для ранней юности чувство страха одиночества. Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него сформируется неадекватная личность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям: 1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений. 2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен. 3. Размывание продуктив¬ных и творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутрен-ние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности. 4. Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и вы¬бор отрицатель-ных образов для подражания. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многознач-но, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Короче, самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках инди¬вида к себе. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного вос¬питания. В этом случае конфликт разрешается, в случае сильного «Я», активно - деятельностью, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «Я». Невротическая рефлек¬сия остается на уровне пассивного самосозерцания. Еще одна из главных особенностей раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми; нарастание потребностей в освобождении от кон-троля и опеки, взрослых вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. И в то же время сфера отношений с взрослыми складывается достаточно противо¬речиво. Большинство опрошенных (85%) старшеклас¬сников признают потребность в общении с взрослыми как акту-альную для себя, из них свыше 66% в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей; среди тем, на основе которых мог¬ло бы строиться общение с взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружаю-щими, увле¬чения, вопросы морали, о себе, своем прошлом, настоящем и будущем, кли¬мат в семье и др. Иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопре¬деления. Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение с ка¬кой-то нормой, проблемное поведение часто называется девиантным или отклоняющимся. Юношеский возраст вообще и ран-няя юность в особенно¬сти, представляют собой группу повышенного риска. Во-первых, сказыва-ются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормо¬нальных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов соци-ального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послу-шании взрослым уже не действуют, а взрослые спо¬собы, предполагающие сознательную дисци-плину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли. Основными методами коррекции поведения в юношеском возрасте являются: понимание, полное любви и сочувствия; безусловное позитивное и искреннее отношение близких людей. Материалы для беседы подготовила психолог Ржевская Е.А

Просмотр содержимого документа
«Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста. »

3



Лекция для родителей.


Психологические особенности юношеского возраста.


Ранняя юность (от 14 до 18 лет) в буквальном смысле слова «третий мир»,существующий между детством и взрослостью. Биологичес­ки это период завершения физического созревания. Большинство деву­шек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устра­нение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство ребят еще уча­щиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается лишь в воспитательном плане, главная социальная задача этого воз­раста - выбор профессии. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориен­тировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с диффе­ренциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегральных механиз­мов самопознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам; 16-летний человек начинает воспринимать и осмысли­вать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее со­бытие. Но оно вызывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтро­ля. Вместе с сознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефрексию, а так же чувство непохожести на других. Осознавание своей особенности вызывает характерное для ранней юности чувство страха одиночества. Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него сформируется неадекватная личность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям:

  1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений.

  2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен.

  3. Размывание продуктив­ных и творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности.

  4. Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и вы­бор отрицательных образов для подражания.

Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Короче, самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках инди­вида к себе. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного вос­питания. В этом случае конфликт разрешается, в случае сильного «Я», активно - деятельностью, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «Я». Невротическая рефлек­сия остается на уровне пассивного самосозерцания.

Еще одна из главных особенностей раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми; нарастание потребностей в освобождении от контроля и опеки, взрослых вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. И в то же время сфера отношений с взрослыми складывается достаточно противо­речиво. Большинство опрошенных (85%) старшеклас­сников признают потребность в общении с взрослыми как актуальную для себя, из них свыше 66% в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей; среди тем, на основе которых мог­ло бы строиться общение с взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увле­чения, вопросы морали, о себе, своем прошлом, настоящем и будущем, кли­мат в семье и др. Иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопре­деления.

Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение с ка­кой-то нормой, проблемное поведение часто называется девиантным или отклоняющимся. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенно­сти, представляют собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормо­нальных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов соци­ального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым уже не действуют, а взрослые спо­собы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.

Основными методами коррекции поведения в юношеском возрасте являются: понимание, полное любви и сочувствия; безусловное позитивное и искреннее отношение близких людей.



Материалы для беседы подготовила психолог Ржевская Е.А.

13.09.2013 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста.

Автор: Ржевская Елена Александровна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146244

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства