kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект коррекционного урока по развитию мимики и пантомимики: "Что говорим, как говорим"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Что говорим, как говорим.

Задачи: Расширять знания учащихся о значении речи, интонаций в жизни человека. Развивать интонационную выразительность речи учащихся. Коррекция голосовых возможностей, посредствам дидактического упражнения «Оживить иллюстрацию». Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»; заучивание четверостиший к разминке «Гусли – самогуды»

Оборудование: мультимидийный проектор, слайды с иллюстрациями к сказкам, голоса сказочных героев; индивидуальные карточки с фразами; иллюстрации к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» для каждого уч-ся.

Ход урока: 1. Просмотр ролика о значении речи в жизни человека.

Вопрос: О чем ролик? (об умении говорить, выстраивать отношения с людьми)

Этому посвящена тема нашего урока: «Что говорим, как говорим». (слайд)

Для начала давайте вспомним какие интонации в речи встречаются в жизни? (радостная, недовольная, сердитая, ласковая, строгая, безразличная и т.д.)

  1. Для того, чтобы мы могли сегодня на уроке воспроизвести любую интонацию, проведем:
  1. артикуляционную гимнастику;
  2. речевую разминку. Проговаривание скороговорки:

«Все бобры добры для своих бобрят». (слайд)

медленно – быстро

низко – высоко

тихо – громко

с различным эмоциональным окрасом: радостно, грустно, со злостью и т.д.

  1. 1) Давайте попробуем произнести простую фразу: «Ну, мама!», «Да», «Нет» с разной интонацией (с неудовольствием, просяще, возмущенно.)

- Кто произнесет с большим количеством интонаций.

Помните: Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией придают совершенно другой смысл. (слайд)

 Произнесем фразу: «Извини меня пожалуйста!», с разной интонацией. Если вы извиняясь использовали не правильную интонацию, человек не почувствует, что вы извинились.

  1. У каждого на столе лежит карточка с фразой и интонацией, которую вы будете задавать, когда будете ведущим. Остальные будут повторять свои фразы с заданной интонацией. Фразы:

- Ура! Привет!

- Ох-хо-хо…

- Ну, пожалуйста.

- Мой хороший!

- Нет никогда!

- Проказник!

- Ой-ой-ой…

- Не дам!

- Здравствуйте!

- Совсем один….

(радостно, грустно, безразлично, испуганно, обиженно, высокомерно, удивленно, недовольно, нежно)

- Какая интонация подошла бы больше к вашей фразе?

- В каких случаях мы используем данные фразы?

Помните: Важно использовать верную интонацию! (слайд)

  1. Обращали ли вы внимание на то, как по-разному вы разговариваете с учителями, родителями, друзьями? Чем отличается ваша речь?

Вот так и Кот, из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» по-разному говорил с хозяином, королем, крестьянами, людоедом.

 Перед каждым из вас лежит иллюстрация к сказке и фраза, которую вы должны произнести. Найдите нужную интонацию по позе, жестам, мимике героя, учитывая с кем он говорит и в какой ситуации он находится. Для того, чтобы интонация получилась достоверной, вы должны принять туже позу, использовать необходимые жесты, мимику.   

Дидактическое упражнение «Оживить иллюстрацию». (слайды)

Индивидуальная работа с незрячими учащимися: помочь принять правильную позу, жесты, мимику.

Кот в сапогах у нас сказочный герой, а в жизни мы должны помнить: с кем бы мы не разговаривали (с родителями, друзьями, учителями) мы должны быть вежливыми.

  1. Разминка «Гусли-самогуды» под музыку русской плясовой «Комаринская». Первое четверостишие читаю сама, задаю интонацию ярморочного скамароха, продолжают, по очереди, остальные учащиеся, сохраняя интонацию. (слайд)

В сказочном дворце,

На высоком крыльце.

     Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

«Кто сумеет станцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

     Нашим царством управлять.

Гусли-гусли самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы друзья,

Танцевать нам всем пора.

Вот и музыка звучит.

А народ все ждет стоит.

Ой, пустились плечи в пляс

Веселей, еще хоть раз!

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать

Тише музыка играть.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пятки, пальцы и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись.

Лежебока, эй, проснись!

Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцуй еще минутку.

А теперь все отдыхаем

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах

О невиданных краях.

 

  1. Вернемся к сказочным героям, следуя пословице «Сказка ложь, да в ней, намек, добрым молодцам урок»

Посмотрим ролик из мультфильма «Приключение Буратино». Где Буратино пытается говорить с Карабасом «голосом кувшина».

 — Зачем Буратино меняют свой голос? (чтобы узнать тайну золотого ключика)

Как и в жизни, если нам что-то нужно, мы меняем интонацию. Например: «ну - мамочка, купи пожалуйста» (просящая интонация).

Чтобы добиться своей цели, смени интонацию. (слайд)

Но конечно важно не только как говорить, но и что говорить и делать при этом.

 Прослушаем отрывок из русской народной сказки «Гуси – лебеди».

- Почему печка, яблонька, речка не захотели выполнить просьбу девочки? (Потому что девочка не выполнила ответную просьбу)

Какое правило мы можем вывести из этого: Умей не только просить, но и выполнять просьбу в ответ.

  1. Не только в сказках мы можем найти полезные уроки, но и в притчах. (слайд) Послушайте притчу:

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя снов, который, выслушав сон сказал:

- Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились:

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать…

Какой вывод мы можем сделать из этой притчи? (что одно и тоже мы можем сказать по-разному).

Например: вы не выучили урок. Вы можете просто сказать: я не выучил урок или я не выучил урок, потому что ходил в больницу и пробыл там очень долго или указать другую причину.

Помните: От того что вы говорите и как вы говорите зависит то как вас воспринимают окружающие и как к вам относятся.

9. Проведем эксперимент. Одному учащемуся дается книга со словами: «Представь себе, что тебе мама купила важную для тебя книгу». Ты можешь выйти и посмотреть ее в коридоре. В это время с другими учащимися разучиваются фразы, с разной интонацией:

- Дай мне пожалуйста посмотреть книгу (обычная);

- Дай мне посмотреть книгу, я тебе конфетку дам (льстивая);

- Ты можешь дать мне попользоваться твоей книгой? Мне задали домашнее задание и твоя книга поможет мне его выполнить. (деловая)

(Кому даст книгу ученик?)

 Комментарии учителя: Выбор с конфеткой свойственен маленьким детям. Для некоторых очень важно, чтобы человек при просьбе сказал вежливое слово «пожалуйста». Взрослый человек при высказывании просьбы обосновывает её. Тот, к кому мы с просьбой обращаемся, имеет право знать, для чего нам это нужно и какое значение это для нас имеет. Нужно учиться аргументировать!

  1. Итог. Что нового для себя вы узнали на уроке?

            Что понравилось больше всего?

Закончить урок хочется известным выражением: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Давайте будем об этом помнить! И следовать нашим выведенным правилам каждый день. (Слайд)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционного урока по развитию мимики и пантомимики: "Что говорим, как говорим" »

ГБОУ Республики Марий Эл

«Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида».













Урок в 5 классе

по развитие мимики и пантомимики

Тема: «Что говорим, как говорим».











Составила:

учитель – дефектолог Пирогова Т. А.











Савино 20. 02. 2015г.

Тема: Что говорим, как говорим.

Задачи: Расширять знания учащихся о значении речи, интонаций в жизни человека. Развивать интонационную выразительность речи учащихся. Коррекция голосовых возможностей, посредствам дидактического упражнения «Оживить иллюстрацию». Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»; заучивание четверостиший к разминке «Гусли – самогуды»

Оборудование: мультимидийный проектор, слайды с иллюстрациями к сказкам, голоса сказочных героев; индивидуальные карточки с фразами; иллюстрации к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» для каждого уч-ся.

Ход урока: 1. Просмотр ролика о значении речи в жизни человека.

Вопрос: О чем ролик? (об умении говорить, выстраивать отношения с людьми)

Этому посвящена тема нашего урока: «Что говорим, как говорим». (слайд)

Для начала давайте вспомним какие интонации в речи встречаются в жизни? (радостная, недовольная, сердитая, ласковая, строгая, безразличная и т.д.)

  1. Для того, чтобы мы могли сегодня на уроке воспроизвести любую интонацию, проведем:

  1. артикуляционную гимнастику;

  2. речевую разминку. Проговаривание скороговорки:

«Все бобры добры для своих бобрят». (слайд)

медленно – быстро

низко – высоко

тихо – громко

с различным эмоциональным окрасом: радостно, грустно, со злостью и т.д.

  1. 1) Давайте попробуем произнести простую фразу: «Ну, мама!», «Да», «Нет» с разной интонацией (с неудовольствием, просяще, возмущенно.)

- Кто произнесет с большим количеством интонаций.

Помните: Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией придают совершенно другой смысл. (слайд)

Произнесем фразу: «Извини меня пожалуйста!», с разной интонацией. Если вы извиняясь использовали не правильную интонацию, человек не почувствует, что вы извинились.

  1. У каждого на столе лежит карточка с фразой и интонацией, которую вы будете задавать, когда будете ведущим. Остальные будут повторять свои фразы с заданной интонацией. Фразы:

- Ура! Привет!

- Ох-хо-хо…

- Ну, пожалуйста.

- Мой хороший!

- Нет никогда!

- Проказник!

- Ой-ой-ой…

- Не дам!

- Здравствуйте!

- Совсем один….

(радостно, грустно, безразлично, испуганно, обиженно, высокомерно, удивленно, недовольно, нежно)

- Какая интонация подошла бы больше к вашей фразе?

- В каких случаях мы используем данные фразы?

Помните: Важно использовать верную интонацию! (слайд)

  1. Обращали ли вы внимание на то, как по-разному вы разговариваете с учителями, родителями, друзьями? Чем отличается ваша речь?

Вот так и Кот, из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» по-разному говорил с хозяином, королем, крестьянами, людоедом.

Перед каждым из вас лежит иллюстрация к сказке и фраза, которую вы должны произнести. Найдите нужную интонацию по позе, жестам, мимике героя, учитывая с кем он говорит и в какой ситуации он находится. Для того, чтобы интонация получилась достоверной, вы должны принять туже позу, использовать необходимые жесты, мимику.

Дидактическое упражнение «Оживить иллюстрацию». (слайды)

Индивидуальная работа с незрячими учащимися: помочь принять правильную позу, жесты, мимику.

Кот в сапогах у нас сказочный герой, а в жизни мы должны помнить: с кем бы мы не разговаривали (с родителями, друзьями, учителями) мы должны быть вежливыми.

  1. Разминка «Гусли-самогуды» под музыку русской плясовой «Комаринская». Первое четверостишие читаю сама, задаю интонацию ярморочного скамароха, продолжают, по очереди, остальные учащиеся, сохраняя интонацию. (слайд)

В сказочном дворце,

На высоком крыльце.

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

«Кто сумеет станцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять.

Гусли-гусли самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы друзья,

Танцевать нам всем пора.

Вот и музыка звучит.

А народ все ждет стоит.

Ой, пустились плечи в пляс

Веселей, еще хоть раз!

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать

Тише музыка играть.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пятки, пальцы и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись.

Лежебока, эй, проснись!

Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцуй еще минутку.

А теперь все отдыхаем

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах

О невиданных краях.



  1. Вернемся к сказочным героям, следуя пословице «Сказка ложь, да в ней, намек, добрым молодцам урок»

Посмотрим ролик из мультфильма «Приключение Буратино». Где Буратино пытается говорить с Карабасом «голосом кувшина».

— Зачем Буратино меняют свой голос? (чтобы узнать тайну золотого ключика)

Как и в жизни, если нам что-то нужно, мы меняем интонацию. Например: «ну - мамочка, купи пожалуйста» (просящая интонация).

Чтобы добиться своей цели, смени интонацию. (слайд)

Но конечно важно не только как говорить, но и что говорить и делать при этом.

Прослушаем отрывок из русской народной сказки «Гуси – лебеди».

- Почему печка, яблонька, речка не захотели выполнить просьбу девочки? (Потому что девочка не выполнила ответную просьбу)

Какое правило мы можем вывести из этого: Умей не только просить, но и выполнять просьбу в ответ.

  1. Не только в сказках мы можем найти полезные уроки, но и в притчах. (слайд) Послушайте притчу:

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя снов, который, выслушав сон сказал:

- Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились:

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать…



Какой вывод мы можем сделать из этой притчи? (что одно и тоже мы можем сказать по-разному).

Например: вы не выучили урок. Вы можете просто сказать: я не выучил урок или я не выучил урок, потому что ходил в больницу и пробыл там очень долго или указать другую причину.

Помните: От того что вы говорите и как вы говорите зависит то как вас воспринимают окружающие и как к вам относятся.

9. Проведем эксперимент. Одному учащемуся дается книга со словами: «Представь себе, что тебе мама купила важную для тебя книгу». Ты можешь выйти и посмотреть ее в коридоре. В это время с другими учащимися разучиваются фразы, с разной интонацией:

- Дай мне пожалуйста посмотреть книгу (обычная);

- Дай мне посмотреть книгу, я тебе конфетку дам (льстивая);

- Ты можешь дать мне попользоваться твоей книгой? Мне задали домашнее задание и твоя книга поможет мне его выполнить. (деловая)

(Кому даст книгу ученик?)

Комментарии учителя: Выбор с конфеткой свойственен маленьким детям. Для некоторых очень важно, чтобы человек при просьбе сказал вежливое слово «пожалуйста». Взрослый человек при высказывании просьбы обосновывает её. Тот, к кому мы с просьбой обращаемся, имеет право знать, для чего нам это нужно и какое значение это для нас имеет. Нужно учиться аргументировать!

  1. Итог. Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что понравилось больше всего?

Закончить урок хочется известным выражением: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Давайте будем об этом помнить! И следовать нашим выведенным правилам каждый день. (Слайд)





















































«Не печальтесь, хозяин. Дайте-ка мне мешок, да пару сапог, и вы увидите, что вас не так уж обидели.»





«Какой жирный кролик!»





«Ваше величество, примите в подарок, от маркиза де Карабаса, этого кролика!»





«Скорее раздевайся, полезай в воду, кричи: «Тону! Тону!»





«Сюда, сюда! Помогите! Маркиз де Карабас тонет!»





«Эй, люди добрые, если вы не скажите королю, что этот луг принадлежит маркизу де Карабасу, вас всех порубят на куски!»





«Меня уверяли, что вы умеете превращаться в любого зверя. Ну, например, вы будто бы можете превратиться в льва или слона…»



«Помогите! Спасите!»





«Мяу…!» (бросается на мышь)





«Добро пожаловать в замок маркиза де Карабаса, ваше величество! Милости просим!»

В сказочном дворце,

На высоком крыльце.

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:



«Кто сумеет станцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять.



Гусли-гусли самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы друзья,

Танцевать нам всем пора.



Вот и музыка звучит.

А народ все ждет стоит.

Ой, пустились плечи в пляс

Веселей, еще хоть раз!



Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать

Тише музыка играть.



Ноги стали посыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пятки, пальцы и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.



Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись.

Лежебока, эй, проснись!



Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцуй еще минутку.

А теперь все отдыхаем

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах

О невиданных краях.































он  - разный. Если он простыл, то хрипит, если испугался, то заикается, а если хочет спать,  то зевает и говорит протяжно и т.д.

К сожалению, в практике обучения мы часто имеем дело с тем, что персонаж обычно характер Дети в лицах передают содержание представленных эпизодов, сопровождая свой рассказ необходимыми движениями и жестами, соответствующей мимикой и интонацией изуется учителем, например « Вот это Фокси. Он грустный. У него нет друзей и т.д.» далее следует долгое описание, как самого персонажа, так и подробностей его жизненной истории. Для того чтобы превратить занятие в постоянно эволюционирующую ситуацию общения, необходимо выстроить занятие как некую модель развития одной или нескольких ситуаций игрового общения разного типа (не более трех), которые в рамках системы занятий будут попеременно сменять друг друга. В итоге дети будут легко опознавать ситуации понимать речь. В итоге маленький ученик будет общаться по – английски, зная минимум слов и выражений.

Учителю, работающему с младшими школьниками, важно научиться придумывать ситуации, которые могут случиться с каждым ребенком:

  • Персонаж забыл иностранные слова для обозначения окружающих предметов, пытается вспомнить и произносит их не очень понятно или даже чуть – чуть неправильно;

  • Персонаж простыл, и все слова произносит тихо и с хрипотцой, и опять же непонятно или неправильно;

  • Персонаж так испуган, что все слова произносит заикаясь;

  • На улице холодно, персонаж так сильно укатан, что его совсем не слышно.



Научитесь так просить о помощи, чтобы вам не отказывали. И критику преподносите так, чтобы не обидеть человека. При высказывании просьбы обоснуйте её. Тот, к кому мы с просьбой обращаемся, имеет право знать, для чего нам это нужно и какое значение это для нас имеет. Если человек не понимает целесообразности просьбы, она вызовет у него противодействие. Покажите собеседнику путь "зарождения вашей просьбы". Ни вежливые слова, ни тон просьбы, считают психологи, не имеют решающего значения. Опишите факт, сформулируйте свои ощущения, порождённые ситуацией потребности, а затем уже сама просьба. "Я вижу, что не успеваю приготовиться к приходу гостей и начинаю нервничать. Но мне очень хочется, чтобы гостям всё понравилось, пожалуйста, помоги мне". И человек, к которому вы обращаетесь, обязательно поможет. Если начать с конца фразы, то просьба будет восприниматься как требование. 

Пользуясь таким построением фразы можно поправить отношения в семье, снять напряжение, если чувствуется невысказанная обида. Постройте фразу, например, так: "Я вижу, что последние дни ты ходишь мрачный, чувствую, что между нами происходит что-то неладное, нам обоим важно, чтобы у нас было всё хорошо, поэтому я хотела бы поговорить". Такой подход поможет разрядить ситуацию и настроит на искреннюю беседу. Критикуйте собеседника, не обижая его. Не оценивайте поступок, а расскажите о своём эмоциональном состоянии, возникшем в результате этого поступка. Стройте фразы так, чтобы человек не обиделся, не оценивайте поступки, а выразите свои ощущения. Понятно, что говорить "Ты - осуждения" значительно проще. Но попробуйте подыскать "Я - послания" и это окупится. 





Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя снов, который, выслушав сон сказал:

- Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились:

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать…


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Пирогова Татьяна Аркадьевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства