kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для педагогов "Одаренность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие психики одаренного ребенка. Виды одаренности и проблемы одаренных детей. Методика выявления и оценки способностей ребенка

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Одаренность"»

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

В научном мире за последние десятилетия разрабатывались несколько концепций одаренности как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, то есть одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Одной из причин отсутствия того или иного вида одаренности может выступать недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка (в силу условий жизни). Идея доступности большого диапазона предметных областей деятельности в этом случае является прогрессивной.

Что же такое одаренность в школьном возрасте? Как определить – проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Известно, что темп возрастного развития неравномерен: наблюдения за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкиваются с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого – в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. У детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим “направлениям” способностей.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно – о силе нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) – не только недостаток, но и достоинство – именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей – а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Как же не ошибиться в понимании способностей, как увидеть одаренного ребенка.

Сначала о том, что не является одаренностью. Прежде всего - не имеет отношения к одаренности так называемая натасканность.

По представлениям некоторых родителей в 5 лет у детей начинается пора развивать их способности и готовить в школу. Такой ребенок к шести годам свободно читает, превосходно считает и даже пишет. Ребенок от уроков не уклоняется, но сам желания перевыполнять предлагаемую ему интеллектуальную норму - прочитать что-либо незапланированное или решить незаданный пример - как правило, не проявляет. В первом классе такой ребенок может учиться блистательно, во втором и третьем - хорошо, в пятом - начнутся проблемы. Ребенок будет не понимать решения арифметических задач, неохотно читать. Из блестящего ученика он будет медленно, но неотвратимо превращался в серого троечника. Сам-то он останется таким же, как и раньше; просто запас знаний, которым его снабдили предусмотрительные родители, постепенно иссякнет. То, что сделали родители со своим ребенком, и называется натасканностью. Это именно "накачанность" знаниями - и ничего больше. У этого ребенка не было главного, что есть в одаренных детях. Чего же?

Чем похожи одаренные дети?

Одаренные дети - разные. Есть тихие и есть шумные, агрессивные и очень мирные, веселые и грустные. Но у всех одаренных детей есть нечто общее.

У всех одаренных детей ярко, отчётливо, иногда даже болезненно остро выражена потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Это так называемая познавательная потребность, выражающаяся, прежде всего, в поиске нового знания, в удовольствии от умственной работы. Одаренных детей заставлять не надо - они сами непрерывно ищут для себя сложную интеллектуальную работу, и нет для них большего удовольствия, чем такая работа.

...Восьмилетний Олег целые тетради заполняет химическими формулами. Собрал огромную библиотеку по разным разделам химии. Придя в Сократовскую школу, где работают с одаренными детьми, прежде всего поинтересовался, предоставят ли ему педагога по химии. Хотя склонен к конфликтам ("Почему такие детские задачи? Я что, маленький?") - сразу умолкает, если дать ему задачу посложнее. Несмотря на свою повышенную возбудимость, спокойно относится к интеллектуальным неудачам - просит только не подсказывать. И немедленно успокаивается, когда получает новую и сложную интеллектуальную работу.

Такие дети любят умственный труд. Некоторые родители пугаются их одержимости, боятся, что они от этого заболеют,- и прячут от них книжки, задачники. И вот тогда-то эти дети действительно заболевают... Умственный труд им необходим; без этого они - не могут жить.

Это главное, чтобы можно было увидеть одаренного ребенка. Но есть и другие признаки, которые часто обнаруживаются при одаренности.

Общение. Часто одаренные дети умеют и хотят общаться только со взрослыми - те больше знают, с ними интереснее, они их принимают и восхищаются ими. Сверстники же над этими детьми смеются, а иногда травят. Обычные дети активно не любят тех, кто отличается от нормы - очень глупых и очень умных. Они не переносят при общении ничего странного, необычного. Одаренные дети им непонятны, они их раздражают.

Эмоциональность таких детей часто кажется невероятной. Они испытывают безутешное горе по поводу слишком грустного конца в фильме; они способны закатить родителям скандал только потому, что они зовут обедать, отрывая от решения интересной задачи. И это не капризы; это особый мир, сверхэмоциональный и сверхчувствительный. Встречаются, правда, спокойные одаренные дети. Но, во-первых, это, как правило, только "интеллектуалы", творческие дети бывают спокойными крайне редко; а во-вторых, их спокойствие часто оплачивается проблемами со здоровьем.

Одарённые дети (вундеркинды, незаурядные) характеризуются:

  • способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредоточиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;

  • необычайной познавательной активностью;

  • ранним интересом к проблемам мироздания и судьбе;

  • ненасыщаемой потребностью в деятельности;

  • выраженностью интересов и склонностей;

  • увлечением определёнными видами деятельности;

  • творческими достижениями в раннем возрасте;

  • получением удовольствия от деятельности.

Нежелательные проявления одаренных детей:

  • отсутствие уважения к условностям и авторитетам;

  • непредсказуемость поступков;

  • неприятие, социальной изоляцией их сверстниками;

  • появление эгоистических черт, «звёздная болезнь» т.п.;

  • дисинхрония развития;

  • большая независимость суждений;

  • обеспокоенность, тревожность из-за непохожести на сверстников.

В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:

1. по широте проявления – общие и специальные;

2. по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и так далее; Три типа одаренности имеют прямое отношение к общеобразовательной школе.

Академическая одаренность представляет собой ярко выраженную способность учиться. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то большее, одной этой одаренности недостаточно.

Интеллектуальная одаренность - это умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Обладатели такой одаренности - умники и умницы. Они учатся иногда блестяще, иногда неплохо, иногда великолепно по одним предметам и плохо по другим - все зависит от их отношения к предмету и к преподавателю...

Творческая одаренность - это то, что проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении и, в конечном итоге, ценится выше всего. Но вот до конечного итога надо дорасти, иногда даже дотянуть. А вот уж кто редко бывает "удачником" - так это именно творческие дети. Их проблемы начинаются еще в школе, где они всегда всех раздражают, несмотря на непрерывные заклинания о "творческой личности".

3. по степени сформированности – актуальная и потенциальная;

4. по возрастным особенностям – ранняя и поздняя;

5. по форме проявления – явная и скрытая.

Различают также одаренность с гармоничным типом развития и с дисгармоничным типом развития.

Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); мотивация.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение уязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Для обучения одаренных детей нужны школы, где всерьез думают о развитии способностей детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно, ребенок должен испытывать умственное напряжение, у него постоянно должны тренироваться "мускулы воли" - только в таких условиях будут развиваться способности и характер ребенка. Такого рода "дискомфорт" должен, в конечном итоге, приносить радость ребенку, стать ему привычным и даже необходимым. Радость преодоления трудностей, радость победы над собой - это и есть подготовка одаренного ребенка к жизни.

Методики выявления и оценки способностей ребенка

В связи с расширением понятия “одаренный ребенок” возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также гестов на оценку их успеваемости (достижений) должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

Условия проведения психологической диагностики учащихся с признаками одаренности

Работу по диагностике учащихся с признаками одаренности предполагается вести по нескольким этапам:

1 этап. Выявление детей с признаками одаренности

На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение.

Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный руководитель.

Второй этап

Предполагает более углубленное знакомство с этими детьми: оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта.

Важным моментом в выявлении одаренности ребенка являются его достижения, отраженные в портфолио (участие в предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, смотрах и т.п.).

Возможные риски, связанные с диагностикой:

  1. состояние ребенка в момент тестирования (здоровье), высокая тревожность, чрезмерная мотивированность;

  2. личностные особенности (застенчивость, некоммуникабельность и др.);

  3. наукой установлено, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной степени условна. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

  4. проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни.

  5. детская одаренность может выступать как закономерности возрастного развития, так, например, для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества.

Третий этап

Предполагает поддержку и сопровождение одаренных детей: оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п.) и профессиональное самоопределение.

С самого начала применения тестов интеллекта проводились экспериментальные исследования, направленные на изучение связей результатов этих тестов и школьными оценками. И практически во всех обнаруживаются связи между IQ и показателями школьной успеваемости. Установлено также, что дети, которые опережают своих сверстников по темпу обучения, имеют более высокие показатели интеллекта.

Таким образом, действительно, более умные дети в целом учатся лучше менее умных. Но вместе с тем связь между показателями интеллекта и школьной успеваемости не является безусловной. Есть дети, которые, обладая высоким уровнем интеллекта, учатся не так хорошо, как можно было бы ожидать.

Если ребенок получает пятерки и даже побеждает на олимпиадах, это еще не значит, что он станет одаренным взрослым. И, наоборот, ребенок, который не получал пятерок и никогда не побеждал на конкурсах, может стать выдающимся человеком.

Более того, в младших классах у одаренного ребенка может быть плохая оценка по иностранному или русскому языку, потому что на начальных этапах изучения этих предметов большое значение имеет механическое запоминание. А для одаренного ребенка это может быть большой проблемой.

К сожалению, учителям сложно осознать, что ученик, который плохо учится, может быть одаренным. Когда учителя характеризуют какого-то ученика как умного, но недостаточно хорошо успевающего, они практически всегда считают, что в этом виноват он сам: ленится, не любит трудиться, не стремится к хорошим оценкам... Учителя во многом правы: успехи в школе зависят не только от уровня интеллекта, но и от других факторов: мотивации, интересов, установок, особенностей личности, тем, как ученик реагирует на неудачи, как он оценивает себя. Необходимо указать и на те причины невысокой успеваемости, которые связаны с социально-экономическими условиями жизни ребенка, обстановкой в семье, отношениями с учителями и сверстниками, нерациональной организацией школьного обучения.

Есть особая группа детей, чьей успеваемостью недовольны учителя и родители. Это дети творчески одаренные, обладающие высоким уровнем креативности. Самый известный пример такого рода - Альберт Эйнштейн. Он поздно начал ходить и говорить, плохо учился. Некоторые биографы ссылаются на школьные оценки Эйнштейна и высказывания учителей о его неспособности к обучению; так, учитель немецкого языка был убежден, что из Альберта никогда не выйдет ничего путного. При этом биографы предполагают, что успехам в школе Эйнштейну мешали некоторые факторы: он страдал дислексией (проблемы в овладении чтением), был застенчивым, скромным, медлительным, к тому же испытывал нелюбовь к механическому заучиванию материала (на чем в то время строилась система обучения). Тем не менее, Эйнштейн с двенадцати лет начал самостоятельно изучать математику и, поступив в гимназию, стал первым учеником по точным наукам. Но там он часто вступал в дискуссии и споры с преподавателями, что приводило к снижению оценок...

Надо отметить, что главной причиной низкой успеваемости одаренных детей является отсутствие у них учебной мотивации. Почему это происходит? Одаренному ребенку на начальном этапе обучения может быть скучно из-за того, что он учебный материал усваивает легко и быстро. При этом он не вырабатывает у себя навыки систематической учебной работы, не учится преодолевать трудности. А когда имеющегося уровня знаний, умений и навыков уже будет недостаточно для успешной учебы, он может отстать от одноклассников.

Возможно, у интеллектуально одаренного ребенка нет мотивации хорошо учиться и потому, что рядом с ним в классе дети, обладающие значительно более низкими показателями интеллекта; ему скучно и неинтересно с ними. Для особо одаренных детей характерен высокий уровень мышления и быстрый темп овладения знаниями. Им нужно, чтобы обучение было достаточно сложным, глубоким, позволяло открывать новое, требовало постоянного напряжения ума. Иначе учиться им неинтересно.

Есть и другие причины невысокой успеваемости одаренных детей. Одна из них - неравномерность интеллектуального, психологического, психомоторного и социального развития. Это проявляется, например, в том, что при высоком уровне умственной деятельности у таких детей могут быть проблемы в зрительно-моторной координации, в развитии мелкой моторики руки, что мешает успешному овладению ими навыками письма. В некоторых случаях у одаренных детей выявляется дислексия, из-за которой они с трудом овладевают чтением. Иногда у них диагностируется дисграфия (трудности в овладении письмом) и дискалькулия (проблемы в овладении навыками счета).

У одаренных детей могут быть не сформированы навыки общения - с учителем и одноклассниками, что также может повлиять на успеваемость. Кроме того, творческие личности плохо привыкают к строго регламентированным занятиям.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Семинар для педагогов "Одаренность"

Автор: Антонова Юлия Олеговна

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Среднесрочное планирование работы с одаренными и талантливыми детьми КГУ « Средняя школа имени Каныш Сатпаева» на  2014 – 2015 учебный  год "
    ["seo_title"] => string(149) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-raboty-s-odariennymi-i-talantlivymi-diet-mi-kgu-sriedniaia-shkola-imieni-kanysh-satpaieva-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "171788"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423726769"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Среднесрочное планирование работы с одаренными и талантливыми детьми СШ имени Каныш Сатпаева на  2014 – 2015 учебный  год "
    ["seo_title"] => string(131) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-raboty-s-odariennymi-i-talantlivymi-diet-mi-ssh-imieni-kanysh-satpaieva-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "171877"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423737168"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Обучающий практический тренинг для педагогов "психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей""
    ["seo_title"] => string(118) "obuchaiushchiipraktichieskiitrieninghdliapiedaghoghovpsikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieodariennykhdietiei"
    ["file_id"] => string(6) "295639"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455857772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект образовательной деятельности "Насекомые - наши друзья" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-nasiekomyie-nashi-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "246427"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446379970"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства