kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о формировании личности младшего школьника посредством творческой деятельности является одним из актуальных вопросов современной психологии и педагогики. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Эта возрастная рамка во многом определяется социальными изменениями, существующими в современной системе образования, - поступлением ребенка в школу и переходом из начальной в среднюю школу. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто присутствие ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Битюцкая Е.Ю.

Педагог-психолог МОУ «Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Вопрос о формировании личности младшего школьника посредством творческой деятельности является одним из актуальных вопросов современной психологии и педагогики. В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6-7 до 9-10 лет. Эта возрастная рамка во многом определяется социальными изменениями, существующими в современной системе образования, - поступлением ребенка в школу и переходом из начальной в среднюю школу. Изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых, появление новой значимой фигуры – учителя, освоение нового вида деятельности (учебной), освоение внутренней позиции ученика, построение новой системы отношений со сверстниками и ряд других перемен позволяют говорить о том, что младший школьный возраст – это не просто присутствие ребенка на определенной ступени образования, а психологически и социально особенный период жизни [4].

Базируясь на концепции В.С. Мухиной о детерминантах и движущихся силах развития и бытия личности, мы рассматриваем психологическое развитие как результат взаимодействия трех факторов – биологических предпосылок, условий развития и внутренней позиции личности. Младший школьный возраст – тот возрастной период, когда условия развития имеют доминирующее значение в развитии личности [5].

У детей в возрасте от 9 до 12 лет развивается стремление к своей собственной точке зрения, появляются суждения о собственной социальной значимости. Самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью [1], но также и тогда, когда они переживают успех в какой-либо творческой деятельности [3].

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. В них входят: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Ученые отмечают, что к 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся [2].

Целью нашего исследования было выяснить характер влияния творческих способностей на формирование личностных черт младших школьников. В качестве методик использовались: детский вариант многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, фигурная форма теста творческого мышления Э. Торренса, тест дивергентного мышления Ф. Вильямса, методика «Сочини сказку», стандартизированное интервью «Если бы я был волшебником...». В качестве статистических методов для установления количественных и качественных зависимостей между изучаемыми явлениями применялся корреляционный анализ Пирсона.

Исследование проводилось в 3 и 4 классах МОУ «Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического цикла». Возраст испытуемых - 9-11 лет. Количество испытуемых - 41 человек.

Результаты исследования показали, что в нашей выборке наблюдаются следующие закономерности:

Беглость, как характеристика скорости выполнения творческих заданий, оказывает влияние на формирование следующих личностных факторов: фактор Е+ (доминантность) (р≤0,05); G- (слабость «Сверх-Я) (р≤0,01); D+ (возбудимость) (р≤0,05). Эти факторы связаны с формированием независимости и нетрадиционности суждений, самоуверенности, некоторой авантюристичности в сочетании с повышенной импульсивностью, сверхреактивностью и пренебрежением к социальным нормам.

Гибкость - способность переключаться с одного вида мышления на другой - влияет на формирование личностного фактора Е+ (доминантность) (р≤0,05); Этот фактор связан с формированием стремления к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.

Оригинальность, как способность ярко и необычно представить свою мысль (по Торренсу), связана с фактором Q4+ (напряженность) (р≤0,05). Критерий оригинальности по Вильямсу, как способности свободно обращаться со стимульным материалом, оказывает влияние на формирование личностных факторов Q4- (расслабленность) (р≤0,05) и I+ (сентиментальность) (р≤0,05). Эти факторы связаны с проявлением спокойного отношения к неудачам, мягкости, утонченности, образности, художественного восприятия мира, отсутствием стремления к достижениям.

Разработанность, характеризуемая как способность детально разрабатывать придуманные идеи (по Торренсу), связана с факторами Е+ (доминантность) (р≤0,05) и Q4+ (напряженность) (р≤0,05). Чем сильнее развита у учащихся такая способность, тем больше будет вероятность формирования у них независимости, критичности, стремления доминировать над другими, но также будет развиваться и тревожность, невротичность.

Разработанность по Вильямсу – стремление преодолевать симметричность – оказывает влияние на фактор О+ (тревожность) (р≤0,05). Чем больше проявляется это стремление, тем более в его поведении проявляется недооценка себя, чувствительность к замечаниям и порицаниям, но также проявляется и склонность к размышлениям.

Таким образом, у младших школьников наибольшее влияние креативность оказывает на формирование личностных факторов: D+, Е+, G, I+, O+,Q4.

Вербальная креативность младших школьников в нашем исследовании отражалась в их продуктивной деятельности по сочинению сказки, которая осуществлялась в двух формах: в виде свободной сказки и сказки по картинкам, выполненным в ходе дорисовывания стимульных фигур теста Торренса. Для оценки результатов использовались экспертные оценки оригинальности сказок. Корреляционный анализ, проведенный для выявления взаимосвязей оригинальности сказок и личностных факторов, показал, что оригинальность вербальных творческих продуктов связана с факторами Е- (конформность) (р≤0,01); Q3+ (самоконтроль) (р≤0,05) и Q4- (расслабленность) (р≤0,05). Чем более оригинальны сказки, тем более развиты доброжелательность и тактичность, контроль эмоций и поведения, невозмутимость, спокойное отношение к своим неудачам.

Анализ результатов интервью «Если бы я был волшебником...» показал, что творческое воображение создает условия для формирования представлений о себе как о потенциально нравственной личности. Пожелания чудес или исполнения желаний относились в большей мере не к самому себе, а к другим людям (родителям, друзьям); большинство желаний нравственного характера высказывались в отношении родителей и всего мира в целом. При этом для самих себя наши испытуемые желали необыкновенных способностей и умений.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Творческие способности являются фактором формирования личности младшего школьника. При этом каждый показатель креативности вносит свой вклад в развитие личности.

  2. Беглость мышления оказывает влияние на формирование независимости и нетрадиционности суждений, самоуверенности, некоторой авантюристичности в сочетании с повышенной импульсивностью, сверхреактивностью и пренебрежением к социальным нормам.

  3. Гибкость мышления влияет на формирование стремления к самоутверждению, самостоятельности и независимости.

  4. Оригинальность оказывает влияние на формирование художественного восприятия мира, утонченности, расслабленности, сопутствует проявлениям тревожности и фрустрированности.

  5. Разработанность связана со стремлением к независимости, критичности, доминированием над другими. Высокий уровень разработанности связан с развитием тревожности, невротичности, чувствительности к замечаниям и порицаниям, проявлением склонности к размышлениям.

  6. Вербальная креативность связана с проявлением доброжелательности и тактичности, контролем эмоций и поведения, невозмутимостью и спокойным отношением к своим неудачам.

  7. Творческое воображение создает условия для формирования у младших школьников представлений о себе как о потенциально нравственной личности.

Полученные результаты можно использовать для составления программ творческого развития младших школьников.


Литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.

  2. Занков Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников. – М.: Педагогика, 1973.

  3. Зеленкова Т.В., Бернацкая Н.В., Сабитова М.Р. Психологические условия развития креативности младших школьников // Вестник МГОГИ, №2, 2012, С. 77-79.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.

  5. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: Битюцкая Екатерина Юрьевна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(126) "piedaghoghichieskii-kontrol-samokontrol-vzaimokontrol-kak-faktory-uspieshnosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415821284"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование информационно-коммуникативной компетенции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-informatsionno-kommunikativnoi-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "296364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства