kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выбор будущей профессии, как поиск места в жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной действительности проблема поиска своего места в социуме, самоутверждения и самореализации остро встаёт перед молодёжью. Для того чтобы быть принятым, занять достойное место в обществе, необходимо постоянно проявлять себя, уметь презентовать себя. 

Просмотр содержимого документа
«Выбор будущей профессии, как поиск места в жизни.»

Выбор будущей профессии, как поиск места в жизни.

Проблема выбора профессии стара как мир. Успешность человека в современном мире зависит от реализации его в профессиональной деятельности. Сегодня популярны исследования в области психологии и педагогики, направленные на обучение человека возможности преодолевать свои психологические проблемы и достигать максимального успеха в любой деятельности, которой он занимается. Впервые подчеркнул значимость формирования профессионального развития личности влиятельный американский ученый, просветитель и реформатор, основоположник профориентации, Фрэнк Парсонс. В 1908 г. он основал центр в Бостоне, который назывался «Бюро по выбору профессий». В центре проводились консультации для мужчин и женщин по выбору профессий, обучались молодые люди, которые позднее работали в качестве консультантов и управляющих школ и колледжей «Христианская Ассоциация Молодых Людей».

В современной действительности проблема поиска своего места в социуме, самоутверждения и самореализации остро встаёт перед молодёжью. Для того чтобы быть принятым, занять достойное место в обществе, необходимо постоянно проявлять себя, уметь презентовать себя. Школа является основой для становления профессионального развития учащихся, где совместно с семьей формируются профессиональные интересы и профессиональное самосознание, реализуются способности и умения, осуществляется выбор и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому ученику на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом.

Основными направлениями профориентационной работы специалистами СППС в школе являются:

-Профессиональное информирование учащихся о мире профессий с учетом возрастных способностей, с правилами и ошибками выбора профессии;

-Профессиональное воспитание включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников с учетом результатов диагностики;

-Профессиональная консультация - научно обоснованная рекомендация

конкретному учащемуся и его родителю по выбору профессии.

Для формирования профессионального плана учащегося закладываются три составляющих по Е. А. Климову: «хочу» (профессиональные склонности и интересы), «могу» (состояние здоровья, профессиональная квалификация, профессиональные способности, пример с учащимися и родителями ОПФР), «надо» (спрос на рынке труда).

Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и приносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Из практики работы в школе по профориентации с учащимися наиболее эффективными формами являются:

  • профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм и профориентационные игр;

  • интерактивные беседы и лекции с использованием интернет- ресурсов;

  • встречи учащихся с представителями ПТУЗов и заслуженными рабочими, проходящими в режиме интерактивного взаимодействия; сотрудничество с центрами профориентации.

  • экскурсии в ПТУЗы и на предприятия, в том числе и виртуальные;

  • профнедели с использованием конкурсов на лучшие мультимедийные профессиограммы, составленные учащимися;

  • оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т. д., в том числе и с использованием возможностей компьютерных программ.

В зависимости от возрастных особенностей учащихся необходимо выделить следующие этапы профориентационной поддержки учащихся. На начальном этапе в 1-4 классах учащимся дается информация ориентировочного характера, которая направлена на знакомство с миром профессий окружающих ребенка людей. Знания по предметам увязывают с ориентировкой в различных профессиях. С этой целью проводится анкетирование родителей и детей для выявления их способностей, интересов, разрабатываются рекомендации для формирования профессиональных интересов, оказывается помощь в выборе кружков, секций. Таким образом, создаются условия для реализации способностей детей в учебной и внеучебной деятельности с использованием различных методов и приемов формирования профессиональных интересов. Эффективными формами работы на данном этапе являются увлекательные рассказы и профориентационные игры об интере­сующих профессиях людей «Слава золотым рукам», «Все работы хороши», приобщение к посильным видам трудовой деятельности (выставка детских работ «Профессия моей мамы», «Я хочу быть похожим на папу», «Моя будущая профессия»).

В 5-7 классах начинается этап профессиональной ориентации. Личностные изменения и новообразования подросткового возраста приводят учащихся к осознанию своих интересов, способностей и склонностей. В рамках профориентации учащихся изучается ориентация выбора будущей профессиональной деятельности на основе взаимосвязи трех компонентов: характерологических особенностей ученика, предпочитаемого типа будущей профессии личности и степени усвоения программного материала по различным предметам.

Эффективными формами работы на данном этапе являются:

  • классные часы с просмотром презентаций «Темперамент и профессия», «Мой характер и выбор профессии», игры по профориентации «Ты и твоя будущая профессия».

  • изучение и содействие занятости учащихся в кружках и секциях, проведение консультаций по итогам опроса.

  • индивидуальные консультации с классными руководителями по различным вопросам профориентации.

  • ведение профкарт учащихся, составление профессионального плана учащегося, где отмечается успеваемость по предметам, интересы, склонности.

  • Индивидуальные и групповые консультации с учащимися и их родителями по результатам диагностики, выбор продолжения образования через сеть факультативных занятий, кружков для самореализации.

В 8-9 классах начинается этап ориентационно – (производительный) личностный. Перед учащимися возникает проблема «куда пойти учиться после 9-го класса?» Это вызывает более конкретный интерес к професси­ям и к профессиональ­ным учебным заведениям, выбору факультативов и кружков, к своей профпригодности. В рамках профориентации учащихся изучаются интересы и склонности, определяющие соотношение различных профессиональных типов.

Эффективными формами работы на данном этапе являются:

  • классные часы, посвященные профориентационной тематике работе «Новое время - новые профессии», «Имидж и профессия», «Люди стремятся в жизни», «Человек и профессия»;

  • тематические родительские собрания, родительские конференции;

  • привлечение школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы в летних трудовых лагерях;

  • факультативные занятия психологического профиля, классных часов, где прочное место занимает профориентационная игра («Я - в будущем», Коллаж «Моя профессия»);

  • привлечение учащихся к выполнению научно-исследовательских работ по составлению профессиограммам.

В 10-11 классах начинается этап профессионального обучения. Учащиеся стоят перед конкретным выбором профессию. В рамках профориентации учащихся диагностируются интересы и склонности, тип мышления, КОС (изучение способностей), где определяется наличие знаний и предпочтений в выборе профессий. Для каждого учащегося определяется программа-минимум и программа-максимум его жизни. Для реализации данного этапа профориентационной поддержки проводятся индивидуальные и групповые профконсультации учащимся и их родителям, тематические классные часы и другие профориентационные мероприятия совместно с классными руководителями, с центрами профориентации.

Таким образом, помогая школьнику сделать свой профессиональный выбор, учитывающий потребности современного рынка труда, мы помогаем сформироваться конкурентно способному специалисту, готовому к активной профессиональной деятельности, к реализации личностного потенциала, и таким образом обеспечиваем стабильность экономической ситуации в стране.

Ковалева Е.А.,

педагог - психолог.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Выбор будущей профессии, как поиск места в жизни.

Автор: Ковалева Елена Адамовна

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Исследовательская работа "Профессия для настоящих мужчин  ""
    ["seo_title"] => string(68) "issliedovatiel-skaia-rabota-profiessiia-dlia-nastoiashchikh-muzhchin"
    ["file_id"] => string(6) "294171"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455615080"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Час общения для учащихся 9 класса "выбор профессии - дело серьёзное" "
    ["seo_title"] => string(82) "chas-obshchieniia-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-vybor-profiessii-dielo-sier-ioznoie"
    ["file_id"] => string(6) "173039"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423918845"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект профориентационного занятия « Моделируем профессиональную траекторию» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-proforiientatsionnogho-zaniatiia-modieliruiem-profiessional-nuiu-traiektoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "237052"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444224793"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Профессия - выбор ученика"
    ["seo_title"] => string(27) "profiessiia-vybor-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "284316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969109"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Сценарий внеклассного мероприятия "Я ИЩУ РАБОТУ, РАБОТА ИЩЕТ МЕНЯ" "
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-ia-ishchu-rabotu-rabota-ishchiet-mienia"
    ["file_id"] => string(6) "138674"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417591216"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства