kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синдром профессионального выгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрывается понятие синдрома професионального выгорания. И способы его предотвращения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синдром профессионального выгорания»

Синдром профессионального выгорания



Здоровье-это ещё не всё, но без здоровья всё – ничто.


Сократ



Синдром профессионального выгорания является «одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем психического здоровья в современном обществе». Решением ВОЗ, синдром профессионального выгорания включён в официальный перечень болезней в 2019 году.


В зарубежной литературе синдром обозначается термином burnout (анл.)- «сгорание», «выгорание», затухание «горения». Впервые был предложен Гербертом Фройденбергом (1974) для деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром эмоционального выгорания- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека

Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый «синдром профессионального выгорания».

Почему он возникает?

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Но опасны нагрузки значительные и действующие продолжительное время.

Работа педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия труда далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда:

гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты и т.д. Речь идёт, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всё время в «форме», невозможность выбора учащегося, большое количество контактов в течение рабочего дня. При такой работе день за днём уровень напряжённости может накапливаться. Возможным проявлением напряжённости являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиение, повышенная утомляемость. При достижении определённого уровня напряжённости организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями учащихся.

Факторы риска развития выгорания (по Л. В. Новиковой)

  1. Социально- психологические факторы развития выгорания

Переживание несправедливости. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.

Социальная незащищённость. В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно- эмоциональной деформации личности.

Неудовлетворённость работой. Чем ниже привлекательность, тем больший риск развития выгорания.

Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.

Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.

Пол. Обнаружено, что мужчинам более присущи высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Например, женщины – учителя к наиболее сильным стресс- факторам относят «трудных учеников», а мужчины- присущий школам бюрократизм и большое количество «бумажной» работы.

  1. Личностные факторы развития выгорания.

Локус контроля. Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам- начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.

  1. Профессиональные факторы развития выгорания.

«Болезненная зависимость» от работы. «Трудоголизм» и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределенность.

Ролевой конфликт- это противоречивые требования к работнику

Ролевая неопределенность- это нечёткие, неопределённые требования к работнику

Ролевая перегруженность. Возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи. Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствие попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Организационная характеристика. Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально- психологический климат и т. п. могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.


СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ


Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии- «три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности» (К. Маслач

Первая стадия – на уровне выполнения функций, произвольность поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». Исчезают положительные эмоции, становится как-то скучно, пусто на душе, возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3 – 5 лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями); «не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, родителей учащихся, коллег)»; «в четверг ощущение, что уже пятница», неделя длится нескончаемо, нарастает апатия к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно в конце недели, головные боли по вечерам, «мёртвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Стремится к уединению. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае он может помочь себе сам ( путем расслабления, организации перерывов на работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

По мнению Кристины Маслач, полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.





















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синдром профессионального выгорания

Автор: Павленко Наталья Владимировна

Дата: 12.03.2022

Номер свидетельства: 602060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Синдром профессионального выгорания педагога."
    ["seo_title"] => string(51) "sindrom-profiessional-nogho-vyghoraniia-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "274197"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452345578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Социально-психологический тренинг «Профилактика синдрома эмоционального (профессионального) выгорания» "
    ["seo_title"] => string(111) "sotsial-no-psikhologhichieskii-trieningh-profilaktika-sindroma-emotsional-nogho-profiessional-nogho-vyghoraniia"
    ["file_id"] => string(6) "112055"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408203714"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Синдром эмоционального выгорания педагогов"
    ["seo_title"] => string(45) "sindromemotsionalnoghovyghoraniiapiedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "278288"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453050627"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Буклет для педагогов "Профилактика профессионального выгорания педагогов""
    ["seo_title"] => string(76) "buklietdliapiedaghoghovprofilaktikaprofiessionalnoghovyghoraniiapiedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "313137"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459436170"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога"
    ["seo_title"] => string(71) "sindrom-emotsional-nogho-vyghoraniia-i-iegho-profilaktika-u-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "335949"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1466690419"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства