kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Почему дети могут, но не хотят учиться?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Республика Казахстан

Алматинская область

Енбекшиказахский район

С.Балтабай

КГУ «Балтабайская средняя школа с дошкольным миницентром»

Педагог-психолог

Бережная Елена Александровна

Почему дети могут, но не хотят учиться?

Как бы странно это ни звучало, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Сегодняшние дети не такие, какими были их родители. Современные дети больше отличаются от своих родителей, чем их родители будучи детьми отличались от своих родителей. Они живут в другой стране и при другом общественном строе. Аргументы, которые затрагивали их родителей, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать – двадцать лет назад понятие  какого-то «долга» было вполне действенной реальностью. Родители говорили своему чаду: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А ты – должен учиться».

И за эти парадоксальным в общем-то утверждением и для ребенка, и для родителей стояла какая-то реальность. Дети, наблюдая жизнь родителей и окружающих его людей, смутно понимали, о чем идет речь, и по крайней мере не отбрасывали объяснения родителей, что называется, «с порога».

Для современных детей объявление о том, что они должны учиться – пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (а часто и гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) устроены в жизни. К тому же дети, особенно младше четырнадцати лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет для еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.

Так что же тогда делать нам, педагогам? Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересной, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане – «взять и съесть», а в плане – «понять». И это понимание может доставлять не меньшее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас не многие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о  своем бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Нужно суметь объяснить им это. Суметь доказать, что бизнес – это в первую очередь  правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту не возможен, как мне возможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту не интересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в это случае (если ребенок действительно одарен) – подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. в средних классах (5 – 8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится «козлом отпущения» и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах улицы или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и нечем не обогащая их, кроме навыков практического выживания.  Иногда дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышлёностью, но будущее их, как правило рисуется совсем не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности, в начальной школе они, как правило числятся в отстающих. В средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути встретиться талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым «дремлющие» возможности детского мозга. Совершенно не обязательно, что жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или биологией, но мозг уже начал работать и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу для которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали о таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко.

Литература

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995г
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997г
  3. Мурашева Е.В. Ваш непонятный ребенок. – М., 2002г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Почему дети могут, но не хотят учиться?"»

Республика Казахстан

Алматинская область

Енбекшиказахский район

С.Балтабай

КГУ «Балтабайская средняя школа с дошкольным миницентром»

Педагог-психолог

Бережная Елена Александровна



Почему дети могут, но не хотят учиться?

Как бы странно это ни звучало, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Сегодняшние дети не такие, какими были их родители. Современные дети больше отличаются от своих родителей, чем их родители будучи детьми отличались от своих родителей. Они живут в другой стране и при другом общественном строе. Аргументы, которые затрагивали их родителей, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать – двадцать лет назад понятие какого-то «долга» было вполне действенной реальностью. Родители говорили своему чаду: «Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А ты – должен учиться».

И за эти парадоксальным в общем-то утверждением и для ребенка, и для родителей стояла какая-то реальность. Дети, наблюдая жизнь родителей и окружающих его людей, смутно понимали, о чем идет речь, и по крайней мере не отбрасывали объяснения родителей, что называется, «с порога».

Для современных детей объявление о том, что они должны учиться – пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (а часто и гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) устроены в жизни. К тому же дети, особенно младше четырнадцати лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет для еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для их разума.

Так что же тогда делать нам, педагогам? Единственный выход – каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересной, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане – «взять и съесть», а в плане – «понять». И это понимание может доставлять не меньшее удовлетворение, чем прямое обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас не многие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о своем бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Нужно суметь объяснить им это. Суметь доказать, что бизнес – это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту не возможен, как мне возможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту не интересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в это случае (если ребенок действительно одарен) – подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. в средних классах (5 – 8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится «козлом отпущения» и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах улицы или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и нечем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышлёностью, но будущее их, как правило рисуется совсем не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности, в начальной школе они, как правило числятся в отстающих. В средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути встретиться талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым «дремлющие» возможности детского мозга. Совершенно не обязательно, что жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или биологией, но мозг уже начал работать и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу для которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали о таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко.







































Литература



  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995г

  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997г

  3. Мурашева Е.В. Ваш непонятный ребенок. – М., 2002г




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему "Почему дети могут, но не хотят учиться?"

Автор: Бережная Елена Александровна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Я пишу письмо" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-ia-pishu-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "116366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412434894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "советы для родителей по обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(99) "sovietydliaroditielieipoobuchieniiudietieiinvalidovidietieisoghranichiennymivozmozhnostiamizdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "270246"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451044597"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе" "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-na-tiemu-v-zhizni-vsieghda-iest-miesto-podvighu-po-proizviedieniiu-a-m-gor-kogho-piesnia-o-sokolie"
    ["file_id"] => string(6) "104024"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402658749"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Методическая статья "Как избежать шума на уроке?" "
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-stat-ia-kak-izbiezhat-shuma-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "169192"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423384710"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Современное  общество    и  наши дети. "
    ["seo_title"] => string(41) "sovriemiennoie-obshchiestvo-i-nashi-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "192748"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427519339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства