kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект тренинга "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи:Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния. В данном конспекте прописаны игры и упражнения для педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тренинга "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов" »

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОДДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ.

Содержание тренинга:

Звучит музыка.

Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг.

Я рада, что в это время мы можем встретиться, немного

расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с целью

профилактики эмоционального выгорания.

Сейчас я вам прочту одну интересную притчу:

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни.



Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой. А чтобы, слово «работа» ассоциировалась у вас только с радостными и счастливыми моментами.

Упражнение в начале.

ВЫДАЮТСЯ ЛИСТЫ БУМАГИ А 4 и ЦВЕТНЫЕ ФЛОМАСТЕРЫ. Представьте себя с каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета. Участники по кругу описывают свои варианты изображений.

  1. Приветствие.

1. Психогимнастическое упражнение «Приветствие».

Цель упр.: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем в круг и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

  1. Упражнение. «Поглаживание».

Это упражнение из теории “поглаживаний” Эрика Берна. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий

разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

Задание. Сейчас мы с Вами выполним некое поглаживание. По кругу, каждый скажет, сделает что-то приятное. Это может быть поглаживание, это может быть некий комплимент. Так мы с вами настроимся на работу. НАЧИНАЕМ!!!!!!

Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность

педагогов к работе.



  1. Упражнение. КТО БЫСТРЕЕ

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

- Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

  • треугольник;

  • ромб;

  • угол;

  • буква;

  • птичий косяк;

  • круг;

  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?

  • Что помогло при его выполнении?


4.Упражнение. Танец. (Быстрая)


«Танцевально-двигательная терапия»

Мы сейчас подвигаемся всеми телами движения. Танцевальная двигательная терапия.

Я начну и вы потом продолжите изобретать свои уже танцы. Не останавливайтесь. Мы повторяем за вами.

Если мы начали, и продолжаем как-будто у нас с вами один придуманный танец.


    1. Упражнение “Шанхайцы”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться “спираль”. В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

    1. Игра «Слепой паровозик».

Участники разбиваются на команды по 4—6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, остальные — слепые.

Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Каждый из команды должен побывать на разных местах, в том числе головой паровозика.

Примечание: Просторное, безопасное помещение. Ведущий следит за безопасностью.

    1. Упражнение «Толстое стекло».

Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Содержание: участникам предлагается представить, что они общаются через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения по очереди сообщают некую информацию друг другу. Образцы сообщений.

Приходи ко мне завтра со своей соседкой и собакой на чашечку чая.

"--------------------------------------------------------------

Концерт вчера был замечательным, я сидела в первом ряду.

"--------------------------------------------------------------

Мой сын принес из магазина только банку зеленого горошка.

"--------------------------------------------------------------

Я скоро поеду в отдыхать на море. Что тебе купить?

"--------------------------------------------------------------

У меня под окном расцвела сирень.

"--------------------------------------------------------------

Больше всего на свете люблю пить шампанское, сидя в ванне.

"--------------------------------------------------------------

Я мечтаю сниматься в кино.

"--------------------------------------------------------------

У меня уже болит голова от постоянных телефонных звонков.

Пойдем в кино.

«,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,»

У Меня сегодня день рождения, может отметим
«…………………………………………………………………………………..

Я летом поеду отдыхать на море. Мои планы осуществляться.

«………………………………………………………………………………..»



  • Упражнение – разминка « Найти свою группу » .

Цель: снятие физического напряжения, сплочение группы.

Время: 3 минуты

Участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего, в течение 10 секунд они должны найти свою группу, по объединяющему всех членов группы признаку: по длине волос, по цвету глаз, по росту, по гороскопу, по любимому занятию в свободное время, по настроению, по теплоте ладоней.

Психолог: «Всего за три минуты, вы нашли немалое количество объединяющих вас признаков и смогли узнать что-то новое друг о друге. Если бы мы продолжили упражнение, я уверена, что список ваших сходств продолжился бы».

Сейчас я Вас попрошу сесть на свои стульчики.

1.Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».


Цель: определить степень отношения к себе (положительное или отрицательное, поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях) .


Нарисуйте на листе бумаги круг. В кругу нарисуйте свой портрет схематично. Прорисуйте лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Вдоль каждого луча запишите свое качество.


При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя). Посчитайте свои лучи и напишите цифру!


Обсуждение:


• Сколько у вас получилось лучей?


• Есть ли у вас отрицательные качества?


• Замените отрицательные качества на положительные?


• У кого получилось лучей меньше 10, то дорисуйте и подпишите свое качество?


Чем больше получилось лучей, с положительными качествами, тем самым вы ясно, открыто представляете себя. У вас хорошая, адекватная самооценка!


2. Упражнения. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения».

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы —сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до

достижения оптимального психоэмоционального состояния.

3.МАСКИ-РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ МЫШЦ ЛИЦА.

Основные правила:

1. Все маски выполняются сидя или стоя.

2. При выполнении масок релаксации следует придерживаться следующей техники:

·        перед выполнением маски следует сделать вдох;

·        при выполнении маски — небольшая задержка дыхания, мышцы находятся в напряжении;

·        расслабление мышц происходит на выдохе.

Маски:

1. Маска удивления.

2. Маска гнева.

3. Маска поцелуя.

4. Маска смеха.

5. Маска недовольства.





4. Упражнение"Совместный рисунок".
Цель: формирование уважения к мнению окружающих, сплочение коллектива, ориентация на совместную деятельность для достижения единой цели.
Группа садится на стулья образуя круг. В центре круга лежит чистый лист формата А4, краски, кисточка и вода.
Инструкция: "На этом листе бумаги мы должны нарисовать рисунок. Каждый по очереди подходит и начинает рисовать то, что посчитает нужным. Рисунок будет считаться законченным только тогда, когда все посчитают, что достаточно , т.е. больше никто не подойдет к рисунку".
При обсуждении затрагиваются такие вопросы, как:
1. Учет границ рисунка каждого из участника;
2. Какие эмоции испытывает каждый из участников;
3. На какие мысли натолкнуло упражнение и т.д.
Обязательное условие: если у человека есть желание что-то дорисовать, ему дается такая возможность. Бывают случаи, когда в процессе рисования какая-либо деталь зарисовывается и хозяина этой детали начинает беспокоить это (становится обидно) и в процессе обсуждения выявляется данный факт. Чтобы у него было проработано это чувство, ему дают возможность внести изменения в рисунок, такие, какие он посчитает нужным. Прежде чем убрать рисунок, необходимо убедиться в том, что всех участников все устраивает и можно его убирать.
Когда упражнение закончено, можно подвести итог:
Чистый лист бумаги похож на ребенка, который в первый раз пришел к нам для обучения. Процесс рисования напоминает тот процесс, когда обучаясь и переходя из класса в класс ребенок развивается по средством того, как каждый из нас вносит свой вклад, вносит что-то свое, мазок за мазком, рисунок за рисунком, образуя целостный образ.
Чистый лист бумаги - это ребенок, а каждый из нас вкладывает в него что-то свое, формируя его личность.
В начале и в конце занятия педагогам предлагается оценить своё эмоциональное состояние (цветовые карточки, обсуждение), тогда будет легче определить степень успешного воздействия занятия на эмоциональную сферу участников.







Упражнение " Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко

проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жигалова Екатерина Дмитриевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства