Просмотр содержимого документа
«Духовный мир личности»
7
Тема: Духовный мир личности
Цель:
сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности;
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;
Задачи урока:
познакомить учащихся с понятием духовного мира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей;
развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию;
воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции.
Основные понятия: духовный мир, духовность, мировоззрение,категорический императив.
Тип урока: комбинированный.
Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, учебник обществознания для 10 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, раздаточный материал, презентация.
План урока:
I. Организационный момент (мотивация).
II. Проверка знаний по пройденной теме
III. Актуализация знаний и целеполагание.
IV. Изучение нового материала.
V. Первичное закрепление.
VI. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.
VII. Организация домашнего задания.
VIII. Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительная беседа: - На данном учебном занятии нам предстоят серьезныеразговоры по теме, к которой мы все имеем отношение, но для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)
- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию, искусство)
II. Проверка знаний по пройденной теме
Давайте вспомним более подробно, что мы изучали на прошлом занятии и ответим на вопросы:
Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?
Какие ценности включает духовная культура современного общества?
Какие особенности характеризуют различные типы культуры?
Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.
Что такое контркультура?
III.Актуализация знаний и целеполагание
Нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Чем духовный человек отличается от бездуховного?
Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого
«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».
IV. Изучение нового материала
Человек как духовное существо.
Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
- Как вы понимаете слова писателя?
Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.
- Что же включает в себя духовный мир человека?
Давайте с вами запишем определение ДУХОВНОСТЬ – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
Духовные ориентиры личности
Работа с материалом учебника (Духовные ориентиры личности)
- Назовите важнейшие элементы человеческой духовности. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.)
Попробуем понять разницу между понятиями «патриотизм» и «гражданственность». Разбейтесь на две творческие группы и создайте портрет Патриота и портрет Гражданина. Представьте свою работу наглядно.
Следовательно, духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:
1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;
2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;
3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.
Составление блок-схемы на доске
Духовные ориентиры личности сложная система, элементы которой:
1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
4) представления;
5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;
8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Мировоззрение - ядро духовной жизни
Помните странную фразу из песни Ю. Визбора: «Дороги трудны, но трудно без дорог». Что означают эти слова?
На жизненном пути человека стоят своеобразные ориентиры: нравственные и мировоззренческие. Именно они показывают человеку направления его движения. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Чем оно отличается от других элементов духовного мира?
Отличительные черты мировоззрения:
• представляет собой взгляд человека не на какую-нибудь отдельную сторону мира, а именно на мир в целом;
• отражает отношение человека к окружающему его миру.
Следовательно, мировоззрение - это целостное представление человека о природе, обществе, самом себе, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение носит исторический характер, т. е. определяется исторической эпохой с присущими ей:
• уровнем знаний;
• наличием проблем;
• духовными ценностями и зависит от нее.
- А сейчас нам предстоит разобраться с типами мировоззрения.
Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник»),
профессора Преображенского (М.Булгаков «Собачье сердце»).
У них одинаковый тип мировоззрения?
Составление блок-схемы на доске
1) Обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
2) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
3) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
- В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? (обсуждение вопроса)
Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.
Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.
V. Первичное закрепление
1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.
- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?
2. Послушайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?
«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:
-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».
3.От чего зависит формирование духовного мира человека?
(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)
VI. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов
Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире.
Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.