Просмотр содержимого документа
«Синдром профессионального выгорания»
Синдром профессионального выгорания
Здоровье-это ещё не всё, но без здоровья всё – ничто.
Сократ
Синдром профессионального выгорания является «одной из наиболее актуальных и обсуждаемых проблем психического здоровья в современном обществе». Решением ВОЗ, синдром профессионального выгорания включён в официальный перечень болезней в 2019 году.
В зарубежной литературе синдром обозначается термином burnout (анл.)- «сгорание», «выгорание», затухание «горения». Впервые был предложен Гербертом Фройденбергом (1974) для деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
Синдром эмоционального выгорания- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека
Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый «синдром профессионального выгорания».
Почему он возникает?
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Но опасны нагрузки значительные и действующие продолжительное время.
Работа педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия труда далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда:
гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты и т.д. Речь идёт, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть всё время в «форме», невозможность выбора учащегося, большое количество контактов в течение рабочего дня. При такой работе день за днём уровень напряжённости может накапливаться. Возможным проявлением напряжённости являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиение, повышенная утомляемость. При достижении определённого уровня напряжённости организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями учащихся.
Факторы риска развития выгорания (по Л. В. Новиковой)
Социально- психологические факторы развития выгорания
Переживание несправедливости. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.
Социальная незащищённость. В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно- эмоциональной деформации личности.
Неудовлетворённость работой. Чем ниже привлекательность, тем больший риск развития выгорания.
Оплата труда. Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.
Карьерные устремления. Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.
Пол. Обнаружено, что мужчинам более присущи высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Например, женщины – учителя к наиболее сильным стресс- факторам относят «трудных учеников», а мужчины- присущий школам бюрократизм и большое количество «бумажной» работы.
Личностные факторы развития выгорания.
Локус контроля. Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам- начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.
Профессиональные факторы развития выгорания.
«Болезненная зависимость» от работы. «Трудоголизм» и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.
Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределенность.
Ролевой конфликт- это противоречивые требования к работнику
Ролевая неопределенность- это нечёткие, неопределённые требования к работнику
Ролевая перегруженность. Возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи. Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствие попытки выполнить неопределенные или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.
Организационная характеристика. Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально- психологический климат и т. п. могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии- «три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности» (К. Маслач
Первая стадия – на уровне выполнения функций, произвольность поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». Исчезают положительные эмоции, становится как-то скучно, пусто на душе, возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3 – 5 лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями); «не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, родителей учащихся, коллег)»; «в четверг ощущение, что уже пятница», неделя длится нескончаемо, нарастает апатия к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно в конце недели, головные боли по вечерам, «мёртвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Стремится к уединению. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае он может помочь себе сам ( путем расслабления, организации перерывов на работе).
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
По мнению Кристины Маслач, полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.