kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сохранение профессионального здоровья педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются вопросы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогических работников, в частности, профилактики и преодоления синдрома эмоционального  выгорания. Представлены аспекты организации совместной деятельности администрации и педагога-психолога в данном направлении. Работа включает введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

Материал может быть полезным педагогам-психологам, социальным педагогам, руководителям общеобразовательных учреждений.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сохранение профессионального здоровья педагогов»

7





«Сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога»



Введение

Проблема сохранения та укрепления профессионального здоровья педагогов есть достаточно актуальной на сегодняшнее время. Как доказывают многочисленные современные исследования, психосоматические проблемы очень распространены среди педагогических работников.С психологической позиции учитель попадает в ситуацию перманентного кризиса, что приводит в конечном итоге к невротизации, нарушениям в сфере мотивации профессиональной деятельности, деформациям взаимоотношений с другими людьми, к развитию психосоматических проблем. Эмоциональное выгорание не является неизбежным, должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. При рассмотрении данной проблемы становится актуальной организация непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания.

Изучив данный вопрос путем наблюдения за эмоциональным состоянием педагогов и диагностики педагогов с целью определения наличия эмоционального выгорания, уровня саморегуляции и способности к преодолению стресса, психологическая служба совместно с администрацией спланировала систему активных мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.

Цель работы: описание основныхнаправленийпсихолого-педагогической работы по сохранению и укреплению профессионального здоровья педагогических работников из опыта работы администрации и педагога-психолога ГОУ «Шахтерская СШИ №15»

Задачи:

- рассмотреть причины и особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов;

- описать систему непрерывного, психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога с целью сохранения профессионального здоровья.

Основная часть

«Психологическое здоровье – недостижимый идеал,

своего рода психологическая утопия, как маяк,

ориентирующая движение человека в жизни.

Но стремление к достижению этого идеала и есть

тот трудный и болезненный труд, который

приближает каждого к заветной цели» [3].


Специфика интеллектуального труда состоит в том что даже после окончания работы мысли о ней не оставляют человека и рабочая доминанта сохраняется в центральной нервной системе надолго. Это обстоятельство усиливается и тем что и вне учебного заведения профессиональная деятельность учителя связана с большими тратами времени для работы с новой информацией, подготовку к урокам и т.п. и поэтому у работников школы очень часто развиваются неврозы, которые являются важным фактором развития многих патологических реакций и психосоматических заболеваний.

Психосоматика - это условное название целой группы заболеваний, в развитии которых участвуют психологические факторы: стрессы, психологическое истощение, эмоциональные проблемы [7].

Если рассматривать вопрос о том, как влияет профессиональная деятельность на возникновение психосоматических проблем у педагогических работников, то можно определить три группы факторов риска:

1. Объективная стрессогенность педагогической деятельности, часто приводящая к синдрому эмоционального выгорания.

2. Недостаточный уровень экономической защищенности и невысокий социальный статус профессии педагога.

3.Влияние характера педагогического общения на психическое развитие педагога.

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу такого явления, как «синдром эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы. Проблема эмоционального выгорания личности далеко не новая научная проблема, берущая своё начало в зарубежной психологии в конце XX в. (Г.Дж. Фрейденбург, К. Маслач, С. Джексон и др.), а также получившая своё развитие в трудах и исследованиях отечественных психологов (В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, Н. В. Гришина, Л.М. Митина, В. Е. Орёл).

Общеизвестно, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции. Для ее реализации необходимы большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. К сожалению, стресс является составляющей жизни педагога. Избежать его часто бывает просто невозможно: не смог вовремя вспомнить необходимую информацию, растерялся перед наглым собеседником, поссорился с членом семьи, вступил в конфликт с учениками, а иногда с их родителями, получил замечание от начальства - все эти ситуации представляют собой стрессы различной степени напряженности в жизни педагога. Объективная стрессогенность педагогической деятельности также связана с такими профессиональными стресс-факторами: нерегламентированное нагрузки, недостаточность возможностей для восстановления физических и психических ресурсов, высокий уровень ответственности, необходимость быть постоянным объектом наблюдения и оценки и подтверждать свою компетентность и т.п.. Современным обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Педагог также в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание, оставаться для учеников, воспитанников примером в личностном плане, отвечать за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. Поэтому многие стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы. Плата за ответственность высока - нервное перенапряжение и эмоциональное истощение профессионала.Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.

Работа по сохранению и укреплению профессионального здоровья педагога - объект особого внимания администрации и психологической службы ГОУ «Шахтерская СШИ № 15» Как заместитель директора по учебно-воспитательной работе и практический психолог по образованию, приложила все усилия, чтобы эта совместная с педагогом-психологом работа стала в течение последних 10 лет системной.

Относительно такого видения проблемы, в нашем учебном заведении проводится программа «Профессиональное здоровье педагога». Основные задачи этой программы:

- повышение грамотности педагогов по вопросам сохранения и укрепления профессионального здоровья;

- предупреждение профессиональных деформаций;

- помощь в формировании психологической защиты от стресса, преодоление синдрома эмоционального выгорания;

-помощь в коррекции и невротических и психосоматических расстройств личности;

- работа по созданию благоприятного психологического климата в ОО;

-оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе "учитель-ученик".

Опираясь на рекомендации Шакуринской Е.А.[9] работа проводится в следующих направлениях:

1.Теоретическое направление, которое помогаетввести участников в смысловое поле проблемы. Совместно с педагогом-психологомбыли проведены такие семинары-практикумы: «Знакомьтесь, это я!», «Психологическое здоровье учителя», «Эмоциональная культура учителя», «Психологический микроклимат в коллективе», «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния", «Синдром эмоционального выгорания у педагогов», «Как развязать конфликт», «Навыки уверенного человека», «Формирование позитивного мышления», «Привет! Я-конфликт». Программа прежде всего включает в себя теоретический аспект: ознакомление с понятием стресса и синдрома эмоционального выгорания, стратегий и подходов его преодоления, механизмом влияния мыслей, эмоций на человеческий организм, основными типами людей, которым больше всего угрожает стресс, осознание конструктивных форм развязывания конфликтов, ознакомление со способами решения кризисных ситуаций в педагогической деятельности и пр..

2.Диагностическое направление необходимо для осуществления своевременной диагностики, выявляющей изменения уровня выраженности эмоционального выгорания и индивидуально- психологических характеристик личности педагога. Кроме того, в процессе анализа собственной личности появляется мотивация к самопознанию и саморефлексии, которое ведет к расширению ресурсных возможностей человека. Психодиагностические методики используются как предварительно, так и во время тренинговых встреч.

Использование диагностического инструментария «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.Бойко, «Методика экспресс-диагностики невроза» К.Хека и Х.Хесса, экспресс-диагностика Люшера, методика «Шкала личной тревожности Спилберга» и др. подтвердило необходимость проведения профилактических мероприятий относительно предупреждения синдрома эмоционального выгорания.

Анализируя ответы на вопросы анкеты «Стресс в моей жизни», чаще всего педагоги обнаруживают у себя такие симптомы стресса, как чувство усталости (70%), нарушения сна (50%), подавленное настроение (47%), повышенное артериальное давление и повышенная раздражительность (по 43%), мышечное напряжение, боли в области шеи, спины (33%). Среди способов снятия стресса педагоги чаще всего используют: общение с друзьями (59% опрошенных), музыку (53%), хобби (51%), юмор и смех, сон, путешествия, экскурсии на природу (по 50%), чтение (43%), шопинг и прогулки (по 42%), общение с домашними животными (37%), общение с родственниками (36%), еду (34%), просмотр телевизора (28%), занятия спортом, баню (сауну, бассейн, ванную) (по 27%). 

Несомненно, комплексная психодиагностика стресса- важное звено в мониторинге его многочисленных причин и разрушающих последствий, а также- необходимая часть для определения тактики коррекционной работы.

3.В практическом направлении происходило знакомство педагогов с методами и технологиями снятия психоэмоционального напряжения, обучение на практике конкретным методам работы с различными состояниями психики, овладения навыками ассертивного поведения, позитивного мышления. Практические занятия с использованием тренинговых упражнений, психологических задач, ролевых игр помогли учителям осмыслить необходимость заглянуть внутрь себя, обучили навыкам саморегуляции психических состояний, побудили к рассуждению о путях самосовершенствования, оказали психологическую поддержку в решении спорных вопросов обучения и воспитания обучающихся.

Приведу только некоторые примеры из практической работы с педагогами. На тренинговом занятии «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния» учителям ознакомились с различными способами преодоления стрессовых состояний, освоили приемы восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания. С помощью различных упражнений педагоги узнали о способах повышения собственных ресурсов устойчивости к стрессам, перевода энергии стресса в другую форму, провели анализ собственного поведения в стрессовой ситуации.

Практическим результатом (как и каждого занятия) стал методический кейс с рекомендациями психолога и специальной литературой, стендовая информация “Первая помощь при остром стрессе”, книжка – раскладушка “Антистрессовые приемы” .

  Недостаточный уровень социально-экономической защищенности современного учителя является источником постоянных нареканий как самих педагогов, так и их социального окружения. Из-за низкой заработной платы педагогу приходится тратить время и силы на поиск дополнительных материальных средств. Это приводит как физическому так и психологическому перенапряжению личности. И чем больше сил и времени отдает человек своей профессиональной деятельности, тем сильнее он переживает состояние морального и физического истощения: чувство несоответствия тех усилий, которые она вкладывает в свой труд, тому вознаграждению, которое он за это получает. Человеку сложно пережить душевную травму от такого «обесценивания». И особенно сложно тем педагогам, чье высокое чувство ответственности не позволяет снизить степень самоотдачи на работе.

Если рассмотреть среднестатистический портрет педагога ГОУ

«Шахтерская СШИ № 15» (данные 2016-2017 учебного года), то можно выделить такие показатели:

- возраст до 30 лет- 9,5 %;

- от 31 до 40 лет -22 %;

- от 41 до 50 лет – 22 %;

- от 51 до 60 лет- 29 %;

- свыше 60 лет – 16 % педагогов.

94% педагогов - женщины. Более 55 % учителей и воспитателей имеют педагогический стаж свыше 20 лет.

Такие показатели приводят к размышлениям: а легко ли человеку работать в современной школе? Наверное, не очень. Во-первых, не совсем благополучным есть то обстоятельство, что более половины педагогов не оставляют профессию после 15 лет работы, хотя в мировой практике существует общепринятая тенденция к смене профессии через 15 лет, особенно если профессиональная деятельность связана с тесным общением в системе «человек-человек». Во-вторых, работающая женщина перегружена значительно больше мужчины, так как кроме основной работы вынуждена выполнять еще и домашнюю (и часто мужчины не являются союзниками в домашних делах). И в-третьих, по данным Митиной Л.М. [6] для учителей с педагогическим стажем свыше 15-20 лет более характерны профессиональные кризисы и профессиональное выгорание. Кроме того, ярко выраженный возрастной дисбаланс также не приносит особенной пользы здоровью человека: свыше 45 % людей предпенсионного и пенсионного возраста против 10 % молодых специалистов. Многочисленные исследования в этой области убедительно доказывают, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости, т.е. через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступают «педагогические кризисы», «истощение», «профессиональное выгорание». По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Конечно, все перечисленные обстоятельства значительной степени «спровоцированы» не самим педагогом, а общественным запросом, государственной политикой. Ведь ни для кого не секрет, что профессия учителя сейчас не престижна и материально невыгодная, поэтому так сложно привлечь к педагогическому труду свежие резервы - молодежь. Кроме того, если педагог, проработав 15 лет, решит изменить сферу деятельности и таким образом сохранить свое психическое здоровье, что предложит ему государство? Какие перспективы? Какую помощь? Все вопросы, конечно, риторичны.

Конечно, не все так плохо. Опрос педагогов показал, что позитивной стороной своей профессии педагоги назвали постоянное общение с детьми, возможность их учить, учиться у них, активное сотрудничество с людьми, перспективы и простор для творчества и самореализации.

Негативные стороны учительской жизни, по мнению педагогов, - неадекватно низкая материальная оплата труда, невежество и недисциплинированность современных учеников, снижение у них мотивации к обучению перегрузки учителей, ненужное «бумаготворчество», снижение статуса педагогической профессии.

Чтобы уменьшить боль переживания учителем«морального банкротства» (ощущение несоответствия вознаграждения тем усилиям, которые тратятся), необходимо восстанавливать этот баланс всеми доступными средствами. Ведь мерой оценки труда учителя может быть не только материальное, но и моральное вознаграждение. Несмотря на все материальные проблемы современного учителя, самыми успешными педагогическими коллективами являются школы не с высокими зарплатами, а с благоприятным психологическим климатом в коллективе. Это объясняется гендерными особенностями учителей-женщин, которые сравнительно больше ориентированы на эмоциональную составляющую деятельности: признание, уважение, доброжелательное и внимательное отношение, близкие дружеские отношения с коллегами. Поэтому комфортный психологический климат в коллективе значительно смягчает переживания учителем неблагоприятных социально-экономических обстоятельств. Наличие прочных социальных связей, надежная поддержка единомышленников является одним из мощных факторов успешного противостояния личности жизненным проблемам. Человечность в отношениях повышает эмоциональный тонус, способствует готовности работать на совесть, потому что среди различных факторов, влияющих на работоспособность человека, крупнейший эмоциональное воздействие вызывают именно межличностные отношения в коллективе.

 Но одной из болезненных проблем многих педагогических коллективов проблема раздробленности, недостаточной единства. Причин такого негативного явления достаточно много, но главные - это отсутствие общей цели, нежелание отдельных педагогов работать над своими недостатками, недостаточное взаимопонимание, что негативно влияет на весь учебный процесс, значительно ухудшает психологический микроклимат. Поэтому работа администрации и психолога над формированием положительного психологичного климата в коллективе, решением межличностных конфликтов, над развитием искренних и дружеских отношений между коллегами необходима для профилактики психосоматических проблем педагогических работников.

    Педагогом-психологом периодически проводятся занятия с элементами тренинга, направленных на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, позитивного отношения друг к другу (приложение 1).

Совместная деятельность людей требует постоянной взаимосвязи как между собой (по горизонтали) так и с руководителем (по вертикали), поэтому особое значение для управления коллективом имеет культура межличностного и делового общения.

В целях повышения престижа и статуса педагогического работника в ГОУ «Шахтерская СШИ № 15» ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства. Начиная с 2009 года были проведены конкурсы по номинациям: «Педагог за здоровье детей» (приложение 2), «Первые пробы пера», «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой педагог», «Творческий педагог», « Интеллектуальное кафе». На этих конкурсах всегда происходит взаимообогащение опытом, творческое сотрудничество, а традиционное задание «Визитная карточка» помогает увидеть в каждом учителе его индивидуальность, неповторимость, творческую самобытность. Заметили, что такие мероприятия надолго формируют атмосферу сплоченности в коллективе, в которой и работать легче, и здоровье крепче. Эти конкурсы-праздники нужны еще и для того, чтобы педагог не чувствовал себя «моральным банкротом», знал, что есть люди, которые знают и ценят его труд и способны показать это как учителю, так и всему педагогическому коллективу.

Администрациянашего образовательного учреждения не забывает, что хорошие традиции школы - социальная сила, психологическая поддержка, стимул к новизне, основа эмоционального и психологического комфорта. Одной из таких традиций стали совместное посещение группой педагогов театров, музеев, Ботанического сада г. Донецка. На экскурсионныхтуристических поездках учителя и воспитатели школы-интерната побывали в городах Киеве, Севастополе, посетили национальный дендропарк «Софиевка» (г.Умань), остров «Хортиця»(г.Запорожье). И конечно, заповедные места Донецкой области: Донецкий кряж, заповедники Великоанадольский лес и Каменные могилы, Форест-парк (Волновахский район), Святогорская лавра, Артемовский завод шампанских вин, региональный ландшафтный парк «Клебан-бык» (Константиновский район), Страусиная ферма (Краснолиманский район), спелеомузей «Соляная симфония» (г. Соледар). По понятным причинам, в течение последних 4 лет поездки приостановились, но уже планируется экскурсия в г.Таганрог Ростовской области.Путешествия - один из лучших способов накопления положительных эмоций, новых впечатлений, изменения видов деятельности, удовлетворения «охоты к перемене мест», это прекрасная психологическая разгрузка. Создание и поддержка традиций в своем коллективе, поздравление друг друга с праздниками, знаменательными событиями стали частью корпоративной культуры нашего учебного заведения, создают позитивный психологический климат в коллективе.

      Существенную роль в возникновении профессиональных заболеваний влияют профессиональные педагогические способности учителя. Условно их можно разделить на 3 группы: личностные (черты характера), дидактические (способы передачи информации) и организационно-коммуникативные (организаторская функция и общение). На здоровье педагога сказываются взаимоотношения их с теми, на кого они сами влияют по характеру своих профессиональных обязанностей- учеников. «Педагогическая деятельность относится к так называемым соционическим видам труда, где общение выступает как профессионально значимое, существенное сторона. Определенной интегральной характеристикой педагогического общения, где в снятом виде проявляются морально-мировоззренческие установки учителя, направленность его личности на уровень коммуникабельности, выступает стиль педагогического общения, под которым понимают индивидуально--типологические особенности социально-педагогического взаимодействия с учащимися»[1].Для настоящего педагога всегда имело значения, как относятся к нему дети. Профессиональные отношения педагога с учениками - одно из важнейших условий в его работе, они являются мощным импульсом для совершенствования профессионального мастерства, творчества. А положительные отношения с учениками могут быть компенсаторным фактором, который помогает педагогу пережить негативные жизненные обстоятельства.

       Изучение особенностей стиля педагогического общения по методике «Опросник по выделения общего типа ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностно-ориентированную модели взаимодействия с учениками» И.Д. Беха [2, с.292] показало, что 46% учителей и воспитателей ГОУ «Шахтерская СШИ № 15», охваченных исследованием, ориентированы на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися, 29% - умеренно ориентированы на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия, 25% умеренно направлены на личностно-ориентированную модель взаимодействия. В рамках данной методики наличие подавляющего большинства педагогов с выраженной и умеренной ориентацией на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия свидетельствует о ригидности и стереотипность педагогических методов и приемов, преобладание среди последних дисциплинарных, статусное доминирование учителя, «субъект-объектные» взаимоотношения между ними и учениками, скрытое или откровенное манипулирование с учениками. Вообще, многие педагоги в своей деятельности пользуется педагогическим манипулированием, считая его эффективным средством общения со своими подопечными. Ущерб такое манипулирование приносит не только ученикам, но и самим учителям. В формальном общении с учениками, при котором надо постоянно что-то требовать от учеников, контролировать, оценивать, наказывать, учитель не чувствует радости, удовольствия от своего труда. К концу рабочего дня он чувствует усталость и эмоциональное истощение. «Авторитарность некоторой части педагогов, навязывание своей точки зрения как единственно правильной, давление на воспитанников, грубый тон и резкость,«дистанционные»отношения, неумение понять и разделить переживания воспитанников вызывают ответную деструктивное поведение учеников, провоцируют напряженность во взаимоотношениях педагогов и воспитанников, нередко приводят к неврозам, психических и душевных травм»[4, с.301].

            После проведенного исследования, педагогам рекомендовали упражнения, выполнение которых существенно влияет на развитие коммуникативных умений педагогов, рост уровня их коммуникативной и личностной компетенции, чтение следующих работ: А.Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», С.Б. Елканов «Профессиональное самовоспитание учителя», В.А. Кан-Калик «Учителю о педагогическом общении», А.В.Мудрик «Учитель: мастерство и вдохновение», «Учителю о педагогической технике» и др.

           Для профилактики морального, эмоционального и физического истощения педагогов при организации учебно-воспитательного процесса администрации следует максимально способствовать освобождению времени учителя. Время как физическая величина представляет для человека особенную ценность, потому что каждому человеку генетической программой определена его величина. В связи с этим необходимо, с одной стороны его не сокращать, а с другой- максимально эффективно его использовать. В обеих случаях необходимым условием является обязательное планирование. Отсутствие планирования приводит к тому, что в соответствии к одному из законов Паркинсона, работа может растягиваться, если не определены сроки ее выполнения, или отлаживаться, если окончание ее отсрочено на неопределенное время. Анализ показывает, что основной причиной является не дефицит времени, а неправильная его организация, когда или акцент переносится с основных приоритетов на второстепенные, или вообще не ведется учет времени.

С целью ознакомления педагогов с навыкамиправильной и рациональной организации своего рабочего и личного времени для достижения целей, что, в свою очередь, поможет повысить работоспособность и повысить стрессоустойчивость, в апреле 2017 года был проведен семинар-практикум «Основы тайм-менеджмента современного человека». Предварительно педагоги приняли участие в тестировании «Твой тип хронотипа», «Насколько эффективно Вы управляете своим временем», «Время. Дела личные», «Время. Дела служебные», «Обладаете ли Вы чувством времени?».В конце семинара участниками были сделаны выводы, что свободное время принадлежит самому человеку - он ​​волен распоряжаться им по своему усмотрению, не забывая, что рабочее и свободное время одинаково принадлежат одному времени жизни человека. Необходимо использовать свободное время частности для поддержания человеком своего здоровья. Общеизвестно, что эффективным способом восстановления работоспособности является активный отдых, который предусматривает переключение на другие виды деятельности и требует активности тех систем, которые не принимали участие в формировании утомления. К сожалению, учителя страдают гиподинамией, которую просто необходимо компенсировать в свободное время: специально ходить пешком и по лестнице, делать зарядку и упражнения для поддержания опорно-двигательного аппарата и регулярно заниматься физкультурой и спортом. Все это может обеспечить только свободное время. Необходимо сохранить и культивировать свою индивидуальность оставаться собой в реализации своих сущностных сил. Для человека выход из этого противоречия - в саморазвитии, самореализации. Иначе говоря, необходимо спасать уникальность индивидуальности - дать себе шанс пожить в другом измерении, начать путь к самому себе. Не нужно забывать и о гуманитарной составляющей самообразования - стихи и проза, живопись, театральные спектакли и кинофильмы, симфонические произведения и добрая песня открывают нам путь к чувствам, мыслям, внутреннему миру других людей и помогают понять себя. Хорошо, если значительная часть свободного времени будет посвящена посещению клубов по интересам, спортивных секций, любимому увлечению, а не «зависанию» в Интернете.

Важным показателем работы, которая проводится в нашем ОУ, есть то, что большинство педагогов с удовольствием принимают участие в предложенных мероприятиях, во время проведения следующих - рассказывают о приобретенных навыках решения проблемных ситуаций и сохранения профессионального здоровья.






Выводы

Управление стрессом в профессиональной деятельности педагогов и профилактика профессионального выгорания может быть только тогда эффективной и успешной, когда она строится на системном подходе, предполагающем комплекс действий. Возможен следующий поэтапный сценарий профилактики профессионального выгорания педагогических работников:

- диагностический -. Включает: оценку и самооценку уровня стрессоустойчивости педагога с использованием надежных и апробированных методик;

- теоретический информирование об актуальном уровне стресса педагога, симптомах, причинах.

- практический - создание мотивации на изменения, выход на понимание взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики, психосаморегуляции, управленческие решения на уровне образовательного учреждения, создание в коллективе поддерживающей атмосферы.

Разрабатывая программы укрепления профессионального здоровья педагогов, следует исходить из того положения, что необходимо не фрагментарное воздействие на эту жизненно важную сферу профессионала, а использование системного подхода и совместной деятельности администрации и психологической службы. Но главное –основой изменений личных взглядов на профессиональное здоровье должно стать осознанное отношение каждого педагога к вопросам здоровьесохранения, самостоятельные поиски «новых возможностей» саморазвития и самоактуализации, которые должны привести к смене позиции «ожидания» на позицию «движения», а значит, развития личности.







Литература

1. Антонова-Турченко А.А., Дробот Л., Заброцкий М.М. Психологическая стабилизация личности учителя зоны радиологического контроля: Пособие. - М : ИЗМН, 1997- 181 с.

2. Бех И.Д. Воспитание личности. В 2 кн. Кн.2: «Личностно-ориентированный подход: научно-практические основы. - К.: «Лыбидь» - 2005 - 317 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов, 2-е изд,_ СПб.: Питер,2007.- 20 с.

4. Жизненные кризисы личности: Научно-методическое пособие, В 2 т.- М .: ИЗМН, 1998. - 568 с.

5. Калошин В.Ф. Стресс в педагогической деятельности. Харьков: «Основа» 2008 - 222 с.

6.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.:Флинта:Мостовский психолого-педагогический институт, 1998.-204 с.

7. Митяева И.Ю. Курс управления стрессом. - М .: ИЦК «МарТ», 2004. - 208 с.

8. Осадько А. Психосоматические проблемы педагогов // Психолог. -2005. - №34.

9. Шакуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе.-Волгоград, 2008.-158 с.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сохранение профессионального здоровья педагогов

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Дата: 22.03.2019

Номер свидетельства: 504254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "«Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения. Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения""
    ["seo_title"] => string(80) "professionalnoe_vygoranie_pedagogov_doshkolnogo_uchrezhdeniia_telesno_orientirov"
    ["file_id"] => string(6) "566879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1607889265"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект тренинга "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов" "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-trieningha-profilaktika-emotsional-nogho-vyghoraniia-i-poddierzhka-psikhichieskogho-zdorov-ia-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "193911"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427711165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Мастер - класс по теме "Профилактика профессионального выгорания педагогов в образовательной среде""
    ["seo_title"] => string(96) "mastierklasspotiemieprofilaktikaprofiessionalnoghovyghoraniiapiedaghoghovvobrazovatielnoisriedie"
    ["file_id"] => string(6) "278304"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453052154"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "«Повышение профессиональной компетентности педагогов предшколы в  Республике Казахстан на 2011 -2020 годы» "
    ["seo_title"] => string(117) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-piedaghoghov-priedshkoly-v-riespublikie-kazakhstan-na-2011-2020-ghody"
    ["file_id"] => string(6) "163087"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422444448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства