воспитывать стремление быть вежливыми по отношению к окружающим людям.
Ритуал приветствия «Рукопожатие в круге». (от автора)
Быстро по кругу передаем рукопожатие (2-3 круга в зависимости от количества детей)
Беседа. Постановка цели.
Каким не словесным средством общения я воспользовалась, чтобы усадить вас по местам? (Жест, взгляд, движение головы, улыбка)
Какие еще средства выразительности устной речи вы знаете? (Тон, тембр, громкость)
Можно ли обойтись без них? (Нет)
Для чего они существуют? (Сделать речь более понятной и выразительной)
Что можно передать с помощью их слушателю? (Настроение, чувства, состояние говорящего).
О чем мы говорили на прошлом занятии?
Что обозначает слово ВЕЖЛИВОСТЬ?
В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».
- У меня к вам очень важный вопрос, подумайте, всегда ли мы можем выполнить чью - либо просьбу?
-Приведите пример, когда вы не могли выполнить чью-либо просьбу?
- Как вы думаете, что может чувствовать человек, которому отказывают в просьбе?
- Конечно, человеку, которому отказали, скорее всего, бывает не приятно.
- Но мы не можем ответить на все просьбы согласием. Тогда возникает необходимость, вежливо отказываться, чтобы человеку было не обидно и не приятно.
- Сегодня мы с вами будем учиться выражать вежливый отказ, несогласие.
- Значит, какая тема нашего занятия? (Вежливый отказ, несогласие)
Речевая разминка.
Встаньте. Улыбнитесь, вдохните, на выдохе произнесите: «Ах, как замечательно!»(2-3 раза хором.)
Чистоговорка.(Психолог говорит по одной строке, дети хором повторяют стоя.)
Им-им-им - смело, чётко говорим.
Ать – ать – ать – будем думать, рассуждать.
Практическое задание.
Все вы, конечно, помните сказку А.Аксакова “Аленький цветочек”.
Послушайте отрывок из сказки.
Выполнит ли просьбу дочери батюшка–купец?
(звучит голос, магнитофонная запись)
– Государь ты мой батюшка–родимый. Не вози ты мне золотой и серебряной парчи. Ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, …
(После прослушивания)
– О чем просит дочь батюшку? (просит золотой венец)
- А сейчас мы немножко отдохнем, но будьте внимательны. Если вы услышите слова, которые смягчат отказ, то вы хлопаете, а если нет - топаете.
Хорошо (ХЛОПОК)
Судовольствием (ХЛОПОК)
Не могу
Извини (ХЛОПОК)
С радостью помогу (ХЛОПОК)
Никак не могу
Охотно бы, но (ХЛОПОК)
Нет
Обязательно приду (ХЛОПОК)
Я очень постараюсь (ХЛОПОК)
Делай сам
- Всегда ли человека, который вежливо отказывает, можно назвать воспитанным?
Схема.
Для того, чтобы познакомиться со схемой вежливого отказа, несогласия я предлагаю рассмотреть схему Психолог вывешивает плакат.
- Давайте рассмотрим, из чего состоит вежливый отказ?
1) Как можно начать предложение-отказ, с каких слов? Смотри первую колонку.
(Вежливое слово – извини, прости, к сожалению…)
2) Что дальше идёт? (Союз «Но» и вспомогательные слова)
3) Чем закончить отказ? (причина отказа + обещание)
Вот по такой схеме строится вежливый отказ, несогласие.
Тренинг «Вежливый отказ». Как же все - таки отказать в тех ситуациях, когда это действительно необходимо? У каждого из нас есть такое право. Ребята, чтобы ваш отказ звучал убедительно, он должен быть произнесен по определенным правилам (Обращаем внимание на схему).Подкрепляем схему словами (Вежливый отказ = уверенный голос + контакт глазами + объяснение причины отказа).
Просьба: -Дай мне надеть твой свитер на один только вечер.
Отказ: -Извини, но я не могу это сделать. Я считаю, что у вещей должен быть один хозяин.
Психолог. Если мы объяснили человеку, почему мы отказываем, а он продолжает настаивать, уговаривать, тогда отказ может звучать лаконично, по типу «заезженной пластинки»: - Нет. - Нет, не могу. - Нет, это мне не подходит. - Нет, я собирался заняться совсем другим делом. - Нет, я не могу это сделать.
7. Инсценировка.
Ведущий выбирает детей для диалога. Необходимо придумать как вежливо отказать, чтобы смягчить отказ.
1 ситуация – друг предлагает сходить в кино, а вы должны ему вежливо отказать.
2 ситуация – друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещи папы. Ваши действия и возможные слова?
3 ситуация – ваш товарищ просит вас прийти завтра к нему в гости на День рождения, но вы заняты и не можете принять его приглашение. Ваши действия и возможные слова?
Проанализируйте ситуации. Что удалось? Что было сложным?
8. Рефлексия. Я узнал (а) сегодня... Мне понравилось / не понравилось сегодня... Мне бы хотелось...