В современной действительности проблема поиска своего места в социуме, самоутверждения и самореализации остро встаёт перед молодёжью. Для того чтобы быть принятым, занять достойное место в обществе, необходимо постоянно проявлять себя, уметь презентовать себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выбор будущей профессии, как поиск места в жизни.»
Выбор будущей профессии, как поиск места в жизни.
Проблема выбора профессии стара как мир. Успешность человека в современном мире зависит от реализации его в профессиональной деятельности. Сегодня популярны исследования в области психологии и педагогики, направленные на обучение человека возможности преодолевать свои психологические проблемы и достигать максимального успеха в любой деятельности, которой он занимается. Впервые подчеркнул значимость формирования профессионального развития личности влиятельный американский ученый, просветитель и реформатор, основоположник профориентации, Фрэнк Парсонс. В 1908 г. он основал центр в Бостоне, который назывался «Бюро по выбору профессий». В центре проводились консультации для мужчин и женщин по выбору профессий, обучались молодые люди, которые позднее работали в качестве консультантов и управляющих школ и колледжей «Христианская Ассоциация Молодых Людей».
В современной действительности проблема поиска своего места в социуме, самоутверждения и самореализации остро встаёт перед молодёжью. Для того чтобы быть принятым, занять достойное место в обществе, необходимо постоянно проявлять себя, уметь презентовать себя. Школа является основой для становления профессионального развития учащихся, где совместно с семьей формируются профессиональные интересы и профессиональное самосознание, реализуются способности и умения, осуществляется выбор и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому ученику на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом.
Основными направлениями профориентационной работы специалистами СППС в школе являются:
-Профессиональное информирование учащихся о мире профессий с учетом возрастных способностей, с правилами и ошибками выбора профессии;
-Профессиональное воспитание включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников с учетом результатов диагностики;
конкретному учащемуся и его родителю по выбору профессии.
Для формирования профессионального плана учащегося закладываются три составляющих по Е. А. Климову: «хочу» (профессиональные склонности и интересы), «могу» (состояние здоровья, профессиональная квалификация, профессиональные способности, пример с учащимися и родителями ОПФР), «надо» (спрос на рынке труда).
Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и приносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Из практики работы в школе по профориентации с учащимися наиболее эффективными формами являются:
профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационные игр;
интерактивные беседы и лекции с использованием интернет- ресурсов;
встречи учащихся с представителями ПТУЗов и заслуженными рабочими, проходящими в режиме интерактивного взаимодействия; сотрудничество с центрами профориентации.
экскурсии в ПТУЗы и на предприятия, в том числе и виртуальные;
профнедели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные учащимися;
оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т. д., в том числе и с использованием возможностей компьютерных программ.
В зависимости от возрастных особенностей учащихся необходимо выделить следующие этапы профориентационной поддержки учащихся. На начальном этапе в 1-4 классах учащимся дается информация ориентировочного характера, которая направлена на знакомство с миром профессий окружающих ребенка людей. Знания по предметам увязывают с ориентировкой в различных профессиях. С этой целью проводится анкетирование родителей и детей для выявления их способностей, интересов, разрабатываются рекомендации для формирования профессиональных интересов, оказывается помощь в выборе кружков, секций. Таким образом, создаются условия для реализации способностей детей в учебной и внеучебной деятельности с использованием различных методов и приемов формирования профессиональных интересов. Эффективными формами работы на данном этапе являются увлекательные рассказы и профориентационные игры об интересующих профессиях людей «Слава золотым рукам», «Все работы хороши», приобщение к посильным видам трудовой деятельности (выставка детских работ «Профессия моей мамы», «Я хочу быть похожим на папу», «Моя будущая профессия»).
В 5-7 классах начинается этап профессиональной ориентации. Личностные изменения и новообразования подросткового возраста приводят учащихся к осознанию своих интересов, способностей и склонностей. В рамках профориентации учащихся изучается ориентация выбора будущей профессиональной деятельности на основе взаимосвязи трех компонентов: характерологических особенностей ученика, предпочитаемого типа будущей профессии личности и степени усвоения программного материала по различным предметам.
Эффективными формами работы на данном этапе являются:
классные часы с просмотром презентаций «Темперамент и профессия», «Мой характер и выбор профессии», игры по профориентации «Ты и твоя будущая профессия».
изучение и содействие занятости учащихся в кружках и секциях, проведение консультаций по итогам опроса.
индивидуальные консультации с классными руководителями по различным вопросам профориентации.
ведение профкарт учащихся, составление профессионального плана учащегося, где отмечается успеваемость по предметам, интересы, склонности.
Индивидуальные и групповые консультации с учащимися и их родителями по результатам диагностики, выбор продолжения образования через сеть факультативных занятий, кружков для самореализации.
В 8-9 классах начинается этап ориентационно – (производительный) личностный. Перед учащимися возникает проблема «куда пойти учиться после 9-го класса?» Это вызывает более конкретный интерес к профессиям и к профессиональным учебным заведениям, выбору факультативов и кружков, к своей профпригодности. В рамках профориентации учащихся изучаются интересы и склонности, определяющие соотношение различных профессиональных типов.
Эффективными формами работы на данном этапе являются:
классные часы, посвященные профориентационной тематике работе «Новое время - новые профессии», «Имидж и профессия», «Люди стремятся в жизни», «Человек и профессия»;
привлечение школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы в летних трудовых лагерях;
факультативные занятия психологического профиля, классных часов, где прочное место занимает профориентационная игра («Я - в будущем», Коллаж «Моя профессия»);
привлечение учащихся к выполнениюнаучно-исследовательских работ по составлению профессиограммам.
В 10-11 классах начинается этап профессионального обучения. Учащиеся стоят перед конкретным выбором профессию. В рамках профориентации учащихся диагностируются интересы и склонности, тип мышления, КОС (изучение способностей), где определяется наличие знаний и предпочтений в выборе профессий. Для каждого учащегося определяется программа-минимум и программа-максимум его жизни. Для реализации данного этапа профориентационной поддержки проводятся индивидуальные и групповые профконсультации учащимся и их родителям, тематические классные часы и другие профориентационные мероприятия совместно с классными руководителями, с центрами профориентации.
Таким образом, помогая школьнику сделать свой профессиональный выбор, учитывающий потребности современного рынка труда, мы помогаем сформироваться конкурентно способному специалисту, готовому к активной профессиональной деятельности, к реализации личностного потенциала, и таким образом обеспечиваем стабильность экономической ситуации в стране.