Просмотр содержимого документа
«Тренинг для родителей "Агрессия ребенка"»
Тренинг для родителей «Агрессия ребенка»
Цель тренинга: разработка с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии, выявить последствия занимаемой родителями позиции в общении.
Форма работы: групповая
Целевая аудитория: родители детей дошкольного и школьного возраста.
Оборудование и материалы: раздаточные тетради, ватманы, карандаши цветные, фломастеры.
Краткое описание: Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессивностью. - почему возникает детская агрессивность? - что хочет сказать ваш ребенок при помощи агрессии? - как реагировать на агрессивное поведение ребенка? - каким образом можно предотвратить агрессию ребенка? - как научить ребенка выходить из состояния агрессии? Обсудим подобные проблемы в данном тренинге
Видеоролик из сериала «Воронины» Связь с треугольником Карпмана «Спасатель-Жертва-Преследователь». Откуда берется агрессия? Почему мы часто злимся, нападаем на близких нам людей , а потом сожалеем об этом. (обратная связь от родителей, что получилось, какие сложности возникли, обсуждение домашнего задания) Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму… », – разводят руки мамы и папы. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, защищаться, конкурировать с другими людьми. Если родители строго запрещают ребенку проявлять необходимую агрессию (не бей, не отнимай игрушку, не кричи), то такое подавления агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды эта самая агрессия вырвется наружу с эффектом пружины, которая распрямилась. Давайте рассмотрим проблему детской агрессивности со всех сторон
Видеоролик «Причины детской агрессии» Управлять агрессией нас учат с детства. Из сказок, детских фильмов и простого общения со взрослыми дети понимают, как и на кого им следует направлять свою злость, выплеснуть которую просто необходимо. Но что, если источник информации сам излишне агрессивен? В современном мире жестокость стала обыденностью. Могут ли в действительности телевизионные программы, содержащие сцены насилия, сформировать у ребенка неправильную, излишне агрессивную модель поведения? (Эксперимент с детьми, которым показываю 2 мультфильма – один добрый другой злой)
Мозговой штурм Отрывок из фильма «Влияние мультфильмов на сознание детей». А какие передачи смотрит ваш ребенок? Всегда ли мы знаем, какую информацию (TV, интернет) ребенок получает из вне? Как мы видим, даже детские мультфильмы бывают агрессивными… ТЕМА СЕМЬЯ Видеоролик «Пример родителей» Часто агрессивное поведение является следствием тех отношений, которые ребенок наблюдает в семье. Если родители время от времени кричат, применяют физические наказания, то не следует удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Групповая дискуссия - Как наше поведение в моменты недовольства, ссор влияет на поведение детей? - Умеем ли мы выражать свое недовольство? Упражнение «Правило коммуникации». Ситуации для рассмотрения (работа в парах, тройках) Это упражнение коммуникативный инструмент, позволяющий найти не агрессивные способы выражения своего недовольства. Любой человек вступает в общение из 3-х позиций. Родитель-Взрослый-Дитя. Родительская позиция-это совокупность записей в коре головного мозга, оставленных нашими воспитателями. Плюсы этой позиции: -защищает ваше тело; -приспосабливает к социуму (усвоение этических норм); -когда есть экстремальные ситуации В индивидуальном общении родительская позиция не эффективна. Минусы: -ограничивает ваше развитие; -программирует; -создает барьеры в общении, т.к. в общении используются приказы, оценки, нравоучения, морализация, советы. У родительской позиции есть свои словечки: -обязан -должен -надо Детская позиция-совокупность истинных чувств и желаний. А чего я действительно хочу и чувствую. Взрослую позицию в общении формируем мы сам. В этой позиции используется рациональный анализ происходящего, основанный на собственном опыте. 1.Взрослый делает выбор и несет ответственность за свой выбор. 2. Отслеживает свои чувства, желания, побуждения. Проявление взрослой позиции в общении. 1. Взрослый общается на равных, он одинаково относится ко всем. 2. Взрослый говорит от своего имени. -я считаю -я думаю -я полагаю -мне кажется 3.Взрослый не заставляет другого защищаться. 4. Взрослый владеет Я-сообщением. В какую позицию посылается сообщение из той же позиции ожидается ответ. Я-сообщение используется тогда, когда у вас эмоционально-напряженнная ситуация. Я-сообщение состоит из нескольких пунктов. 1. описываете ситуацию 2. говорите о своих чувствах (мне обидно, мне трудно, я раздражаюсь, меня это злит… 3. ищем конструктивный выход из ситуации пример высказываний : -я хочу, -я верю, -что тебе мешает и.т.п. Далее идет описание действий.
1. Когда я прихожу домой и опять натыкаюсь на твои разбросанные вещи…. 2. Ваш повзрослевший ребенок говорит вам, чтобы вы не вмешивались в его личную жизнь…. 3. Моя начальница снова обозвала меня бездельницей и лентяйкой…. Варианты ответов от групп. ТЕМА ВОСПИТАНИЕ Агрессивное поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего ребенка в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, поэтому ведет себя агрессивно «на всякий случай». Мнения ученых Агрессивное (нежелательное) поведение легче предотвратить, чем с ним бороться. Ученые бихевиористы считают, что любому поведению можно обучить ребенка вовремя его похваливая. Мы не замечаем, когда наши дети ведут себя хорошо(тихо играют в игры, смотрят ТВ, или чем то заняты), но стоит ребенку начать проявлять эмоции – как мы делаем замечание… Хвалите ребенка за любое действие, которое вы хотите у него закрепить… (мини лекция) Домашнее задание Что делать с агрессивными детьми? Задумайтесь над причинами такого поведения. Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать. Не наказывайте ребенка физически. Не кричите, не обвиняйте ребенка. Это не поможет. Лучше похвалите его. Попробуйте переключить детское внимание, разнообразьте окружающую.среду, сделайте ее более привлекательной. Поговорите с ребенком, расскажите, чего вы от него (ее) ожидаете. Если приступы агрессии происходят довольно часто, можно помочь ребенку и направить агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, водные процедуры. Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте, коробка картона, которую можно порвать…. Рекомендации: - Посмотреть фильм «Похороните меня за плинтусом» - Делать упражнение « Озеро» Цель этого упражнения заключается в том, что с помощью положительных образов мы влияем на свой ум. Это упражнение можно делать как дома, так и на работе. Закройте двери, отключите телефон и закройте глаза. Затем сделайте несколько глубоких вдохов. И вы заметите, что через 2-3 мин. наступит расслабление. Представьте мысленно в своем воображении озеро. У кого трудно с воображением, можно подготовить картинку с изображением озера, либо скачать из интернета. Смотрите вглубь вод неподвижного озера и представляйте себе, что ваши мечты становятся реальностью. Затем мысленно представьте образ того, кем вы хотите стать, чего вы хотите достичь, что хотите иметь. Например, хотите стать самой лучшей в мире мамой (отцом) - вообразите себе, как вы смеетесь и играете с детьми, как с открытым сердцем отвечаете на их вопросы. Представьте, как ласково и непринужденно вы ведете себя с ними в напряженной ситуации. Еще раз подумайте о том, как вы поведете себя, когда подобная ситуация случится в реальности. Это упражнение применимо во многих ситуациях. Его можно использовать, чтобы улучшить отношения с другими людьми и развить свою собственную духовность. Поймите раз и навсегда, что наше сознание имеет силу привлекать в нашу жизнь все, чего вы желаете. Если в вашей жизни чего-то не хватает, то это потому, что этого не хватает в вашем воображении. Сохраняйте прекрасные картины перед глазами своего воображения.