Тема: Что говорим, как говорим.
Задачи: Расширять знания учащихся о значении речи, интонаций в жизни человека. Развивать интонационную выразительность речи учащихся. Коррекция голосовых возможностей, посредствам дидактического упражнения «Оживить иллюстрацию». Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»; заучивание четверостиший к разминке «Гусли – самогуды»
Оборудование: мультимидийный проектор, слайды с иллюстрациями к сказкам, голоса сказочных героев; индивидуальные карточки с фразами; иллюстрации к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» для каждого уч-ся.
Ход урока: 1. Просмотр ролика о значении речи в жизни человека.
Вопрос: О чем ролик? (об умении говорить, выстраивать отношения с людьми)
Этому посвящена тема нашего урока: «Что говорим, как говорим». (слайд)
Для начала давайте вспомним какие интонации в речи встречаются в жизни? (радостная, недовольная, сердитая, ласковая, строгая, безразличная и т.д.)
- Для того, чтобы мы могли сегодня на уроке воспроизвести любую интонацию, проведем:
- артикуляционную гимнастику;
- речевую разминку. Проговаривание скороговорки:
«Все бобры добры для своих бобрят». (слайд)
медленно – быстро
низко – высоко
тихо – громко
с различным эмоциональным окрасом: радостно, грустно, со злостью и т.д.
- 1) Давайте попробуем произнести простую фразу: «Ну, мама!», «Да», «Нет» с разной интонацией (с неудовольствием, просяще, возмущенно.)
- Кто произнесет с большим количеством интонаций.
Помните: Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией придают совершенно другой смысл. (слайд)
Произнесем фразу: «Извини меня пожалуйста!», с разной интонацией. Если вы извиняясь использовали не правильную интонацию, человек не почувствует, что вы извинились.
- У каждого на столе лежит карточка с фразой и интонацией, которую вы будете задавать, когда будете ведущим. Остальные будут повторять свои фразы с заданной интонацией. Фразы:
- Ура! Привет!
- Ох-хо-хо…
- Ну, пожалуйста.
- Мой хороший!
- Нет никогда!
- Проказник!
- Ой-ой-ой…
- Не дам!
- Здравствуйте!
- Совсем один….
(радостно, грустно, безразлично, испуганно, обиженно, высокомерно, удивленно, недовольно, нежно)
- Какая интонация подошла бы больше к вашей фразе?
- В каких случаях мы используем данные фразы?
Помните: Важно использовать верную интонацию! (слайд)
- Обращали ли вы внимание на то, как по-разному вы разговариваете с учителями, родителями, друзьями? Чем отличается ваша речь?
Вот так и Кот, из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» по-разному говорил с хозяином, королем, крестьянами, людоедом.
Перед каждым из вас лежит иллюстрация к сказке и фраза, которую вы должны произнести. Найдите нужную интонацию по позе, жестам, мимике героя, учитывая с кем он говорит и в какой ситуации он находится. Для того, чтобы интонация получилась достоверной, вы должны принять туже позу, использовать необходимые жесты, мимику.
Дидактическое упражнение «Оживить иллюстрацию». (слайды)
Индивидуальная работа с незрячими учащимися: помочь принять правильную позу, жесты, мимику.
Кот в сапогах у нас сказочный герой, а в жизни мы должны помнить: с кем бы мы не разговаривали (с родителями, друзьями, учителями) мы должны быть вежливыми.
- Разминка «Гусли-самогуды» под музыку русской плясовой «Комаринская». Первое четверостишие читаю сама, задаю интонацию ярморочного скамароха, продолжают, по очереди, остальные учащиеся, сохраняя интонацию. (слайд)
В сказочном дворце,
На высоком крыльце.
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли-гусли самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет стоит.
Ой, пустились плечи в пляс
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать
Тише музыка играть.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали, как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись.
Лежебока, эй, проснись!
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
А теперь все отдыхаем
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах
О невиданных краях.
- Вернемся к сказочным героям, следуя пословице «Сказка ложь, да в ней, намек, добрым молодцам урок»
Посмотрим ролик из мультфильма «Приключение Буратино». Где Буратино пытается говорить с Карабасом «голосом кувшина».
— Зачем Буратино меняют свой голос? (чтобы узнать тайну золотого ключика)
Как и в жизни, если нам что-то нужно, мы меняем интонацию. Например: «ну - мамочка, купи пожалуйста» (просящая интонация).
Чтобы добиться своей цели, смени интонацию. (слайд)
Но конечно важно не только как говорить, но и что говорить и делать при этом.
Прослушаем отрывок из русской народной сказки «Гуси – лебеди».
- Почему печка, яблонька, речка не захотели выполнить просьбу девочки? (Потому что девочка не выполнила ответную просьбу)
Какое правило мы можем вывести из этого: Умей не только просить, но и выполнять просьбу в ответ.
- Не только в сказках мы можем найти полезные уроки, но и в притчах. (слайд) Послушайте притчу:
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя снов, который, выслушав сон сказал:
- Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились:
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать…
Какой вывод мы можем сделать из этой притчи? (что одно и тоже мы можем сказать по-разному).
Например: вы не выучили урок. Вы можете просто сказать: я не выучил урок или я не выучил урок, потому что ходил в больницу и пробыл там очень долго или указать другую причину.
Помните: От того что вы говорите и как вы говорите зависит то как вас воспринимают окружающие и как к вам относятся.
9. Проведем эксперимент. Одному учащемуся дается книга со словами: «Представь себе, что тебе мама купила важную для тебя книгу». Ты можешь выйти и посмотреть ее в коридоре. В это время с другими учащимися разучиваются фразы, с разной интонацией:
- Дай мне пожалуйста посмотреть книгу (обычная);
- Дай мне посмотреть книгу, я тебе конфетку дам (льстивая);
- Ты можешь дать мне попользоваться твоей книгой? Мне задали домашнее задание и твоя книга поможет мне его выполнить. (деловая)
(Кому даст книгу ученик?)
Комментарии учителя: Выбор с конфеткой свойственен маленьким детям. Для некоторых очень важно, чтобы человек при просьбе сказал вежливое слово «пожалуйста». Взрослый человек при высказывании просьбы обосновывает её. Тот, к кому мы с просьбой обращаемся, имеет право знать, для чего нам это нужно и какое значение это для нас имеет. Нужно учиться аргументировать!
- Итог. Что нового для себя вы узнали на уроке?
Что понравилось больше всего?
Закончить урок хочется известным выражением: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Давайте будем об этом помнить! И следовать нашим выведенным правилам каждый день. (Слайд)