1.Особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)
Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все). Подсчитав количество выбранных ответов «да» в каждой колонке, Вы сможете определить свой стиль работы.
№
Вопросы
ЭИС
ЭМС
РИС
РМС
1.
Вы составляете подробный план урока?
нет
да
нет
да
2.
Вы планируете урок лишь в общих чертах?
да
нет
да
нет
3.
Часто ли Вы откланяетесь от плана урока?
да
да
да
нет
4.
Отклоняетесь ли Вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
нет
да
да
да
5.
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
да
да
нет
нет
6.
Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе усвоения?
нет
да
да
да
7.
Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
нет
да
да
да
8.
В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
нет
нет
да
да
9.
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
нет
да
да
да
10
Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик исправил свой ответ?
нет
нет
да
да
11
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
да
да
да
нет
12
Вы часто меняете виды работы на уроке?
да
да
нет
нет
13
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
да
нет
да
нет
14
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
да
нет
нет
нет
15
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
нет
да
нет
нет
16
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
да
да
нет
нет
17
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
да
да
нет
нет
18
Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
нет
нет
да
да
19
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
нет
да
нет
да
20
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
нет
да
да
да
21
Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?
да
нет
нет
нет
22
Часто ли Вы поощряете учащихся за хорошие ответы?
да
да
да
нет
23
Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
нет
да
нет
да
24
Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
нет
да
нет
да
25
Часто ли вы повторяете пройденный материал?
нет
да
да
да
26
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
нет
да
нет
да
27
Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?
да
да
да
нет
28
Как вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?
да
да
да
нет
29
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
да
да
нет
нет
30
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
нет
да
нет
нет
31
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
нет
да
нет
да
32
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
нет
да
нет
да
33
Вы часто анализируйте свою деятельность на уроке?
нет
да
нет
да
2.Опросник «Эмоциональное выгорание»
Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
0
1
2
3
4
5
6
Никогда
Очень редко
Редко
Иногда
Часто
Очень часто
Всегда
Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.
Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
Я чувствую угнетенность и апатию.
Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.
В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
Я испытываю все больше жизненных разочарований.
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.
Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.
Я многое успеваю сделать.
Я чувствую себя на пределе возможностей.
Я еще многое смогу достичь в этой жизни.
Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей
3.Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова)
Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с нами согласиться, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.
1.Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
2.Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
4.Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
7.Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
8.Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
9.Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
10.Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
11.Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
12.Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?
13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
19. Выбивает ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?
4.Самооценка эмпатических способностей (тест Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова)
Инструкция : Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Отвечая «да», обведите букву Д справа от вопроса, отвечая «нет», обведите букву Н.
Вопрос
1
0
Меня огорчает, когда я вижу, как кто-то чувствует себя одиноко среди людей
Д
Н
Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать
Д
Н
Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства
Н
Д
Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют
Н
Д
Я тоже начинаю нервничать, если кто – то нервничает рядом со мной
Д
Н
Я считаю, что плакать от счастья глупо
Н
Д
Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг
Д
Н
Иногда песня о любви очень трогает меня
Д
Н
Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости
Д
Н
Люди, окружающие меня, сильно влияют на моё настроение
Д
Н
Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными
Н
Д
Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми
Д
Н
Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют не верно
Н
Д
Мне нравится видеть, как люди принимают подарки
Д
Н
Одинокие люди часто недоброжелательны
Д
Н
Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека
Д
Н
Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливым
Д
Н
Когда я читаю какой – нибудь роман, я так переживаю, как будто всё это происходит на самом деле
Д
Н
Я всегда сержусь, если вижу, что с кем – нибудь плохо обращаются
Д
Н
Я не очень волнуюсь даже тогда, когда некоторые люди вокруг меня плачут
Н
Д
Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему
Н
Д
Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьёз принимают фильмы, плачут и вздыхают
Н
Д
Чужой смех меня не раздражает, люди часто смеются вообще бессмысленно
Н
Д
Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют
Н
Д
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем – то угнетены
Д
Н
Мне тяжело видеть, как люди часто расстраиваются из-за пустяков
Д
Н
Я расстраиваюсь при виде страданий животных
Д
Н
Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах
Н
Д
Беспомощность старых людей меня угнетает
Д
Н
Чужие слёзы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие
Н
Д
Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов
Д
Н
Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих
Н
Д
Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин
Н
Д
5.Методика «Психологический портрет учителя»(авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)
ИНСТРУКЦИЯ : Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберете тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке.
Вопросы
1. В воспитании детей важней всего
а) окружить ребенка теплотой и заботой;
б) заложить уважительное отношение к старшим;
в) выработать у ребенка определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок
а) да; б) нет; в) в зависимости от ситуации или настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
а) интерес; б) смущение; в) раздражение.
4. если класс не приведен в порядок,
а) моя реакция зависит от ситуации;
б) я не обращаю на это внимание; в) я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко.
6. Для меня важнее а) отношение с учениками;
б) отношение с коллегами; в) затрудняюсь ответить.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть а) часто; б) иногда;
в) никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних а) воодушевляет меня; б) никак не отражается на моей работе;
в) выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) да.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей а) да; б) не всегда; в) нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться
а) с учениками;
б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве.
12 Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
а) да; б) не всегда в) да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других а) да; б) нет в) не уверен
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который а) предлагает простор для творчества
б) не вмешивается в мою работу в) дает четкие указания
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
а) чаще всего б) иногда в) я почти всегда сомневаюсь
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
а) доставляют мне удовольствие
б) вызывают у меня чувство неловкости
в) не вызывают у меня особых эмоции
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной а) часто б) редко в) никогда
18. Замечаю со стороны коллег со стороны администрации а) меня мало волнуют б) иногда задевают меня
в) часто задевают меня
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
а) в зависимости от ситуации
б) предпочитаю импровизацию в) всегда
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми
а) да б) не всегда в) редко
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
а) я согласен б) не согласен в) что-то в этом есть
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег а) да б) иногда в) нет
23. Мыслью о предстоящей встрече с учениками и коллегами
а) доставляют мне удовольствие
б) особых эмоций не вызывает в) мне в тягость
24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне а) предпочитаю выяснить отношение
б) игнорирую этот факт в) я плачу ему той же монетой
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
а) почти все б) кое-что в) ничего не зависит
26. В работе для меня важнее всего
а) привязанность учеников б) признание коллег
в) чувство собственной необходимости
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния а) часто б) иногда в) не зависит
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег
а) я не сомневаюсь б) уверенности нет
в) затрудняюсь ответить
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
а) я пытаюсь понять его точку зрения
б) я перевожу разговор на другую тему
в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека
а) да б) в зависимости от ситуации
в) вряд ли
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика а) я тут же заступаюсь за него
б) один на один сделаю замечание коллеге
в) сочту некорректным вмешиваться
32. Работа дается мне ценой большого напряжения
а) обычно б) иногда в) редко
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
а) безусловно б) есть сомнения
в) не приходилось задумываться
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
а) возможность работать творчески
б) отсутствие конфликтов в) трудовая дисциплина
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»
а) нет б) не всегда в) да
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
а) согласен полностью б) не согласен
в) что-то в этом есть
37. Мысли о работе мешают мне уснуть
а) часто б) редко в) никогда не мешают
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
а) часто б) иногда в) предпочитаю слушать других
39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика а) нет, это недопустимо
б) затрудняюсь ответить в) если ученик этого заслуживает
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
а) да б) в некоторых случаях в) нет
41. Во время каникул я испытываю потребности в общении с учениками а) да б) нет в) иногда
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
а) редко б) когда как получается в) всегда
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных а) да б) иногда в) нет
44. Не предвиденные ситуации на урока
а) можно эффектно использовать
б) лучше игнорировать
в) только мешает учебному процессу
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине а) да б) не всегда в) нет
46. В конфликте между коллегами – учителей и учеников я «в душе» встаю на сторону
а) ученика б) учителя в) сохраняю нейтралитет
47. В начале или в конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем а) как правило
б) иногда в) проблем со здоровьем нет
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
а) да б) не все в) не знаю
49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными
а) нет б) когда как в) да
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
а) чаще всего б) когда как в) не согласен
I
II
III
IV
V
№
1
2
3
№
1
2
3
№
1
2
3
№
1
2
3
№
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
Итого:
6.Тест. Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе
Просим вас сосредоточиться и ответить “да”, “иногда”, “нет” на каждый предлагаемый вопрос
4. Вы считаете, что профессия учителя одна из главных?
5. Вы с радостью идете на работу в школу?
6. На процесс воспитания вы смотрите с “оптимистической гипотезой”?
7. Дети вас часто раздражают?
8. Вы устаете от общения с людьми?
9. Даже в свободное время вы думаете о своей работе?
10. Вы регулярно читаете “Учительскую газету”?
11. У вас неплохая библиотека педагогической литературы?
12. Вы отдаете предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы?
13. В отпуске вы скучаете без своих учеников?
14. Вы самокритичны?
15. Вы увлечены своим предметом?
Подсчитайте очки___________
II. Мои знания
1. В вашем дипломе по педагогике “хорошо” или “отлично”?
2. В институте вы считали педагогику не главным предметом?
3. Вы постоянно ощущаете дефицит в психолого-педагогических знаниях?
4. При решении педагогических проблем вы обращаетесь к психолого-педагогической литературе?
5. Вы участвовали в научно-практических конференциях?
6. Вы принимали участие в педагогических чтениях?
7. Вы покупаете психолого-педагогическую литературу?
8. Считаете ли вы, что вы все знаете?
9. Вы назовете хотя бы 5 современных ведущих ученых, занимающихся проблемами воспитания? (Назовите.) _________________________________________________________________________________
10. Вы можете назвать статью, книгу по теории воспитания, которую прочитали недавно?
11. Вы можете назвать хотя бы нескольких ученых-классиков и их основные психолого-педагогические произведения?
12. У вас есть время для чтения другой литературы, кроме методической?
13. Вы считаете, что чтение психолого-педагогической литературы – пустая трата времени?
Подсчитайте очки___________
III. Мои ориентации в методике воспитательной работы
1. В центре внимания вашей воспитательной работы личность ученика.
2. Вы считаете, что к положительному результату можно прийти, освоив опыт других учителей.
3. Вы можете реализовать педагогическую идею в практике?
Вы знаете, в чем заключаются новые технологии воспитания?
4. Вы хорошо ориентируетесь в современных методах воспитательной работы?
5. Вы считаете, что явка на все мероприятия, проводимые в классе, обязательна для всех учащихся?
6. Вы предпочитаете пользоваться готовыми методическими разработками?
7. Вы хорошо знаете своих учеников?
8. При затруднениях в воспитательной работе вы предпочитаете обратиться к методической литературе?
9. У вас часто возникают оригинальные идеи в воспитательной деятельности?
10. Вы проявляете интерес к воспитательной деятельности своих коллег?
11. Вы с радостью делитесь своими методическими находками в воспитании?
12. Вас раздражают успехи коллег в воспитании?
13. Вы испытываете затруднения в выборе форм и методов воспитательной работы?
Подсчитайте очки___________
IV. Могу ли я организовать воспитательный процесс
1. Вы можете назвать 3 воспитательных проблемы? (Назовите.)
2. В своей деятельности вы строго следуете логике воспитательного процесса?
3. Для вас привлекателен творческий союз учителей, классных руководителей?
4. Вы считаете, что у вас нет проблем, а проблемы есть у ваших учеников?
5. Вы человек организованный?
6. Вы помогаете ученикам принимать решения?
7. Вы отвечаете на вопросы учеников насколько возможно терпеливо и четко.
8. Вы никогда не говорите ученику, что он хуже других.
9. Вы никогда не наказываете ученика унижением?
10. Вы никогда не хвалите учеников беспредметно и неискренне?
11. Поощряете ли вы в учениках стремление к самостоятельности?
12. Вы доверяете своим ученикам?
13. Считаете ли вы, что учитель всегда прав?
14. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
15. Вы нетерпеливы с теми, кто не сразу понимает, чего от него хотят?
16. Организуя воспитательную деятельность, вы ориентируетесь на интересы ученика?
17. Вы всегда анализируете свою воспитательную деятельность