Тренинг познакомит педагогов с понятием саморегуляции поведения и поможет снятию нервно-психического напряжения, снятию утомления и обретению внутренней стабильности. Способствует созданию теплой, дружеской обстановки в коллективе основанной на доверии и понимании окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Прощай, плохое настроение!»»
Тренинг «Прощай, плохое настроение!»
Цель: познакомить педагогов с понятием саморегуляции и предложить эффективные способ снятия нервно-психического напряжения.
Упражнение: «Молчаливое приветствие».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, обучение невербальным способам общения, работа в совместной деятельности.
Участники передвигаются по кабинету под музыку и приветствуют друг друга не вербально в ритме музыки. Если звучит медленная музыка – участники медленно кланяются друг другу, делают реверансы, улыбаются. Под маршевую (умеренный темп) – как военные отдают друг другу честь или, как политические деятели, приветственно наклоняют голову, делают приветственные жесты. Под быструю музыку – машут друг другу руками, приветствуют с помощью любых танцевальных движений, подмигивают и т.д. Затем все вместе обсуждаем, что больше понравилось в приветствии.
Упражнение: «Броуновское движение».
Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете? - Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Упражнение: «Клубок».
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает
закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к разряду профессий управленческого труда. Воспитатель вынужден с течение рабочего дня непрерывно воздействовать на воспитанников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать контролировать. Такое интенсивное управление воспитательной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб педагогов является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Инструкция: встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, которой давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем бросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение «Настроение».
Цель: снятие эмоционально-неприятного состояния.
Инструкция: возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии цветные пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, и как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думаете, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок, и было уничтожено Вами.
Упражнение «Внутренний луч» (игра-релаксация).
Цель: снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Инструкция: для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу – сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться.
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает внутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и собственной жизнь, профессией, воспитанниками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».
Упражнение «Солнечная поляна».
Цель: Создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.
Материалы: лист ватмана, на котором нарисована поляна: трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.
Инструкция: Посмотрите, как светло в нашем зале. Он наполнен солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы с вами находимся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на нашу солнечную поляну. Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойдете к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов.
Анализ: Какие чувства у вас возникли после выполнения этого упражнения? Поделитесь своим настроением.
Памятка педагогу
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится;
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей;
Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать»;
Использовать возможность выступить с речью;
Следите за питанием и фигурой;
Позволяйте себе «маленькие женские радости»;
Не забывайте, что вы красивы.
8. Рефлексия
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?