Просмотр содержимого документа
«"Давайте дружить"»
Занятие с элементами тренинга "Давайте дружить"
Описание: Конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом.
Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, познакомить детей с правилами, которые способствуют созданию дружеских отношений.
Задачи: коррекция и развитие процесса общения и взаимоотношений детей, развитие понимания личностных особенностей каждого человека, осознание восприятия себя окружающими людьми, получение навыка выстраивания дружеских отношений.
Оформление: Ватман с изображением полянки. Материалы: бумага, карандаши, цветные палочки, облака.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Вводная часть. Психолог представляется, рассказывает о себе.
Упражнение 1 «Паутинка»
Дети стоят в кругу. У психолога в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:
– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!
Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:
– Привет, Сергей!
Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:
– Здравствуй, Оля!
Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Можно сказать, что сейчас мы одно целое?
II. Основная часть. Тогда сегодня мы с вами отправимся на волшебную поляну, которая нам поможет узнать, какие мы с вами интересные, ласковые, дружные. Как нужно общаться друг с другом. А когда мы с вами здороваемся, то обязательно называем человека по имени.
Давайте сейчас поприветствуем друг друга с помощью рук, и скажем как вас ласково называют дома или ласково называя свое имя « Я – Сонечка» и т. д.
По цепочке дети приветствуют друг друга, при этом руки не расцепляются. Стоя в кругу, все должны прочувствовать, как тепло передается из рук в руки по цепочке.
Дети садятся за парты.
А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Похожи – не похожи».
Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга и выполните задание: «Поднимите руки вверх только те ученики, у соседа которых …»
- голубые глаза
- светлые (темные) волосы;…
- у кого разный цвет глаз;
- у кого длинные волосы;
-у кого в имени есть буква А…
- у кого больше двух цветов в одежде …
- кто имеет друга в классе?
У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам иметь друга.
Работа бумагой. Предложить нарисовать на бумаге снежинку, раскрасить и нарисовать личико. Если ребенок не может или не хочет рисовать, можно ему сказать: «Если бы ты был художником, смог бы нарисовать? Я три раза щелкну, и ты начнешь рисовать».
Психолог. Те, кто сделал свою снежинку, тихо подойдет и посадит ее на полянку дружбы.
Снежинки раскладываются на ватмане: получается – полянка дружбы.
Психолог: Ребята, а вы знаете что такое правило-дружбы? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить). Если не обращать на них внимания – быть беде.
Ребята послушайте притчу.
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
"Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.
"Это рай, можешь войти и отдохнуть по-настоящему".
"А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."
"А поесть дадут?"
- "Все, что захочешь".
"Но со мной собака".
- "Сожалею, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".
И путешественник пошел мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
"Я хочу пить" - попросил путешественник.
"Заходи, во дворе есть колодец"
"А моя собака?"
- "Возле колодца увидишь поилку".
"А поесть?"
- "Могу угостить тебя ужином".
"А собаке?"
- "Найдется косточка".
"А что это за место?"
- "Это рай".
"Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".
- "Врет он все. Там ад".
"Как же вы, в раю, это терпите?"
- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".
Скажите, а у вас есть друзья?
Что значит дружить??
Как много важных слов вы сейчас назвали.
Скажите, а дружбе можно научиться?
А чтобы чему-то научиться, что мы сначала должны узнать? (правила)
Вот сегодня мы с вами и постараемся узнать эти правила.
Упражнение «веник».
На парте у вас лежат цветные палочки. (Каждый участник берет палочку.)
А теперь попробуйте сломать свою палочку.
Ну как легко сломалась???
А теперь посмотрите, у меня в руках 8 палочек? как вы думаете, так же легко будет их сломать…
Как вы думаете на какое правило дружбы похоже то, что мы сейчас делали??
Правила:
Оказывать помощь.
Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.
А вы когда – нибудь обращали внимание, когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем?? (Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.)
Скажите а как люди, мы с вами можем друг друга подбадривать??
Упражнение «Облака»
Облачка раскладываются на определенном расстоянии друг от друга, но так, чтобы можно было перешагнуть с одного на другое без помощи. Детям предлагается пройтись по облакам. Затем облачко убирается и расстояние становится больше, затем еще одно и так далее пока расстояние не станет таким, что без помощи товарища они не смогут переступать. Дети должны догадаться о том, что нужно помочь товарищу, если они не догадываются, то ведущий намекает на то, что чтобы преодолеть сложность нужно взяться за руки.
Сложно ли было перешагивать одному, и как когда в помощь пришел товарищ?.
Правила:
Не критиковать.
Поддерживать в трудные минуты
Смотрите сколько правил дружбы мы открыли
Запомните, что особое место, в развитии каждого человека играет дружба. Когда вы обретаете друзей, вместе преодолевая трудности, насмешки, непонимание, вы на самом деле поднимаетесь на следующую, новую ступенечку развития.
Упражнение «Самый-самый»
Психолог. По моей команде нужно каждому выбрать одного человека — того, кто был сегодня самым, например, активным на уроке. Свой выбор вы показываете молча, подойдя к этому человеку и положив ему свою ладошку на плечо. Выбор свой нужно сделать быстро — на счет «1, 2, 3». Задание понятно? Приготовились!
Итак, кто сегодня на занятии был самым-самым сообразительным? А самым шумным? А самым послушным, дисциплинированным? А самым задумчивым?
III. Заключительная часть.
А сейчас давайте сделаем круг. Хорошо мы потрудились, а теперь давайте подумаем, что же главное у нас сегодня было на занятии. Дети перечисляют: учились ласково называть друг друга, быть дружными, помогать во всем друг другу, так как вместе всегда веселей.
Заканчивается занятие игрой.
Игра «Товарищеские объятия» Все встают в круг. Руки кладут на плечи. Каждый вслух произносит свое ласковое имя (все разом). На три хлопка все замолкают. По команде психолога все поднимают правую ногу, на счет 3 шаг вперед. Дети показывают, какие они все дружные.