Дать представление учащимся о правилах поведения в школе.
Помочь осознать, что понятные и четкие правила помогут эффективнее учиться в школе.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование знаний о нормах поведения в школе.
Коррекционно-развивающие:
1.Формирование коммуникативных навыков.
2.Формирование умения делать несложные выводы, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
3.Формирование причинно-следственной зависимости.
4.Формированиеадекватной самооценки.
5.Развитие воображения.
6.Формирование связных речевых высказываний.
7.Формирование навыков рефлексии.
Воспитательные:
1.Укрепление дисциплины и навыков культурного поведения.
2.Воспитание взаимопонимания, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.
3.Формирование положительного отношения к психологическим занятиям.
4.Сплочение классного коллектива
Оборудование:
ВИДЕОРОЛИК
АУДИО-ЗАПИСИ песен на школьную тематику
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ
Связанная в кольцо ВЕРЕВКА
КАРТОЧКИ С ТЕРМИНАМИ
ЗНАЧКИ «ЗВЕЗДА САМОУВАЖЕНИЯ»
Ход занятия:
Психолог:
Ребята, вы наверняка знаете, когда люди здороваются, это означает, пожелания здоровья, уважение, удачи. Есть много разных способов приветствия. Вспомним их. Поздоровайтесь друг с другом знакомым вам способом.
А теперь встаньте по росту и выбераем цвет вагончика по настроению. «Паровозику настроения».
1. А сейчас я вас познакомлю с одним учеником, жил-был Борзов, очень интересный персонаж. Ребята, посмотрите этот видеоролик и подумайте - может зря девочка ругает Борзова? (видеоролик).......За что она ругает его, что он делает не правильно? - нарушает правила поведения, а это мешает учится в школе. Мы с вами поговорим о том, что помогает и что может помешать хорошо учиться в школе.
Ребята, тема нашего занятия «Что поможет мне учиться» - название темы крепиться на доску
Давайте проведем упражнение.
2.Упр. на сплочение группы«Волшебный карандаш».
Инструкция: «Вам нужно взять друг друга за руки.....у вас получился сплошной, единый круг. И его вам надо сохранить, выполняя мое задание. А будет оно таким: вам нужно будет, не разъединяя рук, написать слов «МЫ». И передать карандаш соседу, также, не разъединяя рук. Разъединить руки можно только по моей команде.»
После выполнения задания, ученики оценивают у кого получилось лучше написать слово. Дети должны подумать и ответить «Почему удалось хорошо написать слово». (на доску крепиться картинка и слова-термин «умение сотрудничать»)
3.Упр. «Правила поведения на уроке». Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила помогут эффективнее учиться в школе. ПСИХОЛОГ РАЗДАЕТ ДЕТЯМ КАРТОЧКИ
Инструкция: «Ребята, внимательно рассмотрите их и подумайте какое поведение правильное или не правильное изображено и к картинке подберите слово-термин.... Садимся на стулья в круг и теперь, по-очереди, опишите. Что на картинке изображено скажите, это помогает или мешает учиться. Картинку — правило и слово-термин ДЕТИ закрепляют на доске. (выполнять домашнее задание, работать на уроке, поднимать руку, не отвлекаться на уроке, , в школу приносить все необходимое только для уроков, внимательно слушать учителя)
«ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНЬЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНЬЕМ»
4. Физкультминутка - упр. «ВЕРЕВОЧКА В КРУГУ»
Инструкция: Ребята, а сейчас мы проверим насколько вы внимательные, насколько вы можете работать сообща. Встаньте в круг, веревку держите двумя руками и слушайте мои указания...... Итак, не отпуская веревки, постройте треугольник....прямоугольник.... овал....круг....Молодцы, ребята.
Упражнение окончено.
5.Упр. на расслабление «Мысленный портрет». (перемена)
Инструкция: «Ребята, сейчас вы попробуете нарисовать свой портрет. Для этого вам необходимо закрыть глаза и очень внимательно меня слушать и выполнять мои команды. Рисуем глаза...нос....рисуем свои уши...и т.д.». Ребята, это упражнение помогает успокоиться, расслабиться и спокойно переключиться на другое задание. Так вот, перемена предназначена для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку.
Многие учащиеся считают, что на перемене можно делать всё, что хочется: бегать, прыгать, баловаться, кричать, шуметь.
Нередко школьники забывают, что на перемене и ученики, и учителя должны отдохнуть. Как вы считаете, для чего нужны перемены. (Дети отвечают). Правильно, кому-то нужно повторить домашнее задание, чтобы увереннее отвечать на уроке, кто-то хочет спокойно поговорить по телефону, кому-то надо сходить в столовую или библиотеку. Не забывайте, что вы не одни в школе, что вас окружают одноклассники и учителя, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.
На перемене постарайтесь хорошо отдохнуть и набраться сил перед следующим уроком.
Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга. ДЕТИ ЗАЧИТЫВАЮТ ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ И НА ДОСКУ КРЕПЯТЬСЯ ПРАВИЛА «Уметь ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ».
6.Упр. «Звезда самоуважения»
Инструкция: Ребята, на доске висит зашифрованное слово. Посмотрите внимательно и найдите его. С помощью психолога дети определяют качество «Уважение к себе и другим».
Дети по-одному достают листочек из мешка и зачитывают, а звезду закрепляют на плакате «Звездное небо нашего класса»
1.кто хорошо решает примеры — Саша, Алёна, Лейла
2.кто хорошо, аккуратно пишет, читает -Лейла
3. кто самый отзывчивый, ему можно дать второе имя «помогу» - Максим
4. кто может хорошо работать, особенно когда сосредоточиться и возьмет себя в руки - Никита
5. кто аккуратный в учебе, доводит начатое до конца -Женя
6.кто добрая, всегда поможет -Оля
7. кто самодостаточная - Валерия
8.умеет внимательно слушать, аккуратный, хорошо устно работает - Слава
После, психолог подводит итог: «Вот видите, ребята, у каждого из вас есть хорошие качества, каждого из вас есть за что уважать. Вы теперь понимаете, что каждый человек заслуживает уважения. ОДИН ИЗ УЧЕНИКОВ ЗАЧИТЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: « Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения“.
Слово-правило крепиться на доске «Уважение к себе и другим».
Психолог дарит на память каждому ученику значок «Звездочка самоуважения»
7. Музыкальная пауза. Инструкция: Ребята, прослушайте отрывки из песен и скажите, про какие школьные предметы поется в песне, или, про что эти отрывки. (выполняется задание)
8. Психолог предлагает детям прочитать правила :
Умение сотрудничать
Выполнять домашнее задание
Работать на уроке
Поднимать руку
Не отвлекаться на уроке
Вшколу приносить все необходимое только для уроков
Внимательно слушать учителя
-Психолог предлагает детям ответить на вопрос: «Какие правила трудно выполнять лично тебе?»
9. Упр. «Построй дерево».Упражнение выполняется на ковре.
Инструкция: Ребята, вам нужно построить дерево....А выполнять роль ствола, веток, листочков будете вы сами. Как это сделать решаете вы...Приступаем....
Задача детей договориться между собой кто чем будет.
10.Упр. «Рефлексия настроения».
-Психолог предлагает пятиклассникам стать в круг. "Ребята, наверняка вы что-то любите делать сообща, вместе. Ведь это интереснее, правда? Я сейчас буду называть утверждения и если я угадала, то вы отвечаете громко с задором «МЫ», поднимая руки вверх. Например, «Кто любит перемену», и вы отвечаете.... «МЫ». Проверим, угадала я или нет:
1.кто любит мороженое?
2.кто любит играть на улице?
3.кто любит учиться?
4.кто сегодня проснулся бодрым?
5.кто сегодня совершил хороший поступок?
6.кто хочет, чтобы ваш класс был дружным?
Спасибо, ребята. А теперь подходим к паровозику и выбираем свой вагончик.
11. Рефлексия « ЧТО ДЕЛАЛИ НА ЗАНЯТИИ?»
Задание на дом: ежедневно тренироваться в соблюдении правил поведения на уроке. Психолог также предлагает детям подумать о том, как это помогает им в учебе.