kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных  проблем развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопровождение детей с ЗПР »
















Сопровождение детей с ЗПР



























Выполнила:

Мяделец Н.С.

г.Бугульма

2017год

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.

Характерные особенности детей ЗПР:

- Повышенная истощаемость.

- Неустойчивое внимание.

- Своеобразное поведение.

- Недостаточность произвольной памяти.

- Отставание в развитии мышления.

- Дефекты звукопроизношения.

- Бедный словарный запас слов.

- Низкий навык самоконтроля.

- Незрелость эмоционально-волевой сферы.

- Ограниченный запас общих сведений и представлений.

- Слабая техника чтения.

- Трудности в счёте и решении задач по математике.

- Неустойчивое внимание.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Что значит сопровождать?
Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение
определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)
- психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координированно
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР
- Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).

Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:

  • характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

  • данные о состоянии здоровья ребенка;

  • данные об уровне физического развития ребенка;

  • показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

  • показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

  • показатели эффективности дополнительного образования.

Основные принципы сопровождения:

- безусловное принятие каждой личности;

- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

- создание условий для саморазвития, личностного роста.

В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

Организация коррекционно-развивающего обучения;

Консультирование детей, родителей, педагогов.


Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

●Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);

- выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);

- организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;

- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;

- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;

-консультативная помощь врачей-специалистов;

-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.

● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:

- методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);

- организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;

- организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:

- просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний)

- индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка

- организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК

-контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу - психологу. Говоря о работе психолога, имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.

  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.

  • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;

  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;

  • обращение родителей за консультациями;

  • обращения педагогов, администрации;

  • обращение специалистов других социальных служб.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы:

1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступление утомляемости;

3.      активизация познавательной деятельности;

4.      проведение подготовительных занятий;

5.      обогащение знаниями об окружающем мире;

6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7.      проявление педагогического такта.

А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:

    отрицательное отношение к учёбе;

    не усвоение учебной программы:

пропуски уроков;

психозы;

агрессивное состояние.

Просмотр содержимого презентации
«ПрезентацияИнклюзивное образование»

Сопровождение детей  с ЗПР Мяделец Н.С. г.Бугульма 2017г.

Сопровождение детей с ЗПР

Мяделец Н.С.

г.Бугульма

2017г.

Характерные особенности детей ЗПР

Характерные особенности детей ЗПР

  • Повышенная истощаемость.
  • Неустойчивое внимание.
  • Своеобразное поведение.
  • Недостаточность произвольной памяти.
  • Отставание в развитии мышления.
  • Дефекты звукопроизношения.
  • Бедный словарный запас слов.
  • Низкий навык самоконтроля.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.
  • Слабая техника чтения.
  • Трудности в счёте и решении задач по математике .
Что значит сопровождать?  Создать для ребенка, обладающего данными  психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение  определенных личностных задач, соответствующие  условия обучения и общения.

Что значит сопровождать? Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)  - психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в  решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны  специалистов разного профиля, действующих координированно    Цель сопровождения : создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).   Задачи:  - Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР  - Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР  - Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении  - Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР  - Отслеживание динамики развития детей с ЗПР

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР) - психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно Цель сопровождения : создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития). Задачи: - Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР - Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР - Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении - Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР - Отслеживание динамики развития детей с ЗПР

Схема деятельности  службы сопровождения

Схема деятельности службы сопровождения

Основные принципы  сопровождения :  - безусловное принятие каждой личности; - признание уникальности личного опыта конкретного ребенка; - создание условий для саморазвития, личностного роста. Направления работы: психологическое просвещение; психологическая диагностика; развитие и психологическая коррекция; консультирование; организационно - методическая деятельность.

Основные принципы сопровождения :

- безусловное принятие каждой личности;

- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

- создание условий для саморазвития, личностного роста.

Направления работы:

психологическое просвещение;

психологическая диагностика;

развитие и психологическая коррекция;

консультирование;

организационно - методическая деятельность.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

  • Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
  • Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости
  • Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
  • Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости
Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы: 1.      индивидуальный подход; 2.      предотвращение наступление утомляемости; 3.      активизация познавательной деятельности; 4.      проведение подготовительных занятий; 5.      обогащение знаниями об окружающем мире; 6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления; 7.      проявление педагогического такта.  А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:

Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы:

1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступление утомляемости;

3.      активизация познавательной деятельности;

4.      проведение подготовительных занятий;

5.      обогащение знаниями об окружающем мире;

6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7.      проявление педагогического такта.

А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:

  •     отрицательное отношение к учёбе;
  •     не усвоение учебной программы:
  • пропуски уроков;
  • психозы;
  • агрессивное состояние;
Исследования подтверждают! 20-30% детей не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы Около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения

Исследования подтверждают!

20-30% детей не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы

Около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Автор: Мяделец Наталья Сергеевна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 398945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»"
    ["seo_title"] => string(128) "konsul-tatsiia-ispol-zovaniie-narodnoi-skazki-v-razvitii-emotsional-noi-sfiery-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-diaghnozom-zpr"
    ["file_id"] => string(6) "306196"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458064465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ЗПР "
    ["seo_title"] => string(108) "komplieksnaia-proghramma-psikhologho-miediko-sotsial-no-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-s-zpr"
    ["file_id"] => string(6) "223370"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437585151"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Консультация для родителей тема: " Особенности сопровождения детей с ЗПР""
    ["seo_title"] => string(73) "konsultatsiia_dlia_roditelei_tema_osobennosti_soprovozhdeniia_detei_s_zpr"
    ["file_id"] => string(6) "541526"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582990347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства