Сопровождение детей с ЗПР
Выполнила:
Мяделец Н.С.
г.Бугульма
2017год
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Характерные особенности детей ЗПР:
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Своеобразное поведение.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
- Слабая техника чтения.
- Трудности в счёте и решении задач по математике.
- Неустойчивое внимание.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,
направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Что значит сопровождать?
Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение
определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)
- психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координированно
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР
- Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР
Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:
1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.
2. Работа с ребенком
Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:
характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
данные о состоянии здоровья ребенка;
данные об уровне физического развития ребенка;
показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
показатели эффективности дополнительного образования.
Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.
В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
Организация коррекционно-развивающего обучения;
Консультирование детей, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:
●Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);
- выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);
- организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;
- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;
-консультативная помощь врачей-специалистов;
-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.
● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:
- методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);
- организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;
- организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;
● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:
- просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний)
- индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка
- организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК
-контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу - психологу. Говоря о работе психолога, имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:
Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
индивидуальное сопровождение детей;
системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка.
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
выявление проблем в ходе массовой диагностики;
обращение родителей за консультациями;
обращения педагогов, администрации;
обращение специалистов других социальных служб.
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступление утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:
отрицательное отношение к учёбе;
не усвоение учебной программы:
пропуски уроков;
психозы;
агрессивное состояние.