Этот блок предполагает взаимодействие психолога и логопеда в один из самых напряженных периодов обучения – адаптации к школе. Он сложен для всех детей, но особенно – для тех, чьи адаптационные возможности снижены вследствие имеющихся заболеваний и речевых нарушений. Традиционно в самом начале обучения происходит углубленная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика первоклассников. По ее результатам формируются группы для занятий, определяются направления коррекционно-развивающей работы психологической службы. В течение всего адаптационного периода учитель-логопед и педагог-психолог проводят совместный анализ результатов диагностики и продуктов учебной деятельности детей, Таким образом, работа на данном этапе включает следующие направления:
диагностическое обследование младших школьников
создание и уточнение банка данных детей, нуждающихся в помощи логопеда и психолога
определение целей и задач совместной работы
определение формы совместной работ
составление плана совместной работы
Функциональный блок
Блок включает в себя взаимодействие психолога и логопеда на протяжении всего периода обучения и связан как с реализацией стратегических направлений психологического и логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями. Как правило, у тех учеников, с которыми работает учитель-логопед, выявляются проблемы с учебной мотивацией, высокие показатели тревожности, трудности в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Психолог и логопед согласовывают свои действия в отношении этих детей, проводят постоянные консультации с учителями и выстраивают пути индивидуального подхода к их обучению.
Решаемые вопросы
развитие психических процессов
развитие общей и мелкой моторики
снижение уровня школьной тревожности
повышение мотивационной сферы
развитие разных сторон речи: фонетической, лексико-грамматической, связной, письменной
профилактика дисграфии и дислексии
развитие навыков адекватного общения с взрослыми и сверстникам.
Одна из форм коррекционно-развивающего воздействия в системе совместной работы логопеда и психолога можно привести интегрированные занятия, проводимые учителем-логопедом и педагогом-психологом. Достоинствами таких занятий являются их достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На занятиях используются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника, т.к. пока ещё является ведущей деятельностью.
Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Совершенно ясно, что процесс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно – воспитательной работы, охватывающий все направления его индивидуального развития.
Главным из основных условий полноценного развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.
.
Цели и задачи психологического сопровождения
Целью психологического сопровождения ребенка с ОВЗ, является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Этапы психологического сопровождения учащихся с ОВЗ:
Первый этап
Составление психологического анамнеза и Диагностическая работа.
Второй этап.
Разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения, целью которых является создание условий позволяющим детям с ОВЗ успешно функционировать и развиваться в образовательной среде и окружающем социуме.
Третий этап.
Сопровождение как процесс, динамически целостная деятельность, направленная на поддержание оптимальной адаптированности ребенка
с ОВЗ и социальной среды.
Четвертый этап .
Важным аспектом в деятельности по сопровождению детей с ОВЗ является форма взаимодействия специалистов, оказывающих профессиональную помощь учащимся.
Психологическое сопровождение способствует успешной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ в окружающем социуме, позволяет в полной мере реализовать способности учащихся, сформировать успешность деятельности, повышает эффективность образовательных воздействий. Важным звеном в работе по сопровождению детей с ОВЗ, играет создание разнообразных форм взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога.
Взаимодействие педагога-психолога и учителя логопеда
Основной принцип организации работы - оказание комплексной психолого-логопедической помощи детям, имеющим различные речевые нарушения. Психолог и логопед осуществляют помощь, как индивидуально каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты.
Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и педагога-психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление, речь или другие познавательные процессы.
В совместной работе психологической и логопедической служб нашей школы можно выделить следующие блоки:
адаптационный
функциональный
Одна из форм коррекционно-развивающего воздействия в системе совместной работы логопеда и психолога интегрированные занятия, проводимые учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Таким образом, согласованная работа логопеда и психолога по данным направлениям способствует решению многих образовательных и коррекционно-развивающих задач в школе, и, прежде всего – сохранению психологического здоровья школьников.