Адаптационный блок
Этот блок предполагает взаимодействие психолога и логопеда в один из самых напряженных периодов обучения – адаптации к школе. Он сложен для всех детей, но особенно – для тех, чьи адаптационные возможности снижены вследствие имеющихся заболеваний и речевых нарушений. Традиционно в самом начале обучения происходит углубленная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика первоклассников. По ее результатам формируются группы для занятий, определяются направления коррекционно-развивающей работы психологической службы. В течение всего адаптационного периода учитель-логопед и педагог-психолог проводят совместный анализ результатов диагностики и продуктов учебной деятельности детей, Таким образом, работа на данном этапе включает следующие направления:
- диагностическое обследование младших школьников
- создание и уточнение банка данных детей, нуждающихся в помощи логопеда и психолога
- определение целей и задач совместной работы
- определение формы совместной работ
- составление плана совместной работы
Функциональный блок
Блок включает в себя взаимодействие психолога и логопеда на протяжении всего периода обучения и связан как с реализацией стратегических направлений психологического и логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями. Как правило, у тех учеников, с которыми работает учитель-логопед, выявляются проблемы с учебной мотивацией, высокие показатели тревожности, трудности в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Психолог и логопед согласовывают свои действия в отношении этих детей, проводят постоянные консультации с учителями и выстраивают пути индивидуального подхода к их обучению.
Решаемые вопросы
- развитие психических процессов
- развитие общей и мелкой моторики
- снижение уровня школьной тревожности
- повышение мотивационной сферы
- развитие разных сторон речи: фонетической, лексико-грамматической, связной, письменной
- профилактика дисграфии и дислексии
- развитие навыков адекватного общения с взрослыми и сверстникам.
Одна из форм коррекционно-развивающего воздействия в системе совместной работы логопеда и психолога можно привести интегрированные занятия, проводимые учителем-логопедом и педагогом-психологом. Достоинствами таких занятий являются их достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На занятиях используются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника, т.к. пока ещё является ведущей деятельностью.