kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о формировании личности младшего школьника посредством творческой деятельности является одним из актуальных вопросов современной психологии и педагогики. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Эта возрастная рамка во многом определяется социальными изменениями, существующими в современной системе образования, - поступлением ребенка в школу и переходом из начальной в среднюю школу. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто присутствие ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни 

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Битюцкая Е.Ю.

Педагог-психолог МОУ «Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Вопрос о формировании личности младшего школьника посредством творческой деятельности является одним из актуальных вопросов современной психологии и педагогики. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Эта возрастная рамка во многом определяется социальными изменениями, существующими в современной системе образования, - поступлением ребенка в школу и переходом из начальной в среднюю школу. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто присутствие ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни [4].

Базируясь на концепции В.С. Мухиной о детерминантах и движущихся силах развития и бытия личности, мы рассматриваем психологическое развитие как результат взаимодействия трех факторов – биологических предпосылок, условий развития и внутренней позиции личности. Младший школьный возраст – тот возрастной период, когда условия развития имеют доминирующее значение в развитии личности [5].

У детей в возрасте от 9 до 12 лет развивается стремление к своей собственной точке зрения, появляются суждения о собственной социальной значимости. Самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью [1], но также и тогда, когда они переживают успех в какой-либо творческой деятельности [3].

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. В них входят: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Ученые отмечают, что к 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся [2].

Целью нашего исследования было выяснить характер влияния творческих способностей на формирование личностных черт младших школьников. В качестве методик использовались: детский вариант многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, фигурная форма теста творческого мышления Э. Торренса, тест дивергентного мышления Ф. Вильямса, методика «Сочини сказку», стандартизированное интервью «Если бы я был волшебником...». В качестве статистических методов для установления количественных и качественных зависимостей между изучаемыми явлениями применялся корреляционный анализ Пирсона.

Исследование проводилось в 3 и 4 классах МОУ «Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла». Возраст испытуемых - 9-11 лет. Количество испытуемых - 41 человек.

Результаты исследования показали, что в нашей выборке наблюдаются следующие закономерности:

Беглость, как характеристика скорости выполнения творческих заданий, оказывает влияние на формирование следующих личностных факторов: фактор Е+ (доминантность) (р≤0,05); G- (слабость «Сверх-Я) (р≤0,01); D+ (возбудимость) (р≤0,05). Эти факторы связаны с формированием независимости и нетрадиционности суждений, самоуверенности, некоторой авантюристичности в сочетании с повышенной импульсивностью, сверхреактивностью и пренебрежением к социальным нормам.

Гибкость - способность переключаться с одного вида мышления на другой - влияет на формирование личностного фактора Е+ (доминантность) (р≤0,05); Этот фактор связан с формированием стремления к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

Оригинальность, как способность ярко и необычно представить свою мысль (по Торренсу), связана с фактором Q4+ (напряженность) (р≤0,05). Критерий оригинальности по Вильямсу, как способности свободно обращаться со стимульным материалом, оказывает влияние на формирование личностных факторов Q4- (расслабленность) (р≤0,05) и I+ (сентиментальность) (р≤0,05). Эти факторы связаны с проявлением спокойного отношения к неудачам, мягкости, утонченности, образности, художественного восприятия мира, отсутствием стремления к достижениям.

Разработанность, характеризуемая как способность детально разрабатывать придуманные идеи (по Торренсу), связана с факторами Е+ (доминантность) (р≤0,05) и Q4+ (напряженность) (р≤0,05). Чем сильнее развита у учащихся такая способность, тем больше будет вероятность формирования у них независимости, критичности, стремления доминировать над другими, но также будет развиваться и тревожность, невротичность.

Разработанность по Вильямсу – стремление преодолевать симметричность – оказывает влияние на фактор О+ (тревожность) (р≤0,05). Чем больше проявляется это стремление, тем более в его поведении проявляется недооценка себя, чувствительность к замечаниям и порицаниям, но также проявляется и склонность к размышлениям.

Таким образом, у младших школьников наибольшее влияние креативность оказывает на формирование личностных факторов: D+, Е+, G, I+, O+,Q4.

Вербальная креативность младших школьников в нашем исследовании отражалась в их продуктивной деятельности по сочинению сказки, которая осуществлялась в двух формах: в виде свободной сказки и сказки по картинкам, выполненным в ходе дорисовывания стимульных фигур теста Торренса. Для оценки результатов использовались экспертные оценки оригинальности сказок. Корреляционный анализ, проведенный для выявления взаимосвязей оригинальности сказок и личностных факторов, показал, что оригинальность вербальных творческих продуктов связана с факторами Е- (конформность) (р≤0,01); Q3+ (самоконтроль) (р≤0,05) и Q4- (расслабленность) (р≤0,05). Чем более оригинальны сказки, тем более развиты доброжелательность и тактичность, контроль эмоций и поведения, невозмутимость, спокойное отношение к своим неудачам.

Анализ результатов интервью «Если бы я был волшебником...» показал, что творческое воображение создает условия для формирования представлений о себе как о потенциально нравственной личности. Пожелания чудес или исполнения желаний относились в большей мере не к самому себе, а к другим людям (родителям, друзьям); большинство желаний нравственного характера высказывались в отношении родителей и всего мира в целом. При этом для самих себя наши испытуемые желали необыкновенных способностей и умений.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Творческие способности являются фактором формирования личности младшего школьника. При этом каждый показатель креативности вносит свой вклад в развитие личности.

  2. Беглость мышления оказывает влияние на формирование независимости и нетрадиционности суждений, самоуверенности, некоторой авантюристичности в сочетании с повышенной импульсивностью, сверхреактивностью и пренебрежением к социальным нормам.

  3. Гибкость мышления влияет на формирование стремления к самоутверждению, самостоятельности и независимости.

  4. Оригинальность оказывает влияние на формирование художественного восприятия мира, утонченности, расслабленности, сопутствует проявлениям тревожности и фрустрированности.

  5. Разработанность связана со стремлением к независимости, критичности, доминированием над другими. Высокий уровень разработанности связан с развитием тревожности, невротичности, чувствительности к замечаниям и порицаниям, проявлением склонности к размышлениям.

  6. Вербальная креативность связана с проявлением доброжелательности и тактичности, контролем эмоций и поведения, невозмутимостью и спокойным отношением к своим неудачам.

  7. Творческое воображение создает условия для формирования у младших школьников представлений о себе как о потенциально нравственной личности.

Полученные результаты можно использовать для составления программ творческого развития младших школьников.


Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.

  2. Занков Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. – М.: Педагогика, 1973.

  3. Зеленкова Т.В., Бернацкая Н.В., Сабитова М.Р. Психологические условия развития креативности младших школьников // Вестник МГОГИ, №2, 2012, С. 77-79.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.

  5. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: Битюцкая Екатерина Юрьевна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(126) "piedaghoghichieskii-kontrol-samokontrol-vzaimokontrol-kak-faktory-uspieshnosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415821284"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование информационно-коммуникативной компетенции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-informatsionno-kommunikativnoi-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "296364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983956"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства