kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Цель программы:

 Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических  условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ в ОУ. Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамика его развития процесса школьного обучения являются важными компонентами сопровождения учащихся с ОВЗ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ЗПР »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная школа №2»

Белгородского района Белгородской области.







«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор МОУ «Северная СОШ№2»

_______Лактионова Л.Н. Добрыденко Т.Г.

Приказ №_____от________









Комплексная программа

психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

детей с задержкой психического развития







Автор программы:

, педагог-психолог

Кийкова О.В.




2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

      По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

  3. Дети с нарушением речи (логопаты);

  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  5. Дети с умственной отсталостью;

  6. Дети с задержкой психического развития;

  7. Дети с нарушением поведения и общения;

  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

 В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

К основным направлениям деятельности специалистов школы относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательного процесса для координации совместных усилий.

Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.


Цель программы:

Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ в ОУ. Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамика его развития процесса школьного обучения являются важными компонентами сопровождения учащихся с ОВЗ.

Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач.

Задачи программы:

  1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в условиях интегрированного образования ОУ.

  2. Создать условия для сохранения психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса в условиях школы VII вида.

  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ОУ, а также содействовать в овладении психологической грамотой участников образовательного процесса.

  4. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся с ОВЗ в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.

  5. В системе психологической помощи детям с ОВЗ на первое место ставить не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством педагогов на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Краткая характеристика младшего школьника с ЗПР


У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, сохраняются стойкие проявления органического инфантилизма, последствием чего становится недостаточная готовность к обучению в школе, отсутствие интереса к учебе, школьная неуспеваемость и дезадаптация. У дезадаптированных к учебной среде детей с ЗПР часто встречается синдром гиперактивности (называемый также гипердинамическим), для которого характерны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность, повышенная возбудимость. Такие дети плохо подчиняются дисциплинарным требованиям, у них возникают проблемы в общении со сверстниками из-за агрессивного поведения. Все это приводит к выраженной школьной дезадаптации.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д.

Разрабатывая программу психологического сопровождения детей с ЗПР, учитывалось то, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшей социализации в обществе. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации была разработана программа для работы с конкретным ребенком и ученическим коллективом.

Вместе с тем исследователи подчеркивают, что нарушения у детей с задержкой в развитии имеют парциальный характер и могут поддаваться психолого - педагогической коррекции.

Программа психологического сопровождения детей на начальном этапе обучения в школе представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагога, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, детей, родителей и состоит из следующих блоков:

  1. Методический;

  2. Психолого-педагогический;

  3. Медико-социальный;

  4. Логопедический.

Условия реализации программы:

  1. Наличие кабинета социально-психологической службы, специализированные логопедические кабинеты.

  2. Обеспеченность необходимыми кадрами.

  3. Партнерские отношения школы и родительской общественности.

  4. Взаимодействие школы с лечебно-профилактическими учреждениями.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный (август 2015 – ноябрь 2015)

Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого - педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории.

2. Практический (декабрь 2015 – февраль 2020)

Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута.

3.Заключительный (март - август 2020)

Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.


Срок реализации программы – 5 лет (2015-2020г.)


Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет.


Продолжительность практических занятий: 25-30 мин

Прогнозируемые результаты:

1. Рост показателей в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ.

2. Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ.

3. Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников.

4. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.

5. Сформированность общей просветительской культуры родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ.

6. Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать стабильно высокие показатели проведенной работы.

Способы отслеживания результатов:

1. Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.

2. Активность родителей в классных, школьных мероприятиях.

3. Участие детей в классных, школьных, районных конкурсах (творческих, спортивных).

4. Анализ занятости детей во внеурочное время, трудового воспитания.

5. Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психологического сопровождения.


Форма подведения итогов реализации программы:

Педагогический совет с участием родителей детей с ОВЗ «Итоги реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ЗПР».

Перечень и содержание программных мероприятий

Тема

Содержание

Количество часов

Сроки


Теоретические

Практические

Всего


I этап – подготовительный ( сентябрь 2015 – ноябрь 2015 )

Методический блок

1

Обновление нормативно-правовой базы

  1. Правила поведения учащихся в школе

  2. Положение о психолого-педагогической службе

  3. Положение о социальной службе

  4. Положение о работе ПМПК

  5. Положение о логопедической службе.

  6. Положение о школьной службе примирения




Сентябрь –октябрь

2

Обновление материально-технической базы

1. Оборудование кабинета социально-психологической поддержки и логопедического сопровождения

2. Компьютеризация рабочих мест педагогов

3. Обновление методической базы, пополнение фонда библиотеки новой литературой




Сентябрь - ноябрь

3

Методический час для педагогов

1. Рекомендации педагогам по составлению индивидуальных образовательных маршрутов

2. Индивидуальные карты развития учащихся, ИПР

3. Тетрадь учета и содержания индивидуальных встреч с родителями

4. Таблица внеурочной занятости учащихся

  1. Документация работников школы по сопровождению детей с ОВЗ

1


2

3

Сентябрь - декабрь

4

Обновление положения о работе социально-психологической службы школы

Корректировка целей и задач, форм и методов работы, усиление блока «Сопровождение детей с ОВЗ»




Сентябрь

5

Семинар

«Психофизиология детей с ЗПР»

1


1


2


Октябрь

6

Круглый стол для социально-психологической службы

«Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»


1

1

Ноябрь

7

СД

«Взаимодействие классного руководителя и учащихся в формировании толерантного отношения детей друг к другу»

1

1

2

Ноябрь

8

Выпуск методического сборника

        1. «Работа с детьми с СДВГ» (сборник для педагогов);

        2. «Работа с гиперактивным ребенком в школе»,

        3. «Работа с подростком».

        4. Дисграфия. Дислексия – технологии коррекционной работы на современном этапе развития образования.


1









1

1









1

Октябрь

9

ПМПК

Определение уровня актуального развития вновь прибывших детей


1

1

Октябрь - ноябрь

Психолого-педагогический блок

1

Индивидуальная диагностика учащихся с ОВЗ

  1. Изучение познавательной сферы

  2. Исследование типа личности

  3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся




Сентябрь - ноябрь

2

Диагностика родителей детей с ОВЗ

  1. Анкета «Типы семейного воспитания»;

  2. Анкета «характер взаимоотношений родителей и детей»,

  3. Проективная диагностика «Рисунок семьи»,

  4. Проективная диагностика «Несуществующее животное»




Сентябрь - ноябрь

3

Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения учащихся

  1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер),

  2. Социологическая анкета «Особенности учебной деятельности».







Сентябрь - ноябрь

4

Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками

1. Проективная методика «Социометрия»

2. Проективная методика «Мой друг»

3. Методика Лускановой




Сентябрь - ноябрь

5

Изучение позиции «Педагог-ученик»

1. Анкетирование

2. Опрос

3. Наблюдение

4. Социологическая анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».




Сентябрь - ноябрь

Медико - социальный блок

1

Исследование социального паспорта школы

  1. Изучение неблагополучных семей

  2. Изучение неполных семей, семей с отчимом

  3. Изучение многодетных семей

  4. Изучение семей, имеющих других детей с ОВЗ




Сентябрь - ноябрь

2

Работа школьных служб

  1. Совет профилактики

  2. Служба примирения

  3. Кабинет социально-психологической службы

  4. Кабинет медицинского сопровождения




Ежедневно

3

Медико-социальное просвещение

  1. Индивидуальные беседы с родителями

  2. Индивидуальные беседы с детьми

  3. Индивидуальные беседы с педагогами






Ежедневно

4

Медицинские обследования

  1. Изучение медицинских карт

  2. Оценка уровня физического развития

  3. Медицинское обследование детей




Сентябрь - ноябрь

Логопедический блок

1

Индивидуальная диагностика учащихся с ОВЗ

- Сбор информации о вновь прибывших учащихся.

- Беседы с родителями учащихся, с учителями и воспитателями.

-работа с личными делами, протоколами ПМПК, медицинской документацией.

- Диагностика учащихся 1 классов, вновь прибывших. Заполнение речевых карт, ИПР.

-Мониторинг индивидуальных достижений учащихся с 1-4 классов.






Сентябрь - ноябрь

2

Логопедическое просвещение

-Составление рекомендаций по развитию и коррекции, а так же по разработке и реализации индивидуального маршрута учащегося для педагогов и родителей.






3

Изучение особенностей речевого развития

.

Составление речевого профиля (методика Т.А Фотековой)




Сентябрь

Апрель

II этап – практический (декабрь 2016 – декабрь 2018)

Методический блок

1.

Совещания при директоре (СД)

  1. Классный руководитель как информатор школьников в вопросе толерантности и эмпатии по отношению к окружающим

  2. Внеурочная занятость школьников как регулятор мотивов и установок школьников

  3. Особенности подбора видеофильмов для использования их на уроках как активного средства воспитания школьников

1

1

2

В течение срока реализации

2.

Круглый стол

Взаимодействие школьных служб и приоритетные направления работы с семьей

1

1

2

Январь 2016

3.

Дискуссия с педагогами

Общечеловеческие ценности и их влияние на подрастающее поколение детей с ОВЗ

1

1

2

Февраль 2016

4.

Мастер-класс

Формирование культуры общения через школьную газету (пресс-центр)


1

1

Октябрь 2018

5.

Выпуск сборников

              1. Общение взрослого и ребенка – путь к здоровому обществу,

  1. Методические рекомендации к проведению внеклассных занятий в школе VIII вида,

  2. Школа и семья – пути и формы взаимодействия,

  3. Психологические особенности ребенка с ЗПР.




В течение срока реализации

6.

Оформление стендовых материалов

1. Права и обязанности школьников,

2. Мир глазами ребенка с ЗПР,

3. Информационный уголок для родителей,

4. Это интересно (сменная информация).




В течение срока реализации

7.

Оформление выставочных материалов

Буклеты, сборники, газеты




В течение срока реализации

8.

Работа метод. объединения классных руководителей

1. Смотр-конкурс методических копилок по теме «Сопровождение детей с ЗПР»,

2. Документация классного руководителя по сопровождению детей с ЗПР и УО.


3

3

В течение срока реализации

9.

Работа с родителями

1. Заседание управляющего Совета школы,


3

3

В течение срока реализации

10.

Консультирование

Оказание консультативной помощи работниками школы и другим участникам образовательного процесса




В течение срока реализации

11.

Работа школьной библиотеки

1. Выставка литературы:

- Закон и порядок,

- Воспитать человека,

- Героические поступки,

- Моя семья – мое богатство,

- Психологические новинки по самовоспитанию и самосовершенствованию личности,




В течение срока реализации

12.

ПМПК

Корректировка дальнейшего образовательного маршрута




Январь

Психолого-педагогический блок

1.

Психологический семинар

1. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР,

2. Организация благоприятного психологического климата в классе,

3. Дифференцированный подход к детям с ОВЗ,

4. Конфликт в классе. Пути решения.

5. Стресс. Его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом,

6. Как помочь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Решение конфликтных ситуаций, способы решения конфликтов.

8. Способы конструктивного взаимодействия педагога, родителя, ученика.

2

3

3

2016-2018

2.

Диагностический срез

1. Определение уровня актуального развития вновь прибывших,

2.Корректировка дальнейшего образовательного маршрута,

3.Отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.




Декабрь - январь

3.

Психологический тренинг с родителями детей с ОВЗ

1. «Любовь и уважение в семье»,

2. Детско-родительский тренинг «Мы вместе».


4

4

2016-2017

4.

Месячники

1. Месячник правовых знаний,

2. День инвалида.





Апрель, октябрь

5.

Психологические игры с детьми

1. Взаимоотношения одноклассников

2. Если бы я был на месте моих родителей?

3. Тренинг на сплочение «Ковер мира»

4. Большая психологическая игра «Это моя школа!»

5. Тренинг сплочения «Я и ты = МЫ»


22

22

В течение срока реализации

6

Коррекционная работа

Психокоррекционные занятия с детьми, зачисленными на психокоррекцию по результатам диагностик





Медико-социальный блок

1.

Работа службы по социальным вопросам

1. Совет профилактики

2. Участие в родительских лекториях

3. Индивидуальные беседы с родителями, детьми и педагогами

4. Исследование социального паспорта школы

5. Работа службы примирения

6. работа Опекунского совета.





В течение срока реализации

2.

Родительские собрания

1. Нервно-психические заболевания как следствие физиологических нарушений организма

2. Режим дня школьника

3. Правильное питание – залог здорового будущего

4

4

4

В течение срока реализации

Логопедический блок

1

Коррекционная работа

- формирование групп для логопедических коррекционных занятий с учетом речевой типологии.-Составление индивидуальных программ и общей коррекционно-развивающей программы для индивидуальных и групповых занятий.

-Проведение индивидуальных и групповых занятий, соответственно тематическому планированию





III этап – заключительный (январь - декабрь 2020)

Методический блок

1

СД

1. Результативность реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

2. Дальнейшие пути в работе по сопровождению детей с ОВЗ




Август,

Октябрь

2

Круглый стол

«Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»




Ноябрь

3

Сборник

«Сопровождение детей с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы»




Ноябрь

4

Разработка памяток

«Правила общения»

«На пути к толерантному обществу»




Сентябрь-октябрь

5

Анализ занятости детей во внеурочное время

  1. Беседы

  2. Классные часы

  3. Работа с родителями

  4. Организация полезного досуга

  5. Планирование работы с учащимися в каникулярное время




В течение срока реализации

Психолого-педагогический блок

1

Индивидуальная диагностика учащихся

1. Изучение познавательной сферы

2. Исследование типа личности

3. Исследование эмоционально-волевой сферы учащихся




Март - апрель

2

Диагностика родителей детей с ОВЗ

1. Анкета «Типы семейного воспитания»

2. Проективная диагностика «Рисунок семьи»




Март - апрель

3

Исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения

1.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Спилбергер),

2.Социологическая анкета «Особенности учебной мотивации»,





Март - апрель

4

Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками

1. Проективная методика «Социометрия»

2. Проективная методика «Мой друг»





Март - апрель

Медико-социальный блок

1

Исследование социального паспорта школы

1. Изучение неблагополучных семей

2. Изучение неполных семей, семей с отчимом

3. Изучение многодетных семей




Август-ноябрь

2

Работа школьных служб

1. Совет профилактики

2. Служба примирения

3. Кабинет социально-психологической службы




Ежедневно

3

Медико-социальное просвещение

1. Индивидуальные беседы с родителями

2. Индивидуальные беседы с детьми

3. Индивидуальные беседы с педагогами





Ежедневно

4

Медицинские обследования

1. Изучение медицинских карт

2. Оценка уровня физического развития

3. Медицинское обследование детей




Август-ноябрь

Логопедический блок

1

Индивидуальная диагностика учащихся с ОВЗ

- Сбор информации о вновь прибывших учащихся.

- Беседы с родителями учащихся, с учителями и воспитателями.

-работа с личными делами, протоколами ПМПК, медицинской документацией.

-Мониторинг индивидуальных достижений учащихся в развитии речи с 1-4 классов.








Функциональные обязанности участников эксперимента:


Администрация ОУ выполняет следующие функции в осуществлении данной программы:


1. информационно–аналитическая - сбор данных о состоянии коррекционно–развивающего процесса в школе, аналитическая деятельность;

2. мотивационно–целевая функция – выработка стратегии коррекционно – развивающего процесса в школе;

3. планово–прогностическая функция – планирование коррекционно–развивающего обучения на год,

4. организационно– исполнительская - комплектование групп, расписания на занятиях со специалистами КРО, организация всех необходимых мероприятий, касающихся сопровождения развития ребенка;

Учитель-логопед:

  1. осуществляет составление и разработку индивидуальных программ развития;

  2. проводит обследование речевого развития учащихся;

  3. составляет психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах речевого развития учащихся;

  4. проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию речи учащихся с ОВЗ.




Педагог-психолог:

  1. принимает участие в составлении индивидуальных программ развития;

  2. проводит психологическое обследование;

  3. составляют психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах личностного и социального развития учащихся;

  4. определяет факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;

  5. проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно –развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию учащихся с ОВЗ.


Социальный педагог:

  1. участвует в изучении воспитанников и составлении ИПР;

  2. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся;

  3. изучает психолого- медико –педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни;

  4. организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

  5. способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения предметных коррекционно –развивающих программ;

  6. обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

  7. проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и по восполнению пробелов в знаниях.



Основные методы организации занятий:

- Индивидуальные – выбраны в связи с необходимостью выявления индивидуальных личностных особенностей участников программы, для реализации входного обследования, для соблюдения принципа конфиденциальности информации (беседа, консультация, диагностическое обследование);

- Групповые - являются главными методами коррекционно-развивающей и профилактической работы, так как ребенок развивается в процессе межличностного общения (деятельностный подход) игра, тренинг, экскурсия, конференция, лекторий, гостиная, диагностическое обследование);

- Практические – применяются в непосредственной работе с детьми, а так же при проведении детско-родительских мероприятий (диагностическое обследование, игра, тренинг, экскурсия)

- Теоретические – являются консультативными, просветительскими видами работ с родителями (беседа, консультация, конференция, лекторий, гостиная).


Непосредственное участие в реализации программы принимают администрация школы, классные руководители, учителя – предметники.


Психолого-педагогический инструментарий

- Анкета «Типы семейного воспитания»

- Проективная диагностика «Рисунок семьи»

- Проективная диагностика «Несуществующее животное»

- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилбергер)

- Проективная методика «Социометрия»

- Проективная методика «Мой друг»

  • Методика Лускановой

  • Анкета «Школа глазами родителей»

  • Методика «Незаконченные предложения»

  • Опросник «Распределение ролей в семье»

  • Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)

  • Тест Рене Жиля

  • Методика «Мой круг общения» (Андрущенко Т.Ю.)

- Диагностика сформированности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации – «Домик», «Узнай фигуры» - автор Н.И. Гуткина.

- Диагностика умения работать по образцу, пространственной ориентировки и регуляции деятельности:

  • Методика «Графический диктант» - Д.Б.Эльконин.

  • Тест Пьерона-Рузена «Корректурные пробы».

  • Исследование процессов восприятия – методика «Сравни картинки».

- Диагностика кратковременной зрительной и слуховой памяти.

  • «10 картинок»

  • «10 слов»

- Диагностика развития мыслительных процессов.

  • Выявление степени овладения зрительным анализом и синтезом

- Наглядно-действенный уровень мышления –«Мозайка». В основу положена методика «Кубики Кооса».

  • Задачи на простую аналогию – «Матричные задачи Равена».

  • Диагностика способности к обобщению и абстрагированию – «Исключение лишнего», автор Л.А. Венгер.

  • Выявление уровня развития наглядно – образного мышления – «Лабиринт» автор Л.А. Венгер.

  • Диагностика понимания логических отношений – «Аналитические задачи», автор Н.В. Бабкина.

- Диагностика знаний и представлений об окружающем мире:

  • Экспериментальная беседа по выявлению уровня общей осведомленности.

- Диагностика сформированности учебной мотивации и уровня эмоционального благополучия:

  • Сформированность «внутренней позиции школьника» - Л.И. Божович.

  • Опросник для свободной беседы «Интервью», автор Н.И. Гуткина.

  • Детский личностный вопросник Р. Кеттела (в модификации Э.М. Александровской).

  • Определение уровня самооценки – методика «Лесенка».

  • Определение уровня интеллектуального развития – Д.Векслер.


Социологические анкеты

  • Анкета, направленная на изучение социального благополучия семей;

  • Анкета на выявление уровня трудновоспитуемости.

  • Изучение неблагополучных семей.

  • Изучение многодетных семей.

  • Карта ребенка «группы риска».

  • Анкета «Отношение к общественной деятельности».

  • Анкета «Характер взаимоотношений родителей с ребенком».

  • Анкета «Характер взаимоотношений с ученическим коллективом».


Логопедический инструментарий

1. Методика Т.А. Фотековой, предусматривает

- уточнение структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля),

- построение системы индивидуальной коррекционной работы,

- отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Цель: Диагностика речевого развития учащихся с ЗПР.

Задачи:

1.Исследование сенсомоторного уровня речи;

2. Исследование грамматического строя речи;

3. Исследование словаря и навыков словообразования;

4. Исследование связной речи;

5. Исследование письменной речи.

Диагностическое обследование по речевой карте проводится индивидуально в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) у первоклассников и в течение учебного года вновь поступивших.

Углубленное обследование всех учащихся с 1 по 4 класс с помощью тестовой методики диагностики устной и письменной речи Т.А. Фотековой проводится в конце учебного года с 21 апреля, с последующим занесением результатов в индивидуальные программы развития.


Способы медицинского обследования

- Журналы здоровья;

- Карты развития детей;

- Медицинские истории развития ребенка;

- Металлический ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, тонометр, водяной спирометр, динамометр.


Список литературы


Нормативно – правовые источники

      1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.».

      2. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.П.1989 г.).

      3. Конституция РФ (от 12.12.1993 г.).

      4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения (2009 г.).

      5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. А. Медведевым от 04.02.2010 г.).


Методическая литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской-М.: Педагогика, 1982.-125с.

2. Аксёнова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.канд. психол. наук. - Н.Новгород, 1992 - 192с.

3. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения /Советская педагогика. 1957.- №7.- С. 12-24.

4. Анастази А. Психологическое тестирование; Книга 1; Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В.И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982. -320с.

5. Бгажнокова И.М. Особенности мыслительных операций у умственно отсталых школьников //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей,- М., 1984.- С. 101 -110.

6. Блонский П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1985.-128 с.

7. Венгер A.A. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. 143с.

8. Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание. 1974. - №7.- С.30-32.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1967. - 207с.

10. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис. . докт.психол.наук-М., 1972.-56с.

11. Выгодская Г.Л. О соотношении слова и действия у умственно отсталых школьников //Специальная школа, вып. 6, 1959. С.13-19.

12. Выготский JI.C. Проблемы умственной отсталости // Умственно отсталый ребёнок /Под ред. JI.C. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1935.-С. 6-34.

13. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. - 133с.

14. Вопросы психологии способностей школьников. /Под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. 258с.

15. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. / Послесловие к книге Дж. Флейвела «Генетическая психология Жана Пиаже». М.: Просвещение, 1967. - С. 526 - 621.

16. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. 1983. - №6. - С. 3 - 16.

17. Замский Х.С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. -М.: Просвещение, 1986. 159с.

18. Занков Л.В. Об исследовании умственно отсталого ребёнка. М.: Учпедгиз, 1934.-44с.

19. Запорожец A.B., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. // Развития познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964— 352с.

20. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как принцип оценки умственного развития детей. // Психологические исследования. М.: МГУ, 1976.-97с.

21. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. В.Г. Петровой. М., 1980. - 81с.

22. Лебединский В.В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте. /В кн.: О диагностике психического развития личности.-Таллин, 1974.- С. 48 54.

23. Лебединская К.С., Марковская И.Ф., Ростягайлова Л.И. Клинико -нейропсихологическое исследование задержки психического развития. / В кн.: Проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. - 217с.

24. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: МГУ, 1972575с.

25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.

26. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. - 10с.

27. Лунге А. О связи способности к рассуждению с успеваемостью. /В кн.: 28. Вопросы педагогической психодиагностики. Таллин, 1976. - С.55-70.

Малахова А.М. Программа игротерапии для дошкольников. «Небесное путешествие». СПб. Речь, 2008.

29. Основы общей психологии. Теория личности. Юнита 4. Москва 1999.

30. Основы общей психологии. Психология ощущений. Юнита 7. Москва 2000.

31.Основы общей психологии. Память. Юнита 9. Москва 2000.


Интернет – ресурсы


        1. Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru/

        2. Российский общеобразовательный портал т- http://www.school.edu.ru/

        3. Сайт Министерства образования и науки РФ – http://www.mon.gov.ru/

        4. Уполномоченный по правам человека в РФ: официальный сайт – http://ombudsman.gov.ru/

29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кийкова Оксана Владимировна

Дата: 22.07.2015

Номер свидетельства: 223370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства