kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовный мир личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовный мир человека- это совокупность чувств и разума человека, его нравственных и волевых качеств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовный мир личности»

7


Тема: Духовный мир личности

Цель: 

сформировать представление учащихся о духовном мире личности как важнейшей ценности;

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;


Задачи урока:

познакомить учащихся с понятием духовного  мира личности, показать его связь с формированием пирамиды ценностей;

развивать умение выполнять тесты, анализировать статистический материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию;

воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции.


Основные понятия: духовный мир, духовность, мировоззрение,категорический императив.


Тип урока: комбинированный.


Методическое оснащение урока: высказывания о духовном мире личности, учебник обществознания для 10 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова, раздаточный материал, презентация.


План урока:

I. Организационный момент (мотивация).

II. Проверка знаний по пройденной теме

III. Актуализация знаний и целеполагание.

IV. Изучение нового материала.

V. Первичное закрепление.

VI. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.

VII. Организация домашнего задания.

VIII. Рефлексия.


Ход урока:


I. Организационный момент

Вступительная беседа: - На данном учебном занятии нам предстоят серьезныеразговоры по теме, к которой мы все имеем отношение, но для начала вспомните: Какую сферу жизни общества вы изучали на последних уроках? (духовную)

- Что включает в себя духовная сфера жизни общества? (науку, образование, религию, искусство)


II. Проверка знаний по пройденной теме

Давайте вспомним более подробно, что мы изучали на прошлом занятии и ответим на вопросы:

Что такое духовная культура и какие компоненты она включает?

Какие ценности включает духовная культура современного общества?

Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Что какое субкультура? Приведите конкретный пример.

Что такое контркультура?


III.Актуализация знаний и целеполагание

Нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

Чем духовный человек отличается от бездуховного?

Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?


Эпиграфом нашего занятия станут слова Л.Н. Толстого

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».


IV. Изучение нового материала

Человек как духовное существо.

Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

- Как вы понимаете слова писателя?

Мы только что пришли к выводу о том, что всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.

- Что же включает в себя духовный мир человека?


Давайте с вами запишем определение ДУХОВНОСТЬ – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

  1. Духовные ориентиры личности

Работа с материалом учебника (Духовные ориентиры личности)

- Назовите важнейшие элементы человеческой духовности. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.)

Попробуем понять разницу между понятиями «патриотизм» и «гражданственность». Разбейтесь на две творческие группы и создайте портрет Патриота и портрет Гражданина. Представьте свою работу наглядно.

Следовательно, духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:

1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;

2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;

3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.


Составление блок-схемы на доске

Духовные ориентиры личности сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.


  1. Мировоззрение - ядро духовной жизни

Помните странную фразу из песни Ю. Визбора: «Дороги трудны, но трудно без дорог». Что означают эти слова?

На жизненном пути человека стоят своеобразные ориентиры: нравственные и мировоззренческие. Именно они показывают человеку направления его движения. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Чем оно отличается от других элементов духовного мира?

Отличительные черты мировоззрения:

• представляет собой взгляд человека не на какую-нибудь отдельную сторону мира, а именно на мир в целом;

• отражает отношение человека к окружающему его миру.

Следовательно, мировоззрение - это целостное представление человека о природе, обществе, самом себе, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение носит исторический характер, т. е. определяется исторической эпохой с присущими ей:

• уровнем знаний;

• наличием проблем;

• духовными ценностями и зависит от нее.

- А сейчас нам предстоит разобраться с типами мировоззрения.

Давайте вспомним Чичикова (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»),

Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник»),

профессора Преображенского (М.Булгаков «Собачье сердце»).

У них одинаковый тип мировоззрения?


Составление блок-схемы на доске

1) Обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

3) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

- В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека? (обсуждение вопроса)

Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

V. Первичное закрепление

1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.   

- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

2. Послушайте притчу  и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

-Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».


3.От чего зависит формирование духовного мира человека?

(от ценностей общества, особенностей времени, образования, семьи, ценностных ориентаций)

VI. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов

Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире.

Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.


VII.Организация домашнего задания

Домашнее задание: § 11

VIII.Рефлексия


Закончить предложения:

• Мне было интересно ...

• Я узнал, что ...

• Я понял, что ...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовный мир личности

Автор: Лариса Тавбулатовна Хизриева

Дата: 13.05.2023

Номер свидетельства: 631395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Урок  "Духовный мир личности" "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-dukhovnyi-mir-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "135261"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416895537"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация на тему "Духовный мир личности""
    ["seo_title"] => string(45) "prezentatsiia_na_temu_dukhovnyi_mir_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "505116"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1553783896"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по обществознанию на тему "Духовный мир личности.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniiu_na_temu_dukhovnyi_mir_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "581216"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621679325"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "«Нравственно-духовный потенциал личности ребенка как компонент социально-правового воспитания подрастающего поколения»"
    ["seo_title"] => string(123) "nravstviennodukhovnyipotientsiallichnostiriebienkakakkomponientsotsialnopravovoghovospitaniiapodrastaiushchieghopokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "299908"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456634590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства