ПРАВИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР-УВЕРЕННОЕ БУДУЩЕЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Хасанова Ноила Намозовна
Преподаватель Бухарской городской профессиональной школы.
Выбор профессии - важнейший вопрос в жизни человека. В реальной жизни человеку необходимо освоить профессию и стать профессионалом. Детские чувства, мечты и стремления человека, связанные с профессией, связаны с психологическими особенностями возраста. Первоначально школьников младших классов будет больше интересовать проблема упорного труда и выбора профессии. Не учитываются знания, личностные качества и другие требования, необходимые для профессии или специальности в детстве. Выбор карьеры в подростковом возрасте - ведущее занятие. Потому что перед ними стоит серьезная жизненная проблема - проблема выбора профессии. Когда они начинают сосредоточиваться на важных аспектах своей карьеры, они начинают более внимательно относиться к выбору карьеры и важности профессии. Выбор профессии часто играет большую роль в нынешнем престиже профессии. Однако профессия, имеющая на сегодняшний день сильное влияние и престиж, может вскоре потерять свой небольшой престиж в этом обществе и превратиться в обычную профессию. Так что полагаться на это ненадежно. Потому что в современном быстро меняющемся обществе мир профессий меняется так же быстро, как и стили одежды.
Проблема профориентации является общественно значимой, так как
именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость
населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Официальные источники утверждают, что профориентация– это научно обоснованный комплекс мер и мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии и оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве, при этом обязательно требуется читывать специфику личности и потребность народного хозяйства в кадрах. Как и в любом социальном процессе, в профориентации логично выделить две стороны.
В первую очередь, объект профориентации, школьник– пытающийся определиться в выборе, кем быть, чем заниматься. Чаще всего этот субъект думает, что знает, куда ему стоит направить свой выбор, при этом не особенно задумывается над своими наклонностями и способностями, чаще гонясь за модой или профессией, которая на слуху.
С другой стороны, в процесс профориентации оказываются вовлечены
так или иначе учреждения высшего образования, оказавшиеся во вполне
логичной и ожидаемой ситуации конкурентной борьбы за абитуриентов, однако чаще всего профориентация со стороны университетов сводится к
формальному перечислению специальностей в средствах массовой информации, открытых в университете, по которым ведется подготовка.
На самом деле сложный процесс выбора будущей профессии для
школьника– это, ни много ни мало, выбор будущего, и от того, насколько
правильным будет выбор профессии, настолько успешным и, что самое
главное, психологически комфортным, будет то самое будущее. Ключевое значение в профессиональном информировании имеют три вида информации:
1) о профессии(специальности) – ее содержании, условиях, организации
труда, обучении конкретной профессии, оплате труда, требованиях
к личности человека, возможностях квалифицированного и должностного роста;
2) о человеке– его возможностях и способностях, интересах
и склонностях;
3) о текущем и перспективном кадровом спросе– состоянии спроса
и возможности развития рынка труда.
Выбор профессии, места обучения или работы происходит на основе сопоставления информации по этим трём позициям. От того, насколько будет достоверной и подробной полученная информация, зависит правильность выбора профессии, успешность профессионального обучения и деятельности, закрепление человека на рабочем месте. Результатом профессионального информирования является овладение учащимися информацией такого объема и содержания, которые необходимы для сознательного профессионального самоопределения, а также овладения способами самостоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами.
При кажущейся простоте эта задача не может быть решена в два счета, и вот почему. Чаще всего профориентация проводится в школах, и
администрация школ, не слишком охотно отрывает обучающихся от учебных занятий, выделяет небольшие по времени возможности для встречи со школьниками. Решить эту проблему можно, перенеся проведение профориентации во время каникулах.
Приведем схематический план занятий, реализовать который можно как в
рамках одного мероприятия(5–6 тренинговых дней), так и в течение
нескольких мероприятий(осенние, зимние, весенние каникулы).
Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на
предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:
• профильное обучение, направленное на выявление талантов и
склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда;
• увеличение количества практических занятий из разных сфер
деятельности, как исследовательских, так и рабочих;
• формирование у обучающихся профессиональных навыков, которые
будут востребованы в любой будущей практической деятельности;
• оказание системной, полноценной помощи и сопровождения
обучающихся на всем пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора учреждения высшего образования и программ повышения квалификации и дополнительного образования;
• привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.
Также можно провести мотивационные тренинги, тренинги по управлению личным временем, тренинг достижения личных целее, тренинг«Учимся зарабатывать деньги».
В данное время проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении ведется небольшим количеством заинтересованных людей на местах.
Список использованных источников
1. Ковалевич, М. С. Региональная специфика динамики профессионально-ценностного самоопределения абитуриента-2013 / М. С. Ковалевич// Вучон.
Запіскі Брэсцк. ун-та; Гуманітар. і грамад. навукі. – 2013. – Вып. 9. – Ч. 1. –
С. 149–154.
2. Ковалевич, М. С. Воспитание смысложизненных ценностей
студенческой молодежи/ М. С. Ковалевич// Весн. Брэсцк. ун-та. Сер. 3. Філал.
пед. псіхал. – 2015 – №2. – С. 100–107.
3. Ковалевич, М. С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения
личности/ М. С. Ковалевич//Адукацыя і выхаванне. – 2012. – №2. – С. 14–22.
4. Ковалевич, М. С. Моделирование педагогической поддержки
профессионально-ценностного самоопределения студенческой молодежи/
М. С. Ковалевич// Образование в современной школе. – 2013. – №10. –
С. 19–25.
5. Ковалевич, М. С. Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения личности/ М. С. Ковалевич// Народная
асвета. – 2012. – №3. – С. 3–7; №4. – С. 3–6.