kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематический тренинг "Наказывая подумай, зачем?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический тренинг для родителей

Подготовлен творческой группой педагогов - психологов Ленинского района г. Красноярска

Матушкина Н.Г. МБДОУ № 271 

Немцева Ю.А. МБДОУ № 324

Петухова Т.Ф. МБДОУ№ 272

Лученок С.В МБДОУ № 279

Тюрина Н.В. МБДОУ № 276

 «Наказывая, подумай зачем».

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно заранее попытаться представить себе возможные трудные ситуации, попытаться понять, как действовать в подобном случае.

Жизненный опыт ребенка еще ничтожно мал, а представления об окружающем еще не сформированы. Задача взрослых – помочь ему научиться ориентироваться в еще непонятном и опасном мире, объяснить, что можно и что нельзя. Чтобы научить этому детей, мы сами должны отлично разбираться в понятиях нельзя и можно.

Тест «Можно и нельзя».

Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях?

Ситуация

Наказание возможно

Наказание невозможно

Ребенок болеет

Перед сном

Сразу после сна

Во время еды

Во время занятий

Во время игры

Непосредственно после душевной или физической травмы

Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается

Родитель находится в плохом настроении

По итогам заполнения теста проводится обсуждение. В конце можно предложить отрезать колонку «наказание возможно», а оставшуюся часть использовать как памятку.

Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для того, чтобы он испытывал чувство защищенности. За словом «нельзя» скрывается забота о детях, дети чувствуют это, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить безопасность ребенка, и ребенок понимает, что это – забота о нем, что сильный и мудрый взрослый поможет ему научиться большему.

Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3-7 лет? мы начинаем приучать малыша с самого детства: нельзя трогать горячее и т.п. А если нельзя все? Тогда ребенок узнает, что тот или иной запрет был неверным. У ребенка возникает непреодолимое желание нарушать запреты. Он начинает рассматривать каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность, и активно ей сопротивляется, а иногда даже делает все наоборот.

А что происходит, когда все можно? Тогда ребенок чувствует, что мама его не предостерегает, не опекает, а вокруг столько всего опасного. Ребенок чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого-то большого и надежного, а мама, наверное, и сама еще многого не знает и во многом не уверена. У ребенка может возникнуть тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения.

Как построить отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Что можно, а что нельзя разрешить ребенку-дошкольнику? Для этого предлагаю провести упражнение «Красный, желтый, зеленый»: на мольберте выделить 3 зоны (круга):

1.                 красную (действия ребенка неприемлемы ни при каких обстоятельствах),

2.                 желтую (действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Здесь можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Это важная зона – именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине)

3.                 зеленую (то, что можно ребенку всегда и везде, по его собственному усмотрению).

Целесообразно составлять список действий обоих родителей, это поможет соблюсти принцип единства требований.

Если есть запреты, то есть и наказания. Смысл наказания в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение. Давайте выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

Упражнение «Какие бывают наказания».

Доска делится на 4 поля, каждое имеет название:

Физическое наказание

Изоляция

Наказание словом

Лишение приятного

Названия полей скрыты. По ходу обсуждения ведущий делает записи на доске на соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества или недостатки того или иного варианта. По итогам можно заполнить следующую таблицу:

Форма воздействия

Что собой представляет

Реакция ребенка

Когда эффективно использовать

Ругать (крик, повышение голоса)

Выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность

Это стресс для ребенка, а в состоянии стресса он не слышит запрета, он слышит, что его не любят. Как следствие – обида, страх, замкнутость, протест. К постоянному крику ребенок привыкает, может говорить так же.

Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

Запрет

Формирование социальных навыков, навыков самоконтроля

Если запрет представлен верно (уверенно, спокойным голосом) – у ребенка возникает чувство безопасности, упорядоченности жизни

При обучении правилам поведения

Шлепок (физические наказания)

Утверждение своей силы и власти над ребенком

Страх, агрессия, защитная бесчувственность

Если необходимо выработать рефлекс на избегание опасности (бежит на дорогу или лезет к розетке)

Изоляция (ребенок отделяется от сверстников на период времени)

Способ успокоиться, эмоционально перезагрузиться (если правильно организована форма воздействия)

Ребенок научается контролировать свои импульсы, научается самоконтролю

Если нужно пресечь неподобающее поведение

Лишение приятного

Ребенок понимает, что взрослого расстроило его поведение, и поэтому он не будет читать ему книгу – «нет настроения»

Понимание того, что наказан справедливо

Наиболее приемлемый способ

Упражнение «Разыгрывание ситуаций».

Родителям предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить возможные варианты решений.

Ситуация 1.

Во время обеда ребенок возит по столу полную тарелку супа. Взрослый делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!». Ре6енок делает вид, что не заметил этих слов. Взрослый делает повторное замечание: «Не балуйся! Ешь суп!». Ребенок, молча, продолжает свои действия, и длится это до тех пор, пока он, наконец, не обольет себя и скатерть.

Как поступить родителю?

Ситуация 2.

Ребенок принес домой чужую игрушку. Что делать?

Ситуация 3.

Ребенок дерется. Что делать?

После проигрывания ситуаций и обсуждения, можно подвести итоги и оформить их в виде памятки.

Если хочешь наказать ребенка, соблюдай правила!

·         Всегда четко соблюдайте позицию «Я взрослый»

·         Наказание должно быть равноценно проступку

·         Иногда лучше остановить ребенка физически, чем голосом

·         Наказание должно быть сразу после проступка, а не спустя время

·         После проступка всегда ( а не иногда) следует наказание

·         Наказание сопровождается объяснением

·         Наказан  - прощен, все, инцидент исчерпан.

·         Не ожидайте от ребенка немедленного и беспрекословного повиновения.

·         Не вымогайте у ребенка обещаний так больше не делать

·         Не унижайте ребенка, и не угрожайте ему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематический тренинг "Наказывая подумай, зачем?" »

Тематический тренинг для родителей

«Наказывая, подумай зачем».

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно заранее попытаться представить себе возможные трудные ситуации, попытаться понять, как действовать в подобном случае.

Жизненный опыт ребенка еще ничтожно мал, а представления об окружающем еще не сформированы. Задача взрослых – помочь ему научиться ориентироваться в еще непонятном и опасном мире, объяснить, что можно и что нельзя. Чтобы научить этому детей, мы сами должны отлично разбираться в понятиях нельзя и можно.

Тест «Можно и нельзя».

Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях?

Ситуация

Наказание возможно

Наказание невозможно

Ребенок болеет



Перед сном



Сразу после сна



Во время еды



Во время занятий



Во время игры



Непосредственно после душевной или физической травмы



Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается



Родитель находится в плохом настроении



По итогам заполнения теста проводится обсуждение. В конце можно предложить отрезать колонку «наказание возможно», а оставшуюся часть использовать как памятку.

Дисциплина – это система определенных запретов, необходимая ребенку для того, чтобы он испытывал чувство защищенности. За словом «нельзя» скрывается забота о детях, дети чувствуют это, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить безопасность ребенка, и ребенок понимает, что это – забота о нем, что сильный и мудрый взрослый поможет ему научиться большему.

Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что можно требовать от ребенка 3-7 лет? мы начинаем приучать малыша с самого детства: нельзя трогать горячее и т.п. А если нельзя все? Тогда ребенок узнает, что тот или иной запрет был неверным. У ребенка возникает непреодолимое желание нарушать запреты. Он начинает рассматривать каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность, и активно ей сопротивляется, а иногда даже делает все наоборот.

А что происходит, когда все можно? Тогда ребенок чувствует, что мама его не предостерегает, не опекает, а вокруг столько всего опасного. Ребенок чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого-то большого и надежного, а мама, наверное, и сама еще многого не знает и во многом не уверена. У ребенка может возникнуть тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения.

Как построить отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Что можно, а что нельзя разрешить ребенку-дошкольнику? Для этого предлагаю провести упражнение «Красный, желтый, зеленый»: на мольберте выделить 3 зоны (круга):

  1. красную (действия ребенка неприемлемы ни при каких обстоятельствах),

  2. желтую (действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Здесь можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Это важная зона – именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине)

  3. зеленую (то, что можно ребенку всегда и везде, по его собственному усмотрению).

Целесообразно составлять список действий обоих родителей, это поможет соблюсти принцип единства требований.

Если есть запреты, то есть и наказания. Смысл наказания в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение. Давайте выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

Упражнение «Какие бывают наказания».

Доска делится на 4 поля, каждое имеет название:

Физическое наказание

Изоляция

Наказание словом

Лишение приятного

Названия полей скрыты. По ходу обсуждения ведущий делает записи на доске на соответствующем поле. В конце упражнения названия полей открываются. Обсуждаются наиболее действенные варианты, выявляются преимущества или недостатки того или иного варианта. По итогам можно заполнить следующую таблицу:

Форма воздействия

Что собой представляет

Реакция ребенка

Когда эффективно использовать

Ругать (крик, повышение голоса)

Выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность

Это стресс для ребенка, а в состоянии стресса он не слышит запрета, он слышит, что его не любят. Как следствие – обида, страх, замкнутость, протест. К постоянному крику ребенок привыкает, может говорить так же.

Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

Запрет

Формирование социальных навыков, навыков самоконтроля

Если запрет представлен верно (уверенно, спокойным голосом) – у ребенка возникает чувство безопасности, упорядоченности жизни

При обучении правилам поведения

Шлепок (физические наказания)

Утверждение своей силы и власти над ребенком

Страх, агрессия, защитная бесчувственность

Если необходимо выработать рефлекс на избегание опасности (бежит на дорогу или лезет к розетке)

Изоляция (ребенок отделяется от сверстников на период времени)

Способ успокоиться, эмоционально перезагрузиться (если правильно организована форма воздействия)

Ребенок научается контролировать свои импульсы, научается самоконтролю

Если нужно пресечь неподобающее поведение

Лишение приятного

Ребенок понимает, что взрослого расстроило его поведение, и поэтому он не будет читать ему книгу – «нет настроения»

Понимание того, что наказан справедливо

Наиболее приемлемый способ

Упражнение «Разыгрывание ситуаций».

Родителям предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить возможные варианты решений.

Ситуация 1.

Во время обеда ребенок возит по столу полную тарелку супа. Взрослый делает ему замечание: «Осторожно! Разольешь!». Ре6енок делает вид, что не заметил этих слов. Взрослый делает повторное замечание: «Не балуйся! Ешь суп!». Ребенок, молча, продолжает свои действия, и длится это до тех пор, пока он, наконец, не обольет себя и скатерть.

Как поступить родителю?

Ситуация 2.

Ребенок принес домой чужую игрушку. Что делать?

Ситуация 3.

Ребенок дерется. Что делать?

После проигрывания ситуаций и обсуждения, можно подвести итоги и оформить их в виде памятки.

Если хочешь наказать ребенка, соблюдай правила!

  • Всегда четко соблюдайте позицию «Я взрослый»

  • Наказание должно быть равноценно проступку

  • Иногда лучше остановить ребенка физически, чем голосом

  • Наказание должно быть сразу после проступка, а не спустя время

  • После проступка всегда ( а не иногда) следует наказание

  • Наказание сопровождается объяснением

  • Наказан - прощен, все, инцидент исчерпан.

  • Не ожидайте от ребенка немедленного и беспрекословного повиновения.

  • Не вымогайте у ребенка обещаний так больше не делать

  • Не унижайте ребенка, и не угрожайте ему.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тематический тренинг "Наказывая подумай, зачем?"

Автор: Матушкина Наталья Георгиевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства