Творчество — это то, что спасает от эмоционального сгорания. Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас переживал состояние вдохновенного увлечения. Чем он характеризуется? Опишите его. Это положительные эмоции! «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»,— человек разумный знает, как можно поддержать такое состояние, состояние выхода из эмоционального напряжения или не допускающее попадания в него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самореализация педагога в творчестве»
Творчество — это то,
что спасает от эмоционального сгорания.
Пусть не панацея, но очень действенный элемент. Каждый из вас переживал состояние вдохновенного увлечения. Чем он характеризуется? Опишите его...
Это положительные эмоции! «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»,— человек разумный знает, как можно поддержать такое состояние, состояние выхода из эмоционального напряжения или не допускающее попадания в него. Все предельно просто: добавьте в свою жизнь элементы творчества, т. е. разрешите себе быть:
открытым всему новому и неожиданному;
гибким, т. е. быстро перестраивающимся с одной идеи на другую;
смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое;
рискованным, т. е. не боящимся шагнуть за навязанные стереотипы.
Чтобы освободить собственную творческость, необходимо отказаться от стереотипа «учительницы», приводящего к профессиональной деформации преподавателя, основными чертами которого являются:
нежелание принимать новые знания;
непогрешимость используемых методов;
взгляд на ученика как на тип, лишенный индивидуальных особенностей;
навязчивость в стремлении поделиться знанием и опытом;
нетерпимость к молодежной культуре и ослабление связи с современностью;
непрерывность самоконтроля из-за страха оказаться в смешном положении.
Просто необходимо, чтобы учитель обладал:
богатым воображением;
гибкостью ума, т. е. способностью быстро перестраиваться с одной идеи на другую;
системностью и последовательностью анализа, чтобы управлять процессом творчества;
способностью рисковать и не бояться ответственности за свое решение;
доброжелательностью и терпением к ответам учеников;
умением принимать и спокойно обсуждать даже самые невероятные варианты решений.
Способы развития творческого мышления
Задачи на смекалку, ребусы, кроссворды
— позволяют всегда быть в отличной интеллектуальной форме, дают ясность и мобильность мышления, позволяют быстро реагировать на перемены, создают репутацию интересного собеседника — это выход из эмоционального напряжения.
Литература, музыка, художественное и прикладное творчество
— это вдохновение, а значит, и освобождение от эмоционального напряжения; оно просто «сгорает» в положительных эмоциях.
Хобби: Хобби-терапия — способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации. Всякое увлечение можно назвать творческим, поскольку оно сохраняет открытость психики для новых влияний. В критических ситуациях, в ситуациях поражения на генеральном направлении (профессиональном, семейном, политическом) для нормализации самочувствия не нужно срочно изобретать новые формы деятельности: наготове привычная форма, достаточно привлекательная - хобби, и на нее можно переключиться, она поддержит самооценку.
Юмор: Смех — это особая комическая оценка действительности, построенная на контрасте или неожиданности. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т. е. облегчает самоотстранение. Смех — это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой, а следовательно, ситуация становится более управляемой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
В заключение два довода в пользу творческого мышления.
Во-первых, творческое мышление — это новые перспективы, новый опыт. Благодаря нему мы и развиваемся. Это реализация потребности в самовыражении.
Во-вторых, творчество заряжает наше мышление особой энергией, доставляет огромное удовольствие. При информационных перегрузках и прочих тяготах жизни это — хорошее тонизирующее средство. А главное — это способ предотвращения эмоционального сгорания.