kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие "Ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям; способствовать желанию работать над собой, постигать себя/

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Ответственность"»

Занятие

"Ответственность"

Цель: Учить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям; способствовать желанию работать над собой, постигать себя.

  1. Вводная часть.

Игра "Паровозик".

Условия проведения. Все участники игры разбиваются на тройки. Каждая становится "паровозиком". Два последних ребенка закрывают глаза. Открыты глаза только у первого - водящего. Он ведет "паровозик" по классу. Затем, по сигналу учителя, участники тройки меняются местами, то есть "паровозик" ведет уже другой ребенок из этой тройки. Игра заканчивается после того, как все три участника побывают в роли водящего.

Вопросы:

1.В какой роли вам было интересно?

2.В какой роли было трудно?

3.Как вы чувствовали себя в разных ролях?

4.Когда кто-то принимал решение.

5. Куда именно двигаться, что он чувствовал?

6.Кто из троих был ответственен за других?

2.Основная часть.

Прочитайте эпиграф к занятию.

"Ваш выбор - выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность".
А.М.Прихожан

Вопросы:

Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему занятию?

Попробуйте сформулировать тему занятия.

Что вы понимаете под словом ответственность?

Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. Так как человек в обществе обладает множеством прав и обязанностей.

Из словаря С.И. Ожегова:

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Человек должен отвечать даже за слова, которые он поизносит. Народная мудрость гласит: "Слово не воробей, вылетело - не поймаешь".

Анализ ситуаций.

Ситуация 1.

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

Самостоятельность можно поставить рядом со словом "ответственность".

Ситуация 2.

Кто-то тебя ударил, а ты ударил в ответ.

Каждый отвечает за свое действие. Он ударил - нарушил правило, и он за него отвечает. Кто отвечает за то, что ты ударил в ответ? Как еще ты мог бы поступить?

Вывод: каждым решением человек меняет ситуацию. В данном случае, будет драка или нет - зависит от того, кто принимает решение: отвечать ударом на удар или нет.

Ситуация 3.

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

- Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.

Б) Мама не положила его мне в сумку.

Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.

Ведь готовиться к урокам - это обязанность детей, а не их родителей.

Работа в группах.

- А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.

1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите:

а) Съедите всё

б) съедите только свою долю

в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу

б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз

в) Скажите, что забыли книгу дома.

3. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться. Как вы поступите:

а) подскажу товарищу

б) подниму руку

в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Обсуждение ответов.

- Что такое ответственность?

- Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод.

1. Я отвечаю за всё.

2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)

3. За все мои поступки отвечают родители.

- Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

Что такое правонарушение? Как вы понимаете? (ответы детей). 

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

  Конечно, правонарушение редко когда может возникнуть из ниоткуда, чаще всего есть предпосылки совершения проступка, т.е.  не правильного поведения. Как вы думаете,  почему случается так, что подросток оступился  или совершил правонарушения?

"Мозговой штурм". Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям).

проблемы в семье

плохое поведение

хочет выделиться

стремление к примитивному времяпровождению.

зависть

низкий уровень правовой культуры граждан

алкоголизм и наркомания 

ответственное отношение к учебе, знаниям.

общение с искусством, природой

доброта

плохо учатся, а потом бросают школу

курят и выпивают

грубят и сверстникам и взрослым

унижают маленьких и слабых

лгут даже без причины

стараются выяснить отношения только с помощью силы

играют в карты

портят школьное имущество и многое другое.

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

- Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

 Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

 Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную (памятки для учащихся).

1. Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

Ведущий: Ребята, вы узнали о преступлениях, которые совершаются подростками,  а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас  вам будут  даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

  Ведущий: Давайте проведем  анонимный тест для выявления правонарушений  в школьной среде (работа с тестом).

Тест "Выявление правонарушений в школьной среде".

1. Твой пол:

- мужской

- женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идёшь обычно в школу?

а) с удовольствием, с хорошим настроением

б) равнодушно, без удовольствия

в) с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

а) со сверстниками в школе

б) со сверстниками на улице

в) со старшими ребятами в школе

г) со старшими ребятами на улице

д) с другими людьми

е) такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто - либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

а) да, сверстники в школе

б) да, сверстники на улице

в) да, старшие ребята в школе

г) да, старшие ребята на улице

д) да, другие люди

е) нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что - либо из дома?

а) да, случалось

б) нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

а) рассказывал родителям

б) рассказывал старшему брату (сестре)

в) рассказывал другу, подруге

г) рассказывал учителю

д) пытался защитить себя, дрался

е) никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

ж) такого не случалось

Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

3. Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием, много рассуждали, а теперь давайте подведем итог.

Творческое задание: придите примеры из художественных произведений уголовных и административных нарушений.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие "Ответственность"

Автор: Громова Светлана Владимировна

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Конспект занятия «Ответственное поведение, или как себя вести с незнакомыми людьми» Профилактика и коррекция безопасного поведения воспитанников"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_otvetstvennoe_povedenie_ili_kak_sebia_vesti_s_neznakomymi_liu"
    ["file_id"] => string(6) "521082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569556657"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Занятие "Мы в ответе за свои поступки" "
    ["seo_title"] => string(40) "zaniatiie-my-v-otvietie-za-svoi-postupki"
    ["file_id"] => string(6) "123609"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414517677"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Методика проведения внеурочного мероприятия по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов "Обязанности и ответственность несовершеннолетних" "
    ["seo_title"] => string(163) "mietodika-proviedieniia-vnieurochnogho-mieropriiatiia-po-pravovomu-vospitaniiu-uchashchikhsia-9-11-klassov-obiazannosti-i-otvietstviennost-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "225726"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439837414"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час на тему "Ответственность ""
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-na-tiemu-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "254163"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447699414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация к занятию с родителями будущих первоклассников "От хочу -не хочу к надо" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-k-zaniatiiu-s-roditieliami-budushchikh-piervoklassnikov-ot-khochu-nie-khochu-k-nado"
    ["file_id"] => string(6) "208505"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430828834"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства