Просмотр содержимого документа
«"Этот волшебный мир эмоций" »
Конспект занятия педагога- психолога «Этот волшебный мир эмоций»
Цель:
1. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
2. Развитие способности осознанно воспринимать свои эмоции и чувства.
Задачи:
1.Развитие умения различать эмоции по их проявлениям;
2. Закреплять понимание собственного эмоционального состояния;
3.Создание положительного эмоционального настроя в группе.
Оборудование: пиктограммы (набор из 5 разрезанных карточек) ,аудиозапись спокойной музыки,
Ход занятия
Игра – приветствие «Цветик-семицветик»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.
Педагаг-психолог приглашает детей встать в круг.
Педагог-психолог: «Ребята ,посмотрите какой цветок нам подарили! Цветочек красивый , волшебный и хочет поиграть с нами. Но для начала поприветствуем друг друга».
Упражнение «Ласковое имя». Дети поочередно здороваются с соседом справа, называя его ласковое имя и передавая цветок по кругу.
Педагог - психолог: Сегодня ребята, мы отправимся в необычное путешествие на волшебную цветочную поляну ,где живут разные эмоции. Скажите, ребята, какие вы знаете эмоции?
Педагог-психолог: Итак, закрывайте глаза и в путь!
(звучит музыка)
Педагог-психолог: Вот мы и на Волшебной поляне, посмотрите сколько здесь разных цветов.
Игра «Путешествие в страну эмоций»
Дети подходят к поляне, переворачивают по очереди цветы с определенной эмоцией. Каждый по очереди называет эту эмоцию, все показывают ее, называют причины этой эмоции. (всего 4 – 5 основных эмоций) (цветок радости, страха, грусти и др.)
Педагог-психолог: « Какой цветок изображен на картинке? Что он делает? Как мы с вами злимся? А на что мы можем злится ?А на что может злится цветок?
Цветок грустит, а почему он грустит? Давайте изобразим с вами грусть – голова и плечи опущены, а почему мы с вами можем грустить?
Что на лице у этого цветка– улыбка. А чему мы с вами можем радоваться? Давайте изобразим. Чему может радоваться цветочек?
Что испытывает этот цветок? А чего он боится? А мы чего с вами можем бояться? Давайте покажем, как мы боимся».
«Превращения»
Педагог-психолог: « Ребята, вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.
нахмурься - как:
- осенняя туча,
- рассерженная мама
улыбнуться, как:
- само солнце,
- как хитрая лиса,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- голодный волк
- разъяренный лев
испугайся, как:
- заяц, увидевший волка,
устань, как:
- папа после работы»
Задание «Дорисуй эмоции»
Дорисуй эмоции согласно образцу.
Игра «Что изменилось»
Пиктограммы выкладываются в линейку. Дети запоминают последовательность. Закрывают глаза, а психолог меняет местами 2 карточки. Дети открывают глаза и угадывают, что изменилось. (Игра повторяется) .
Игра «На цветочной поляне»
Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.
Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.
Педагог-психолог. На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)
Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)
Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)
Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)
Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)
Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)
Подведение итогов, ритуал прощания.
Педагог-психолог: « Наше путешествие заканчивается. Что нового вы сегодня узнали? Что вам особенно запомнилось?»
Упражнение «Молодцы»
Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы! »
Педагог-психолог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Встали в круг, взялись за руки.
Всех приветствую, друзья,
Здравствуй, Аня!
(дети по кругу приветствуют друг друга)
Рада видеть вас здесь я!
Педагог - психолог: Сегодня ребята, мы отправимся в необычное путешествие на ковре-самолете. А полетим на ковре-самолете мы в Волшебную страну, где правит королева Эмоций. Скажите, ребята, какие вы знаете эмоции?
Педагог-психолог: Правильно. Ее верные подданные - разные эмоции. В трудных ситуациях они всегда приходят на помощь жителям этой страны.
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я бы хотела узнать, какое у вас сейчас настроение. Давайте составим солнце из разноцветных ладошек. Цвет ладошки должен соответствовать вашему настроению.
(На стенде круг, который символизирует солнце. Дети выбирают ладошку того цвета, который соответствует их настроению.)
Педагог-психолог: Итак, садитесь на ковер - самолет, закрывайте глаза и в путь!
(звучит музыка)
Педагог-психолог: Вот мы и в Волшебной стране, а перед нами дом, в котором живет РАДОСТЬ.
Дети: У РАДОСТИ, у РАДОСТИ
Сегодня день рождения.
Мы принесли для радости
Очень много сладостей.
Но дом ее такой большой,
В нем радость заблудилась –
Поможет нам волшебный телефон,
Чтоб РАДОСТЬ с нами очутилась.
Игра «Испорченный телефон»
Правила игры: Педагог одному из детей говорит на ухо слово или фразу. Тот запоминает и передает его следующему. И так далее по цепочке. Самый последний из воспитанников озвучивает слово или фразу педагога.
Педагог – психолог: А теперь давайте отправимся в гости к СТРАХУ. Наш нелегкий путь будет лежать через болото. Идти нужно аккуратно, по кочкам, чтобы не оступиться. Вот мы у домика, где живет СТРАХ. Никому не страшно?
Дети: Вдруг по небу грозному
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито нам грозит…
Ты, страшилище не грози,
А на друзей своих смотри.
Игра «Составь портрет»
Правила игры: Дети составляют из разрезанных карточек портрет. В игре используются пиктограммы – набор из 5 карточек с символическими изображениями различных эмоциональных переживаний (радость, огорчение, страх, гнев, удивление) .
Педагог – психолог: А теперь поспешим к ИНТЕРЕСУ.
Дети: В домике у ИНТЕРЕСА
Все настоящее.
Вещи и предметы –
Все говорящее…
Игра «Изобрази попробовав»
Правила игры: Детям предлагается с закрытыми глазами пробовать кусочки фруктов и овощей на вкус и показывать мимикой и жестами, что же они съели. Остальные дети должны угадать фрукт или овощ. В случае затруднения, педагог-психолог дает подсказки-загадки.
Педагог-психолог: В следующем домике живет УДИВЛЕНИЕ. А на пути у нас дорожка, которая поможет нам дойти до него.
Дети: Окружающий мир
Удивляет меня,
Много таинств и секретов храня.
Удивительный мир,
Окружает тебя и меня,
Удивляя нас день ото дня.
Игра «Море волнуется раз»
Правила игры: Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура РАДОСТИ (СТРАХА, ПЕЧАЛИ, УДИВЛЕНИЯ, ГНЕВА и т. д.) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.
Педагог – психолог: В следующем домике живет ГНЕВ. Чтобы добраться до него, нужно попрыгать на одной ножке.
Дети: Я – страшный гнев,
Я – злостный гнев!
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Когда я злюсь – я так кричу
Дрожат вокруг все стены.
Игра «Зеркало»
Правила игры: Ребенок должен придумать и показать детям, кем он предстанет перед детьми. Например: «Я злой тигр», «Я веселый котенок», «Я грустный клоун» и т. д. Дети должны повторить за ним эмоциональное состояние.
Педагог – психолог: В следующем домике живет СПОКОЙСТВИЕ. Подойдем к его домику на носочках тихо-тихо.
Дети: По безмятежной глади моря
Спокойно парусник плывет
Спокойствие царит повсюду
Добро пожаловать! Оно вас ждет.
Игра «Да» и «Нет»
Правила игры: Дети встают в круг и берутся за руки, педагог в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».
Педагог-психолог: Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у конуры?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Педагог-психолог: Пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет, закрываем глаза и в путь.
(звучит музыка)
Педагог-психолог: Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, какие эмоции живут в волшебной стране?
(дети отвечают)
Педагог-психолог: Жители волшебной страны дарят вам на память волшебных бабочек. Давайте из них сделаем лучики солнцу. Какое у вас сейчас настроение? Выберете тот цвет бабочки, на который похоже ваше настроение и прилепите к солнцу.
(Дети выбирают бабочек, затем приклеивают их к волшебному солнцу) .
Педагог-психолог: Посмотрите, какое красивое у нас получилось солнце - волшебное.
А сейчас, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи! ». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.
Вы- молодцы!
РАДОСТЬ.
У РАДОСТИ, у РАДОСТИ
Сегодня день рождения.
Мы принесли для радости
Очень много сладостей.
Но дом ее такой большой,
В нем радость заблудилась –
Поможет нам волшебный телефон,
Чтоб РАДОСТЬ с нами очутилась.
СТРАХ
Вдруг по небу грозному
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито нам грозит…
Ты, страшилище не грози,
А на друзей своих смотри.
ИНТЕРЕС
В домике у ИНТЕРЕСА
Все настоящее.
Вещи и предметы –
Все говорящее…
УДИВЛЕНИЕ
Окружающий мир
Удивляет меня,
Много таинств и секретов храня.
Удивительный мир,
Окружает тебя и меня,
Удивляя нас день ото дня.
ГНЕВ
Я – страшный гнев,
Я – злостный гнев!
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Когда я злюсь – я так кричу
Дрожат вокруг все стены.
СПОКОЙСТВИЕ
По безмятежной глади моря
Спокойно парусник плывет
Спокойствие царит повсюду
Добро пожаловать! Оно вас ждет.
Конспект открытого занятия «Страна эмоций»
Конспект открытого занятия «Страна эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей.
Задачи:
1) развитие умения различать эмоции по их проявлениям,
2) развитие выразительной мимики,
3) проигрывание различных эмоциональных состояний
Игра – приветствие «Волшебный клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.
Психолог приглашает детей встать в круг.
Психолог: «К нам в гости пришел клубочек. Клубочек волшебный и умеет разговаривать и хочет поиграть с нами. Но для начала поприветствуем друг друга. Наматываем на пальчик нитку и говорим друг другу приятные слова. Клубочек предлагает нам сыграть в игру «Доброе животное»
Упражнение «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Психолог: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра «Путешествие в страну эмоций»
Цель: Психолог: «Клубочек предлагает нам отправиться в удивительную страну – страну эмоций».
Дети подходят к доске, переворачивают по очереди листы с изображенными персонажами, испытывающими определенную эмоцию. Каждый по очереди называет эту эмоцию, все показывают ее, называют причины этой эмоции. (всего 4 – 5 основных эмоций) (поляна радости, пещера страха, замок грусти и др.)
Психолог: Кто изображен на картинке? Что он делает? Как мы с вами злимся? А на что мы можем злится?
Мальчик грустит, а почему он грустит? Давайте изобразим с вами грусть – голова и плечи опущены, а почему мы с вами можем грустить?
Что на лице у девочки – улыбка. А чему мы с вами можем радоваться? Давайте изобразим.
Что испытывает мальчик? А чего он боится? А мы чего с вами можем бояться? Давайте покажем, как мы боимся.
Психолог: Узнаете сказочных героев? А колобок радостный или грустный? Как ты это понял? А какие эмоции были изображены у нас на картинках?
Арт – терапевтическое занятие «Рисуем эмоции»
Цель: снятие внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса, развитие творческих способностей.
Психолог: «Нам прислали письмо, написано в Д\с «Гнездышко». Ну что, зачитать? «Дорогие ребята, (пишут сказочные герои) нам интересно узнать, как вы выражаете радость и грусть? Чему радуетесь и чему огорчаетесь? » Ну что, покажем, как мы радуемся и огорчаемся, изобразим на бумаге? Берем листочки, на одном мы будем изображать радость, на другом – грусть. Приступайте к работе, а потом мы расскажем нашим гостям, что у нас получилось»
Ребята по очереди показывают свои рисунки, рассказывают что изобразили, чему радуются и чему грустят.
Психолог: Что мы с вами изображали? Хорошо, мы должны отослать наши рисунки героям, подсохнут и мы сложим их в конверт и отошлем в сказочную страну.
Ритуал прощания.
Психолог: «Мы идем весело играя и друг друга и себя ласково называя. Какое у нас настроение? »
Рефлексия.
Куда сегодня мы совершили путешествие? Какие же мы эмоции с вами увидели?
Конспект занятия психолога в старшей группе по закреплению знаний об эмоциях
Конспект мастер-класса педагога-психолога ДОУ № 41 «Березка» г. Балаково Саратовской области
Цель:
1. Закрепление знаний детей об эмоциях;
2. Развитие эмоциональной составляющей личности: творческих способностей ребенка, познавательного интереса; обогащение сенсорного опыта; формирование основ самоанализа, закрепление знаний об основных эмоциях человека (радость, страх, интерес, удивление, гнев, спокойствие) .
Задачи:
1. Закреплять понимание собственного эмоционального состояния;
2. Закреплять понимание выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Оборудование: пиктограммы (набор из 5 разрезанных карточек) ; поднос; зубочистки, с наколотыми на них кусочками овощей и фруктов; разноцветные ладошки и бабочки; 2 заготовки - солнце; тактильная дорожка; кочки; аудиозапись спокойной музыки.
Ход НОД.
Приветствие
Педагог-психолог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Встали в круг, взялись за руки.
Всех приветствую, друзья,
Здравствуй, Аня!
(дети по кругу приветствуют друг друга)
Рада видеть вас здесь я!
Педагог - психолог: Сегодня ребята, мы отправимся в необычное путешествие на ковре-самолете. А полетим на ковре-самолете мы в Волшебную страну, где правит королева Эмоций. Скажите, ребята, какие вы знаете эмоции?
Педагог-психолог: Правильно. Ее верные подданные - разные эмоции. В трудных ситуациях они всегда приходят на помощь жителям этой страны.
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, я бы хотела узнать, какое у вас сейчас настроение. Давайте составим солнце из разноцветных ладошек. Цвет ладошки должен соответствовать вашему настроению.
(На стенде круг, который символизирует солнце. Дети выбирают ладошку того цвета, который соответствует их настроению.)
Педагог-психолог: Итак, садитесь на ковер - самолет, закрывайте глаза и в путь!
(звучит музыка)
Педагог-психолог: Вот мы и в Волшебной стране, а перед нами дом, в котором живет РАДОСТЬ.
Дети: У РАДОСТИ, у РАДОСТИ
Сегодня день рождения.
Мы принесли для радости
Очень много сладостей.
Но дом ее такой большой,
В нем радость заблудилась –
Поможет нам волшебный телефон,
Чтоб РАДОСТЬ с нами очутилась.
Игра «Испорченный телефон»
Правила игры: Педагог одному из детей говорит на ухо слово или фразу. Тот запоминает и передает его следующему. И так далее по цепочке. Самый последний из воспитанников озвучивает слово или фразу педагога.
Педагог – психолог: А теперь давайте отправимся в гости к СТРАХУ. Наш нелегкий путь будет лежать через болото. Идти нужно аккуратно, по кочкам, чтобы не оступиться. Вот мы у домика, где живет СТРАХ. Никому не страшно?
Дети: Вдруг по небу грозному
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито нам грозит…
Ты, страшилище не грози,
А на друзей своих смотри.
Игра «Составь портрет»
Правила игры: Дети составляют из разрезанных карточек портрет. В игре используются пиктограммы – набор из 5 карточек с символическими изображениями различных эмоциональных переживаний (радость, огорчение, страх, гнев, удивление) .
Педагог – психолог: А теперь поспешим к ИНТЕРЕСУ.
Дети: В домике у ИНТЕРЕСА
Все настоящее.
Вещи и предметы –
Все говорящее…
Игра «Изобрази попробовав»
Правила игры: Детям предлагается с закрытыми глазами пробовать кусочки фруктов и овощей на вкус и показывать мимикой и жестами, что же они съели. Остальные дети должны угадать фрукт или овощ. В случае затруднения, педагог-психолог дает подсказки-загадки.
Педагог-психолог: В следующем домике живет УДИВЛЕНИЕ. А на пути у нас дорожка, которая поможет нам дойти до него.
Дети: Окружающий мир
Удивляет меня,
Много таинств и секретов храня.
Удивительный мир,
Окружает тебя и меня,
Удивляя нас день ото дня.
Игра «Море волнуется раз»
Правила игры: Дети встают в круг. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура РАДОСТИ (СТРАХА, ПЕЧАЛИ, УДИВЛЕНИЯ, ГНЕВА и т. д.) на месте замри». Затем ведущий выбирает фигуру, лучше всего передающую заданное эмоциональное состояние.
Педагог – психолог: В следующем домике живет ГНЕВ. Чтобы добраться до него, нужно попрыгать на одной ножке.
Дети: Я – страшный гнев,
Я – злостный гнев!
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Когда я злюсь – я так кричу
Дрожат вокруг все стены.
Игра «Зеркало»
Правила игры: Ребенок должен придумать и показать детям, кем он предстанет перед детьми. Например: «Я злой тигр», «Я веселый котенок», «Я грустный клоун» и т. д. Дети должны повторить за ним эмоциональное состояние.
Педагог – психолог: В следующем домике живет СПОКОЙСТВИЕ. Подойдем к его домику на носочках тихо-тихо.
Дети: По безмятежной глади моря
Спокойно парусник плывет
Спокойствие царит повсюду
Добро пожаловать! Оно вас ждет.
Игра «Да» и «Нет»
Правила игры: Дети встают в круг и берутся за руки, педагог в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».
Педагог-психолог: Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у конуры?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Педагог-психолог: Пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет, закрываем глаза и в путь.
(звучит музыка)
Педагог-психолог: Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, какие эмоции живут в волшебной стране?
(дети отвечают)
Педагог-психолог: Жители волшебной страны дарят вам на память волшебных бабочек. Давайте из них сделаем лучики солнцу. Какое у вас сейчас настроение? Выберете тот цвет бабочки, на который похоже ваше настроение и прилепите к солнцу.
(Дети выбирают бабочек, затем приклеивают их к волшебному солнцу) .
Педагог-психолог: Посмотрите, какое красивое у нас получилось солнце - волшебное.
А сейчас, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи! ». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.
Вы- молодцы!
РАДОСТЬ.
У РАДОСТИ, у РАДОСТИ
Сегодня день рождения.
Мы принесли для радости
Очень много сладостей.
Но дом ее такой большой,
В нем радость заблудилась –
Поможет нам волшебный телефон,
Чтоб РАДОСТЬ с нами очутилась.
СТРАХ
Вдруг по небу грозному
Страшилище летит.
И кулаком громадным
Сердито нам грозит…
Ты, страшилище не грози,
А на друзей своих смотри.
ИНТЕРЕС
В домике у ИНТЕРЕСА
Все настоящее.
Вещи и предметы –
Все говорящее…
УДИВЛЕНИЕ
Окружающий мир
Удивляет меня,
Много таинств и секретов храня.
Удивительный мир,
Окружает тебя и меня,
Удивляя нас день ото дня.
ГНЕВ
Я – страшный гнев,
Я – злостный гнев!
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Когда я злюсь – я так кричу
Дрожат вокруг все стены.
СПОКОЙСТВИЕ
По безмятежной глади моря
Спокойно парусник плывет
Спокойствие царит повсюду
Добро пожаловать! Оно вас ждет.
Мастер-класс НОД по психологическому общению на тему: «Волшебная страна эмоций» (для воспитанников 5–7 лет)
Мастер - класс НОД по психологическому общению
на тему: «Волшебная страна эмоций»
(для воспитанников 5 – 7 лет)
Цель: Закрепить знания об эмоциях воспитанниками.
Оборудование: воздушные шары пяти цветов, фломастеры, маски с эмоциями, музыкальное сопровождение (звуки природы «Мелодия жизни») .
1. Приветствие. Психолог: - Я слышала, что есть волшебная страна, где живут
положительные эмоции. А вы слышали о такой стране? А может быть, вы знаете, где она находится. А что нужно сделать, чтобы попасть в волшебную страну? На чем можно отправиться в волшебную страну? А как вы думаете, на воздушном шаре можно полететь? Кто ни будь видел воздушный шар? Вы согласны полететь на шаре?
Нас много, значит нужно много воздушных шариков и каждый отправится на своем, выбирайте. (Каждый из воспитанников берет себе понравившейся шарик).
2. Развитие слухового внимания, воображения.
Ой, смотрите, у меня грустный шарик, а у вас какие? (При
рассматривании воспитанники отвечают, что на их шариках не хватает эмоций, они одинаковые, безликие). И правда, они все одинаковые, безликие, у них нет лица. Мой шарик рассказал мне, что в волшебной стране случилась беда. Пока шарики летели к нам, случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные, и поэтому мой шарик постоянно грустит. А чтобы попасть в волшебную страну нужно вернуть им их лицо.
Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы нашим шарикам помочь. (Воспитанники высказывают свои предположения. В конечном итоге нужно придти к выводу о том, что шарикам нужно снова нарисовать лица) .
3. Развитие зрительного внимания, эмоций.
Психолог: - Как вы думаете, какие эмоции живут в волшебной стране?
(Воспитанники предлагают варианты эмоций). Мой шарик мне шепнул, что желтый шарик был радостным, синий – спокойным, а зеленый постоянно удивлялся. Вы можете выбрать маску – найдите маску, соответствующую своему шарику. Примерьте маску, кто еще желает примерить?
А у меня есть фломастеры, выберите любой, какой вам понравится, и теперь вы можете нарисовать на шарике соответствующую эмоцию, либо самостоятельно, либо с помощью маски-трафаета. (Пока воспитанники рисуют эмоции на шариках, психолог меняет шарик с грустной эмоцией на шарик с радостной эмоцией) .
4. Развитие зрительного и слухового внимания, коммуникативных
навыков.
Психолог: - Посмотрите, ребята, какие красивые и разные у нас получились шарики. И мы помогли моему Шарику вернуть его друзей.
А теперь мы можем отправиться в волшебную страну.
Я сажусь на воздушный шарик (поднимаю шарик над головой, закрываю глаза. Полетели.
Вот мы и прилетели, а здесь нас ждут большие шары. Посмотрите! Они такого же цвета как и ваши шарики, вы можете на них присесть и отдохнуть, мы же проделали сложный путь. Положите своего друга, расслабьтесь, закройте глазки и представьте себе, что сидите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Вы видите красный и оранжевый цвет.
Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.
Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
Зеленый цвет – это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.
Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубой – мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.
Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, - пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга. Теперь открывайте глазки.
Я предлагаю нам поделиться друг с другом положительными эмоциями. Возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки.
5. Завершение занятия
Наше путешествие заканчивается, берем свои шарики и возвращаемся в наш детский сад. Я сажусь на воздушный шарик, закрываю глаза. Полетели.
Я отпущу свой воздушный шарик обратно в волшебную страну. Вы хотите сделать это вместе со мной? (Психолог вместе с воспитанниками отпускают шарики).
6. Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали?
Что вам особенно запомнилось?
Конспект занятия «Учусь управлять собой»
Цель: познакомить со способами выражения отрицательных эмоций.
Задачи:
Создание положительного эмоционального настроя в группе;
Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей;
Развитие умения действовать в соответствии с правилами игры;
Развитие умения преодолевать негативное настроение;
Развитие внимания, воображения, выразительности речи, мимики и движений.
Оборудование: мяч; пиктограмма «злость»; альбомы, цветные карандаши на всех детей; магнитофон; аудиокассета с записью спокойной музыки.
Ход занятия:
«Приветствие». Стоя в кругу дети держатся за руки, дарят друг другу самую добрую улыбку.
Упражнение «Ласковое имя». Дети поочередно здороваются с соседом справа, называя его ласковое имя и передавая мяч по кругу.
«Тренинг эмоций». Задача детей показать, какое у нас бывает лицо, если мы злимся? Когда мы сердимся, какие слова говорим друг другу? (обидные) .
Рисование и беседа «Злой человек». Нарисовать в своих альбомах человечков со злым, сердитым выражением лица. Покажите своих человечков друг другу.
Игра «Ругаемся овощами». Когда у людей злое настроение, они могут ссориться, ругаться друг с другом. И я предлагаю вам поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска» и т. д.
Упражнение «Уходи, злость, уходи! ». Предлагаю прогнать от нас это настроение. Садитесь на ковер друг к другу спиной, закройте глаза. Со всей силы крикните: «Уходи, злость, уходи! » Можете при этом постучать ногами. А теперь вам нужно расслабиться и спокойно послушать музыку.
«Прощание». Дети встают в круг, берутся за руки. И на прощание друг другу говорят хорошие и добрые слова.
Развитие эмоциональной сферы
Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Дети по очереди надевают на руку ручную куклу и приветствуют друг друга.
2. Артикуляционная гимнастика.
Дети вместе с психологом делают упражнения для губ и языка:
Ход игры: дети изображают барахтающихся в реке утят, затем по команде выходят из воды и стряхивают воду с рук, ног, шеи, снимая тем самым мышечное напряжение.
Игра " Кактус и ива"
Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением.
Ход игры: по хлопку дети двигаются по залу в хаотичном порядке, по команде психолога "Кактус", дети останавливаются и принимают позу кактуса-мышцы напряжены, пальцы растопырены. По хлопку движение продолжается, затем следует команда "Ива"- дети останавливаются и изображают иву-мышцы расслаблены, руки и голова повисли.
4. Ритуал прощания.
дети говорят хором :
Всем-всем спасибо за работу,
Всем-всем до новых встреч!
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Словарик эмоций»
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Конспект
коррекционно – развивающего занятия
«Словарик эмоций»
Подготовила
Педагог-психолог
Темирова-Скороходова О. А.
Городской округ город Выкса
2015 год
Цели:
1. Закрепление и обобщение знаний о чувствах (радости, грусти, гнева, удивления, обиды, вины, страха, стыда, спокойствия) .
2. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
3. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
4. Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умение понять и простить.
2. Развивать целостное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез) .
3. Развивать произвольное внимание, а также его свойства (концентрацию и переключение) .
4. Развивать зрительную память.
5. Развивать способности выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики.
Предварительная работа:
Цикл занятий по изучению таких эмоциональных состояний: как радость, гнев, удивление, обида, вина, страх, стыд, робость, спокойствие; через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление.
В занятия были включены коррекционные игры и упражнения на формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или поступок.
Продолжительность занятий: 20–25 минут.
Возраст участников: старший дошкольный возраст.
Материалы:
Магнитная доска, шкатулка, нарисованные ключи, карандаши, медали. Карточки с изображением пиктограмм: «радость», «грусть», «гнев», «удивление», «обида». Бланки с заданиями и разрезанная на 4 части пиктограмма «радость» (для каждого ребенка) .
Ход занятия
1 этап. Организационный
Приветствие «Страна Настроений»
Педагог-психолог
В страну Настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Друг другу приветствие скажем по кругу.
(Дети передают по кругу приветствие.)
2 этап. Мотивационный
Педагог-психолог. Ребята Фея страны Настроения подарила нам чудесный ларец, который закрыт на 5 волшебных замков. Замки откроются лишь тогда, когда мы выполним задания Феи – вспомним все чувства и эмоции, о которых мы узнали раньше. За каждое выполненное задание мы будем получать ключик. А в ларце для вас лежит подарок от Феи. Ну что, хотите открыть чудесный ларец? (Да)
3 этап. Практический
1. Выполнение первого задания Феи
Упражнение «Разрезная картинка - радость»
Цель: развитие целостного восприятия, мыслительных операций (анализ, синтез) .
Дети собирают картинку с изображением чувства радости, разрезанную на 4 части и называют чувство, которое на картинке изображено.
Педагог-психолог. Вот мы и справились с первым заданием Феи и получили волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку) .
2. Выполнение второго задания Феи
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Выполняется за столами.
Пошли пальчики гулять.
(Пальцы рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
Задание «Сказочные герои».
Цель: развивать свойства произвольного внимания (концентрации) .
Каждому выдается бланк с заданием.
Педагог-психолог. Кто из нарисованных героев грустный, веселый, добрый, злой? Грустных героев обведи синим цветом, веселых – желтым, сердитых – черным. Добрых героев подчеркни зеленым цветом.
Педагог-психолог. Вы справились и со вторым заданием Феи и получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку) .
Педагог - психолог. Дети, родители и близкие часто делают вам разные подарки. Некоторые из вас приносят их в детский сад, чтобы поделиться с товарищами, вместе с ними поиграть. Одним детям это нравится, другие не включаются в игру по разным причинам. Сегодня я хочу как раз прочитать вам рассказ о девочке, которая решила поделиться своей радостью с ребятами из группы детского сада. Что из этого вышло, вы сейчас узнаете. Когда будете слушать, постарайтесь представить себя на месте разных детей, о которых говориться в рассказе. А также постарайтесь запомнить все эмоции и чувства героев рассказа.
На день рождения Маше подарили куклу. Кукла была такой красивой, что девочка не могла на нее наглядеться. Как-то принесла она свою новую игрушку в детский сад, чтобы показать девочкам. Девочки наперебой расхвалили куклу. Маше это было приятно. Она испытывала удовольствие от того, что хвалят ее любимую куклу. Только Наташа куклу не хвалила. Она недовольно поджала губки и сердито сказала:
- Подумаешь, обыкновенная кукла. Нечего тут хвалиться. У меня сто таких дома!
Маша возмущенно спросила:
- Почему тебе не нравится кукла, которая нравится всем!
А потом с обидой добавила:
- Ты просто мне завидуешь! Ну и у холи от нас. Ты не будешь играть с моей куклой!
Девочки стали играть в «Дочки-матери» с новой куклой Маши, а Наташа осталась одна. Ей было грустно и одиноко. Некоторое время она сторонилась девочек, но чувство любопытства взяло верх. Наташа подошла к девочкам и стала смотреть, как они играют.
- Можно я буду с вами играть? – виновато спросило она.
- А у тебя же есть сто таких кукол, - с иронией ответила Маша.
- Я соврала, - грустно промолвила Наташа, - у меня никогда не было такой куклы.
Маша посмотрела на виноватое лицо Наташи и уже по доброму сказала:
- Ну ладно. Иди к нам. Будешь родной тетей моей дочки
Вопросы
1. Чему Маша радовалась? Какие чувства она испытывала, когда в детском саду девочки хвалили ее куклу?
2. С какими эмоциями Наташа оценила куклу? Как вы думаете почему?
3. Какие эмоции это вызвало у Маши? Как она среагировала на оценку Наташи?
4. Какие эмоции испытывала Наташа, оставшись одна? Почему она все же подошла к девочкам?
5. Какое чувство испытывала Наташа, когда попросилась к девочкам в игру? С какой эмоцией ей ответила Маша? Что такое ирония? Чем закончилась история?
Педагог-психолог. Вот мы получили еще один волшебный ключик (прикрепляется на шкатулку)
Физкультминутка
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
(Соответствующие движения.)
4. Выполнение четвертого задания Феи
Задание «Дорисуй эмоции»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Дорисуй эмоции у котика, мишки и Петрушки согласно образцу.
5. Выполнение пятого задания Феи
Игра «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти
Пиктограммы выкладываются в линейку. Дети запоминают последовательность. Закрывают глаза, а психолог меняет местами 2 карточки. Дети открывают глаза и угадывают, что изменилось. (Игра повторяется) .
Педагог – психолог. Вот последний ключик!
4 этап. Рефлексивный
Подведение итогов, ритуал прощания.
Педагог – психолог. Открылись все замки. А в ларце лежит подарок от феи – медали. Теперь вы многое знаете об эмоциях и умеете справляться с ними, за это Фея награждает вас медалями.
Игра «На цветочной поляне»
Цель: развивать способности выражать эмоциональное состояние.
Дети присаживаются на корточки, опускают голову вниз.
Педагог-психолог. На цветочной полянке растут цветы. Цветы красивые и очень эмоциональные. Светит яркое солнышко, и они ему радуются. (Дети с помощью мимики изображают радость.)
Налетел ветер, и цветочки сердятся. (Дети показывают.)
Ветер стал сильный, и цветочки испугались, что он сломает их. (Дети показывают.)
Ветер прекратился и цветочки успокоились. (Дети показывают.)
Дождик, ну где же дождик? Цветочки обиделись на него, что он забыл про них. (Дети показывают.)
Ой, какая красивая бабочка пролетела! Цветы удивились, и внимательно проследили за ее полетом. (Дети показывают.)
Упражнение «Молодцы»
Все дети встают в круг, вытягивают ладошки к центру так, чтобы они легли друг на друга, и ритмично произносят: «Раз, два, три, мы сегодня молодцы! »
На этом наше занятие завершается, до свидания!
Занятие по развитию эмоционального компонента взаимопомощи «Грусть, радость, спокойствие»
Занятие по развитию эмоционального компонента взаимопомощи «Грусть, радость, спокойствие»
Цели занятия
Основные:
1. Расширение и систематизация знаний об эмоциональной сфере человека (эмоциональных представлений) .
2. Развитие у детей способности осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
3. Знакомство с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты, использование его как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.
Другие задачи комплексного развития:
1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
2. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
3. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
4. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Развивающая среда
Зеркало.
Картинки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния.
Колокольчик.
Ход занятия
Психолог здоровается с детьми, звенит в колокольчик и говорит, что это волшебный колокольчик, который нам сегодня будет помогать проводить занятие. Когда он зазвенит, мы будем его слушать внимательно и выполнять все, о чем он нас попросит. Сейчас он просит нас сесть на стульчики в кружок и поздороваться друг с другом.
Дети садятся на стульчики, которые стоят кругом.
Психолог. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Дети приветствуют друг друга. Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона.
Психолог. А теперь давайте поиграем с солнечным зайчиком. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладошками на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте тихонько голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте животик. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, подружитесь с ним. Отлично. Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу: как здорово, что мы с вами встретились!
Цель упражнения – снятие напряжения мышц лица.
Психолог. А сейчас я вам расскажу одну историю. (Читает стихотворение С. Маршака «Котята».)
Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
Какое настроение было у хозяйки? (Ответы детей.) А теперь послушаем наш волшебный колокольчик. (Звенит колокольчиком.) Наш колокольчик зовет вас к зеркалу. Давайте покажем перед зеркалом, какое было у хозяйки настроение. (Дети подходят к зеркалу и жестами, выражением лица, позами стараются показать настроение хозяйки.)
А теперь наш колокольчик зовет нас на стульчики послушать продолжение истории.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка замерзли во дворе.
Легли они, свернулись на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапы и стали ждать конца.
Психолог предлагает детям выразить жестами, как котятам было холодно, очень холодно. Затем обсуждает с детьми, какие чувства вызывают у них котята. (Жалость, сострадание, хочется плакать, помочь, спасти, согреть.)
Затем читается окончание стихотворения:
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Психолог зовет с помощью колокольчика детей к зеркалу и предлагает последовательно показать следующие сценки:
- Котята испугались и присмирели.
- У наших котят хорошее настроение, им весело, они стали шалить.
- Появилась сердитая, злая, недовольная хозяйка и наказала котят.
- Котятам грустно, обидно.
- Котята опять дома, в тепле, они радостны и спокойны.
Психолог. А теперь наш колокольчик приглашает нас за стол.
Дети садятся за круглый стол. Психолог дает каждому ребенку три карточки с изображением лиц, ярко выражающих разное эмоциональное состояние (радость, грусть, спокойствие). Просит детей внимательно рассмотреть карточки и разложить их в той же последовательности, в какой менялось настроение котят в начале, в середине и конце стихотворения. Дети выполняют задание. Психолог беседует с каждым и хвалит детей. Затем обращает внимание детей на то, что это одно и то же лицо. А каким оно может быть разным в зависимости от настроения! Ведь мамино лицо, когда она ласкает и целует своего ребенка может быть одним (дети показывают соответствующее изображение, когда мама расстроена, совсем другим (дети находят нужное изображение, а когда маме весело и радостно, то третьим (дети показывают). Психолог предлагает детям внимательно смотреть на лица других людей. Возможно, если они расстроены, им нужно чем-то помочь. А если они веселы и радостны, то с ними вместе будет весело играть.
Психолог. А теперь наш волшебный колокольчик зовет нас встать в круг и поиграть в игру «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. (Цель игры – развитие чувства единства.) А теперь наше занятие подошло к концу. Давайте скажем спасибо друг другу и нашему помощнику – колокольчику. До свидания!
Занятие «Мир эмоций» в подготовительной группе
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
• Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
• Совершенствовать умение вербализовать и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
• Сохранение здоровья воспитанников через «грацию круговых и перекрестных движений».
• Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.
Ход занятия
Психолог: Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на удобных вам местах (на подушках). Я рада видеть вас! Как ваше настроение?
Сегодня в нашей группе много гостей, поприветствуйте их.
Психолог: Давайте поприветствуем друг друга.
Мы создаем круг, взялись за руки. А теперь давайте поприветствуем друг друга рукопожатием. пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие. Упражнение 1 «Ток»
Вот мы и поздоровались.
Психолог:Наше настроение зависит от наших поступков, от того что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции. Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей) .
Посмотрите на экран, и скажите какие эмоции здесь изображены (презентация с лицами). Вы должны угадать, что за эмоция изображена на экране.
Когда у вас бывает грустное настроение, а когда радостное? (рассказы детей) .
Теперь мы с вами поиграем. Вот здесь у нас два домика. В первом домике живут эмоции радости, а во втором эмоции грусти. А тут на столе лежат картинки с различными эмоциями. Мы с вами сейчас разделимся на две команды. Первая команда собирает картинки с эмоциями радости и относит в домик, на котором нарисована пиктограмма радости, а вторая команда собирает картинки с эмоциями грусти. И относит в домик, на котором нарисована пиктограмма грусти.
Дети выполняют задание. Далее вместе проверяем. Домики закреплены на мольберт, пиктограммы крепятся двусторонним скотчем.
Психолог: Ребята выходите на ковер и становитесь в круг. Мы будем передавать цветок друг другу по кругу и говорить добрые теплые слова соседу, что - то приятное что поднимет ему настроение, и он улыбнется.
Выполняем упражнение.
Психолог: У вас сейчас хорошее настроение? (ответы детей)
И у меня тоже сейчас хорошее настроение.
А вы знаете, что настроение можно поднять не только добрым словом.
Ребята, а вы любите получать подарки? (ответы детей)
Я уверена, что и ваши друзья любят получать подарки. Сделанное, что - то своими руками, всегда приятно подарить близкому человеку. Сейчас я вас научу делать веселых клоунов, вот таких. Посмотрите, какой он веселый. Пройдите к столам, выберите каждый для своего клоуна глазки, ротик, брови и приклейте их к лицу.
Выполнение аппликации.
Психолог: Какие замечательные клоуны получились у вас. Какое у них настроение? Почему? (ответы детей) .После занятия вы можете подарить своего человечка близкому другу, а сейчас давайте встанем в круг, и вспомним, что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Мне тоже очень понравилось, как мы сегодня поработали. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
Конспект психологического занятия «Путешествие в страну эмоций»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированнго вида № 17 г. Ставрополя
Конспект психологического занятия с детьми старшей группы детского сада
Тема: Путешествие в страну эмоций
[/b]
Выполнила: педагог- психолог МБДОУ № 17
Инодворская О. В.
Ставрополь 2015 г.
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи: Развитие представлений об эмоциях;
развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции;
снижение психоэмоционального напряжения;
развитие произвольной регуляции своего поведения и эмоционального состояния;
развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
развитие чувства групповой сплоченности;
создание положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование: лист формата А1, фломастеры, мягкая игрушка, проектор «Солнечный- 100», светильник «Пламя», Проектор «Плазма- 250», Зеркальный шар, Сухой душ, кривое зеркало, аудиозаписи звуков природы.
Ход занятия:
Мы будем передавать игрушку по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение.
У каждого человека есть эмоции. Эмоции выражают наше отношение к тому, что происходит с нами и вокруг нас. Если нас что-то напугало, то мы испытываем эмоции страха, если что-то развеселило, то эмоции радости. Наше настроение – это тоже эмоциональное состояние.
У каждого человека бывают положительные эмоции и отрицательные. Положительные эмоции (Какие вы знаете) вызывают приятные переживания, а отрицательные – неприятные переживания (какие). Но все эмоции очень нужны человеку. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в разные цвета. Без эмоций наша жизнь была бы скучной и однообразной.
Ой, ребята, посмотрите, какое-то письмо.
Давайте скорее прочтем, что там написано.
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Королева Страны Эмоций. Правила я страной много лет и были у меня верные слуги - эмоции: Радость, Удивление, Грусть, Злость и Страх. Однажды случилась беда. Грусть, Злость и Страх, схватили Радость и спрятали ее в темной-темной комнате и заколдовали ключ. Теперь жители моей страны все время плачут, грустят, ссорятся и даже дерутся друг с другом. Ребята, помогите мне, освободите Радость. Расколдуйте, пожалуйста, ключ от темной комнаты и вызволите Радость».
Ребята, что же мы будем делать? Давайте подумаем, как нам поступить в этой ситуации…
А чтобы попасть в Волшебную Страну, давайте подойдем к волшебному костру, закроем глаза и скажем волшебные слова. (Светильник "пламя")
Повторяем за мной:"тарики, варики, барики, шарики! Мы хотим попасть в Волшебную Страну.
Вот мы и в Стране Эмоций. Но что-то ничего не происходит. Тогда отправимся погулять по волшебной полянке. (Проектор Солнечный- 100) Что вы видите на этой полянке?
Ребята, я поняла, почему ничего не происходит: для того, чтобы спасти радость нам самим нужно избавиться от отрицательных эмоций. Кого посещал страх, злость, обида? (ответы детей)
«Мешочек криков»
Мы избавимся от них, выкрикнув страх и злость, обиду в «Мешочек злости». Мы громко выкрикнем всю злость (что еще) и туго завяжем. (поднести к каждому ребенку мешочек, в который уходит злость) .
Молодцы! Как ваше настроение! Вам хорошо?
«Замри! »
Я хочу открыть вам секрет. Но он тоже необычный, когда я вам его расскажу, возьмите его в руки и спрячьте- вы заберете его с собой и он всегда будет с вами, будет помогать. Главное не забыть про него.
Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу- скажи себе мысленно: «Замри! », обхвати ладонями локти- это поза выдержанного человека. Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому- нибудь и попроси поиграть с тобой.
А сейчас посмотрим, получится ли у вас. По команде «Балуемся» дети бегают, кричат, а по команде «Замри»- обхватывают себя руками и смотрят вокруг… В следующей игре они сами себе говорят «Замри»
Ой, посмотрите, еще какой-то конверт.
«Превращения»
«вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.
нахмурься - как:
- осенняя туча,
- рассерженная мама
улыбнуться, как:
- само солнце,
- как хитрая лиса,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- голодный волк
- разъяренный лев
испугайся, как:
- заяц, увидевший волка,
устань, как:
- папа после работы»
Релаксационное упражнение
Кажется, мы тоже с вами немножко устали. Как раз в нашей волшебной стране наступил вечер (выключить свет) и нам пора немножко отдохнуть, набраться сил. Давайте ляжем поудобнее. Закроем глаза. (Звучит запись звуков природы)
Представь, что ты лежишь на берегу красивого озера, теплый ветерок легко касается лица, рук и всего тела. Теплые волны касаются ног. Тебе очень тепло и приятно, ты – отдыхаешь.
Открываем глаза. Наступила ночь, на небе появились звезды. (Зеркальный шар)
Найди глазами «звездочку», которая больше всего понравилась и посмотри, куда она полетела.
Наступило утро. Появилось солнышко. (Плазма- 250)
Какое оно, на что оно похоже (ребятя рассказывают о своем видении)
Оно почти как наши эмоции- разноцветное.
И вдруг появился веселый солнечный лучик. Он прикоснулся к нашим глазкам- и они широко открылись. Он прикоснулся к нашему носику- и он поморщился. Он прикоснулся к нашим губам- и они улыбнулись; прикоснулся к бородышке- ей стало щекотно. Лучик прикоснулся к плечам- и они проснулись (подвигали плечами). Он прикоснулся к рукам, затем к ногам- и они тоже проснулись (болтаем руками, затем ногами)
Ой, посмотрите, ребята, что это! Дети находят ключ, открывают комнату и достают воздушный шар- радость (каждый из ребят прикасается к "радости" и при этом описывает свои чувства). Я думаю, что Королева очень довольна! Она благодарит Вас, ребята, за отзывчивость и хочет поделиться с вами своим хорошим настроением (смайлик)
Свою задачу мы выполнили, помогли Королеве, пора возвращаться из Страны Эмоций. А теперь я предлагаю подойти к костру( «Пламя», чтобы вернуться обратно в наш детский сад, закрыть глаза и сказать: тарики, варики, барики, шарики! Посмотрите вокруг- мы вернулись.
Арт-терапевтическое упражнение «Волшебная страна»
А давайте нарисуем наше путешествие в волшебную страну, чтобы она осталась у нас на рисунке. Только вы должны нарисовать ее все вместе. Подумайте, что и как вы будете рисовать.
Садимся в круг
Давайте теперь присядем и поговорим, вам понравилось наше путешествие? О каких эмоциях мы сегодня говорили? Что нового мы сегодня узнали?
Упражнение «Сухой душ»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.
«Кривое зеркало»
После душа предлагаю вам посмотреться в волшебное зеркало, чтобы стало еще веселее. И жду вас снова!