Многие из нас сталкиваются с ним регулярно, порой даже не осознавая этого. Наши дети растут и набивают шишки в прямом и переносном смысле. Можем ли мы это предотвратить? Конечно нет! Можем ли поддержать их в тяжёлый период? Конечно да!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дорогие родители, вы наверняка не понаслышке знаете, что такое стресс. Многие из нас сталкиваются с ним регулярно, порой даже не осознавая этого. Наши дети растут и набивают шишки в прямом и переносном смысле. Можем ли мы это предотвратить? Конечно нет! Можем ли поддержать их в тяжёлый период? Конечно да!
В данной статье мы, в первую очередь, говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте.
Сначала очень кратко о самом явлении, а затем о способах совладания.
Стресс — это неспецифическая системная реакция организма на отклонение условий существования от привычных.
Стадии стресса. Выделяют три стадии течения стресса:
1) тревога (мобилизация ресурсов, потребность организма в восстановлении, длящемся в среднем 24-48 часов, ощущение усталости)
2) сопротивление (если стрессовый фактор продолжает своё воздействие, то уровень сопротивляемости организма возрастает, признаки тревоги пропадают, ресурсы расходуются сбалансировано. В случае, когда стрессовый фактор слишком сильный или действует длительное время, наступает стадия истощения (!!))
3) истощение (организм теряет способность адаптироваться к стрессу, активация внутренних ресурсов не возможна — сил больше не остаётся, появляется слабость, ожидается поддержка извне (!!!))
Причинами стресса у ребёнка могут быть: потеря семьи, смерть члена семьи или близкого к семье человека, развод родителей или повторный брак, смерть домашнего любимца, неожиданный или длительный отъезд кого-то из членов семьи, болезнь самого ребёнка, болезнь родителей, при которой они не могут уделять ребёнку достаточного внимания, госпитализация ребёнка, переезд, смена детского сада или школы, конфликты родителей, конфликты с детьми или воспитателями/учителями, обсуждение при ребёнке «недетских тем» (финансовые трудности семьи, например), появление в семье сестры или брата, телесные наказания, унижение личности ребёнка и т. д.
Симптомы детского стресса. Стадии стресса у детей выражены ярче, чем у взрослых. Симптомы зависят от возраста ребёнка и подразделяются на два типа: физиологические и психофизиологические. Физиологические симптомы: частые заболевания, проблемы с пищеварением, гастрит, боли в животе, головная боль, нарушение аппетита, сбой веса, сухость во рту, повышение температуры тела, мышечное напряжение и т. д.
Психофизиологические симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, регресс (сосание пальца, энурез), аутоагрессия (выдёргивание волос, обкусывание ногтей и бокового валика пальцев и пр.), внезапная замкнутость, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость и т. д.
Способы преодоления стресса. Существуют техники, помогающие преодолеть стресс у детей, но фундаментом такой помощи будет являться принятие и поддержка родителей. Почему там важно участие родителей? Потому что, чаще всего, стресс возникает у малыша в ответ на новый для него опыт, и он просто не знает как совладать со своей реакцией на этот опыт, от того стрессовое событие начинает преследовать его в виде страхов во сне и в воспоминаниях.
Вы можете продемонстрировать своё принятие, позволив ребёнку открыто выражать свои чувства. Не обесценивайте чувства ребёнка и ту ситуацию, в которую он попал («что ты ревёшь как девчонка из-за всякой ерунды?»).
1. Работа со стрессом через режим, активность и закаливание. Следует внимательно отнестись к продолжительности сна и его качеству, к тому, сколько времени ребёнок находится на свежем воздухе, к регулярности физической активности (занятия спортом). Полезны будут процедуры закаливания, тем более при повышенном уровне агрессивности.
2. Работа со стрессом через контакт. Обниматься желательно не менее 10 раз в день, продолжительность объятий примерно 20 секунд (объятия повышают уровень окситоцина в крови), также, по возможности, стоит отвести ребёнка на массаж, так как он содействует устранению мышечных зажимов и общему расслаблению. Уделяйте внимание ребёнку — здесь важно качество (сосредоточенность на ребёнке, занятия, доставляющие ему радость, положительные эмоции от совместных дел), а не количество часов.
3. Работа со стрессом через рисунок. Особенно будет полезно использовать техники на ощущение границ — обвести ручку\ножку\всё тело и раскрасить, украсить наклейками, вырезками и рисунками.
4. Работа со стрессом через кукольную постановку. Взяв игрушки, вы можете проиграть с ребёнком сценарий, найдя в процессе игры способ совладания со стрессовой ситуацией. Главное, чтобы в этой игре ребёнок почувствовал свою силу и поддержку близкого человека.
5. Работа со стрессом через психотерапевтическую сказку. Такие сказки можно купить в магазине или найти в интернете, а можно придумать самим. С любым персонажем (лесной зверь, принцесса, робот и т. д.) может повториться история, произошедшая с вашим малышом. В сказке герой успешно справляется с трудностями и обязательно выходит победителем.
6. Работа со стрессом с психологом индивидуально или в психокоррекционных группах. Если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь с последствиями стресса у ребёнка, обратитесь за помощью к частному психологу или к специалистам, работающим в детском саду/школе, либо в районном психологическом центре.
Помните, стресс лучше предотвратить по средством профилактики, нежели потом бороться с его последствиями!
Профилактика стрессов у детей
1. Читайте детям русские народные сказки. Баба-Яга и Кощей Бессмертный там неспроста! Посредством этих персонажей ребёнок в щадящей форме сталкивается с явлением «чёрного и белого».
2. Познакомьте ребёнка с той истиной, что чем злее человек, тем он несчастнее. Поселите в сердце ребёнка свой образ, пусть он вспоминает вас и ваши слова любви тогда, когда сталкивается с негативом. Ваша любовь, принятие и поддержка — путеводная нить ребёнка на всю жизнь.
3. Готовьте ребёнка к детскому садику, школе, переезду, первому путешествию и т. д. заранее, по средством сказок, мультфильмов, игр и т. д.
4. Научите малыша выпускать эмоции и придерживайтесь этого правила сами. Нет ничего вреднее застрявшего внутри негатива. Пусть ребёнок плачет, злится. Агрессию можно выразить конструктивно. Чувство можно нарисовать, чувство можно обыграть с игрушками, чувство можно записать и помять, порвать, растворить в воде и т. д.
5. Научите ребёнка понимать свои чувства и эмоции. Озвучивайте то, что происходит с ребёнком ("Ты сейчас злишься? Я понимаю, ты хотел..."). Сейчас в магазинах легко можно найти книги, рассказывающие как понять свои эмоции и выразить их в конструктивной форме, например книга Корнелии Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта».
6. Следите за контентом. Не смотрите криминальные новости при малыше, отслеживайте возрастную категорию мультфильмов и фильмов, устанавливайте фильтры на гаджетах.