Просмотр содержимого документа
«Занятие на сплочение коллектива для 1-6 классов»
Тренинговое занятие, направленное на сплочение классного коллектива
Цель: способствовать сплочению коллектива и углублению процессов самораскрытия; развивать умения и навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Категория участников: учащиеся 1-6 классов
Материалы и оборудование: салфетки, карточки с цифрами, карточки с буквами алфавита, цветные карточки (красные, синие, зеленые), монетка.
Ход занятия
1. Упражнение «Салфетка».
Цель: выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; формирование эмоционально-волевого единства группы.
Время проведения: 3 минуты.
Каждому учащемуся дается салфетка, которая складывается несколько раз. Психолог дает команды:
- Оторвать правый верхний угол;
- Еще раз оторвать правый верхний угол
Вывод: Все мы разные, но живем в мире и согласии.
2. Упражнение «Посчитай».
Цель: формирование групповой сплоченности и навыков групповой поддержки.
Время проведения:3 минуты.
Класс делится на две команды. Командам раздается комплект карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.
Выигрывает более точная и быстрая команда.
3. Упражнение «Постройтесь по росту».
Цель: формирование навыков групповой поддержки, слаженной групповой работы.
Время проведения: 2 минуты.
Учащимся предлагается, используя всех одноклассников, построиться по росту с закрытыми глазами.
Обсуждение:
- Легко ли вам было при выполнении упражнения? Почему?
4. Упражнение «Азбука».
Цель: обучение навыкам быстрого реагирования, правилам взаимоотношения в коллективе; формирование навыков групповой поддержки.
Время проведения: 5 минут.
Каждый учащийся получает карточку с одной из букв алфавита. Психолог произносит то или иное слово. Игроки – буквы должны быстро собраться и встать так, чтобы получилось названное слово.
Примерные слова:
Мак, спорт, бег, дом, жизнь, дружба, эхо.
Используемые буквы:
А, б, г, д, е, ж, з, и, к, м, н, о, п, р, с, т, у, х, ь, э.
5.Упражнение «Угадай, кого нет».
Цель:развитие произвольного внимания; формирование навыков групповой сплоченности.
Время проведения: 5 минут.
Все участники закрывают глаза. Психолог дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. По сигналу психолога все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становится ведущим.
6. Упражнение «Красные, синие, зеленые».
Цель: эмоциональная разрядка, формирование навыков групповой сплоченности, слаженной работы в группе.
Время проведения: 2 минуты.
Играющие образуют круг. Психолог каждому на спину прикрепляет листок определенного цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – синие – зеленые.
7. Упражнение «Мяч по кругу».
Цель: формирование коммуникативных навыков, навыков групповой поддержки.
Время проведения: 3 минуты.
Учащимся предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.
8. Упражнение «В одну сторону».
Цель: формирование навыков слаженной парной работы; развитие эмпатии, толерантности.
Время проведения: 4 минуты.
Выбирается пара учащихся, которые становятся спиной друг к другу и по команде психолога три раза поворачивают голову влево или вправо. Выигрывает та пара, участникам которой удалось все три раза посмотреть в одну сторону.
9. Упражнение «А я еду…».
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие эмпатии, толерантности; разогрев участников.
Время проведения: 5 минут.
Учащиеся садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник по цепочке передвигается на пустой стул рядом и говорит: «А я рядом». Следующий за ним садится на освободившийся стул и говорит: «А я – зайцем». Следующий пересаживается и говорит: «А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается, садясь рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
10. Упражнение «Себе - соседу».
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие эмпатии, толерантности.
Время проведения: 6 минут.
Учащиеся встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» учащиеся правой рукой как будто что-то вкладывают себе в левую руку, на слово «соседу» правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе – соседу».
На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
11. Упражнение «Домики - хозяева».
Цель: развитие навыков слаженной групповой работы.
Время проведения: 5 минут.
Играющие разбиваются на группы по три человека: двое – «домик» и один – «житель». Выбирается один игрок – ведущий, цель которого – стать либо «домиком», либо «жителем» посредством трех команд:
Команда «Домики!» - игроки – «домики» оставляют своих жильцов и ищут новых;
Команда «Жители!» - игроки – «жители» выбегают из «домиков» и ищут себе новые;
Команда «Землетрясение!» - все игроки, беспорядочно двигаясь, либо создают «домик», либо становятся «жителями». Тот, кто остается один, становится ведущим.
12. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: рефлексия.
Время проведения: 2 минуты.
Психолог: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.