Самореализация в творчестве как способ укрепления психологического здоровья учащихся и родителей.
Осознание возможностей проявления креативности в воспитательном процессе.
Цели занятия:
Обобщить знания детей о своей семье;
Научить родителей нестандартно подходить к разрешению обыденных проблем, своим примером создавая детям условия для проявления собственного творчества;
Развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
Привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения задания;
Оценить творческий потенциал своего ребёнка.
Участники: педагог-психолог, классный руководитель, родители учащихся второго класса, группа учащихся старшего класса (жюри).
Оборудование:
Фонограммы песен.
2. Бумага и фломастеры.
4. Фотогазеты, рисунки детей.
5. Анкеты для родителей и учащихся.
6. Планшетки с написанными на них крупными буквами: ГРАМОТЕИ.
7. Несколько картофелин, цветы, клубки ниток.
8. Карточки с написанными на них пословицами и поговорками о семье.
9. Два плаката (солнышко грустное и весёлое), плакат «Улыбка».
Предполагаемый результат:
Укрепятся детско-родительские отношения;
Родители убедятся, что на них возлагается очень важная и сложная миссия по пропаганде здорового образа жизни;
Родители научатся правильно организовывать досуг своих детей, способствующий снятию эмоционального напряжения и развитию у детей творческих и коммуникативных способностей;
Дети приобретут навыки общения, уверенности, раскрепостятся, раскроют свои творческие способности, научатся приёмам релаксации и снятия эмоционального напряжения;
Родители и дети по - другому посмотрят друг на друга, и это будет способствовать укреплению семейных отношений, вызовет у них чувство гордости за свои семьи;
Родители, дети и учителя получат массу положительных эмоций, способствующих укреплению их психологического здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В жизни должно быть место творчеству" »
День здоровья
коллективного отдыха родителей и детей
«В жизни должно быть место творчеству»
Задачи:
Самореализация в творчестве как способ укрепления психологического здоровья учащихся и родителей.
Осознание возможностей проявления креативности в воспитательном процессе.
Цели занятия:
Обобщить знания детей о своей семье;
Научить родителей нестандартно подходить к разрешению обыденных проблем, своим примером создавая детям условия для проявления собственного творчества;
Развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
Привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения задания;
Оценить творческий потенциал своего ребёнка.
Участники: педагог-психолог, классный руководитель, родители учащихся второго класса, группа учащихся старшего класса (жюри).
Оборудование:
Фонограммы песен.
2. Бумага и фломастеры.
4. Фотогазеты, рисунки детей.
5. Анкеты для родителей и учащихся.
6. Планшетки с написанными на них крупными буквами: ГРАМОТЕИ.
7. Несколько картофелин, цветы, клубки ниток.
8. Карточки с написанными на них пословицами и поговорками о семье.
9. Два плаката (солнышко грустное и весёлое), плакат «Улыбка».
Предполагаемый результат:
Укрепятся детско-родительские отношения;
Родители убедятся, что на них возлагается очень важная и сложная миссия по пропаганде здорового образа жизни;
Родители научатся правильно организовывать досуг своих детей, способствующий снятию эмоционального напряжения и развитию у детей творческих и коммуникативных способностей;
Дети приобретут навыки общения, уверенности, раскрепостятся, раскроют свои творческие способности, научатся приёмам релаксации и снятия эмоционального напряжения;
Родители и дети по - другому посмотрят друг на друга, и это будет способствовать укреплению семейных отношений, вызовет у них чувство гордости за свои семьи;
Родители, дети и учителя получат массу положительных эмоций, способствующих укреплению их психологического здоровья.
Ход семейного праздника
I. Организационный момент
1-й ведущий педагог-психолог.
Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Как хорошо, что мы с вами собрались вместе. У вас, уважаемые взрослые, несомненно, много неотложных забот и дел, но давайте забудем сегодня о них и со своими детьми постараемся сегодня отдохнуть!
Эпиграф нашей встречи: «У счастливых родителей – счастливые дети». Перефразируем эти известные слова созвучно нашему времени: «У творческих родителей – творческие дети».
2-й ведущий учитель:
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Мы все хотим светлого будущего нашим детям. Но важно научить их создавать такой мир. Мир удивительный, уникальный, творческий, где нет зла, насилия, агрессии. Вот почему их надо учить – освобождаться от негативных эмоций. А ведь мощнейшим приёмом снятия эмоционального напряжения является творчество.
1-й ведущий педагог-психолог.
Открывает на доске 2 плаката и читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Солнышко повисло.
Грустное Радостное
Уважаемые родители и дети,перед вами два плаката, выберите рисунок, соответствующий вашему настроению на сегодняшнем празднике.
(Родители и дети подходят к тому плакату, который они выбрали).
Каждый день мы с вами идем по пути здоровья. Разные доктора помогают нам на этом пути. А кто помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить людям радость? (Доктор любви, счастья - психолог.)
От того, какое у человека настроение, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.
2-й ведущий учитель.
– А что помогает нам сохранить хорошее настроение? (Добрые слова, доброжелательность, хорошие пожелания, комплименты).
– Каждое доброе слово несет в себе силу и положительную энергию прежде всего тому, кто их сказал, а затем тому, кому они адресованы. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Так давайте прямо сейчас подарим друг другу улыбку и добрые слова. И начнём нашу встречу с игры в «добрые слова», а для этого разобьёмся на группы.
II. Работа в группах
Игра «Добрые слова».
Группы выбирают ведущих. Ведущий берет клубок ниток и начинает игру. Каждый участник, держась за нить, передает клубок следующему участнику и говорит ему добрые слова. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг.
(Во время игры звучит лёгкая музыка)
1-й ведущий педагог-психолог:
- Ваша ниточка образовала круг, она объединила вас в единое целое. А теперь скажите, вам приятно было слышать добрые слова, пожелания, комплименты? Что вы чувствовали? (Улучшается настроение, становится радостно, приятно на душе.)
- Вы убедились, что доброе слово имеет волшебную силу. Какой вы можете сделать вывод?
Вывод: Каждый день надо начинать с улыбки и добрых слов. Чаще говорить друг другу комплименты. Дарить добрые слова не только близким и родным людям, но и незнакомым.
- Когда-то папы и мамы были детьми и тоже ходили в школу. Сейчас мы проведем уроки для родителей и ребят. Первый урок – рисования. Все присутствующие должны коллективно нарисовать портрет своей семьи: сыновья и дочери рисуют пап и мам, а родители – своих детей.
Ведущие раздают всем бумагу и фломастеры. Звучит аудиозапись песни «Рисуйте, рисуйте» (из кинофильма «Фантазии Веснухина»).
По окончании работы ведётся обсуждение, жюри показывает присутствующим лучшие работы.
2-й ведущий учитель:
- Уважаемые родители, ваши дети не только хорошо рисуют, они наделены и другими талантами и в этом мы сейчас убедимся. Ребята подготовили для вас небольшой концерт.
Школьники читают стихи, поют песни.
1-й ведущий педагог-психолог.
- Ребята, спасибо вам за концерт, вы немного устали. Давайте отдохнём и вместе с родителями совершим путешествие на «облачке».
Упражнение на релаксацию «Пушистое Облачко».
Под сопровождение музыки психолог начинает говорить:
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните... Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, ягодицы удобно расположились на этой большой облачной подушке. Начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте добрыми и бодрыми, здоровыми и радостными.
2-й ведущийучитель:
Надеюсь, что все прекрасно отдохнули и сейчас состоится второй урок. На нем родители ответят на вопросы анкеты.
Ведущие раздают родителям анкеты.
Второй урок – «Интервью».
Анкета для родителей.
1. Сколько времени в день вы уделяете своим детям?
2. Где и как вы предпочитаете проводить с ними свободное время?
3. Какой последний кинофильм вы смотрели со своими детьми?
4. Как дети помогают вам?
5. Гордитесь ли вы своими детьми?
Звучит запись песни «Некогда» Н. Андреева. Ведущие собирают анкеты с ответами родителей и передают жюри.
2-й ведущий. Уважаемые родители, незадолго до нашей встречи почти на такие же вопросы устно отвечали ваши дети. Предлагаем вашему вниманию их ответы в записи на магнитофоне.
Включается фонограмма. В ней не называются имена и фамилии ребят, отвечающих на вопросы, но родители узнают голоса своих детей.
Анкета для детей.
1. Много ли времени ты проводишь вместе с мамой и папой?
2. Где и как ты проводишь свободное время?
3. Какой последний кинофильм ты смотрел со своими родителями?
4. Помогаешь ли ты маме и папе?
5. Что тебе больше нравится в твоих родителях?
6. Гордишься ли ты своими родителями?
7. Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для них?
1-й ведущий психолог:
- Итак, родители услышали ответы своих детей на предложенные им вопросы и, конечно же, лучше узнали их мнение о себе. Ведь не каждый ребенок отважится сказать отцу и матери об их достоинствах и недостатках, о том, какими бы он хотел видеть своих родителей. А знать это родителям необходимо.
Далее жюри зачитывает лучшие ответы родителей на вопросы анкеты.
Третий урок – «Защита мини проекта о здоровом питании всей семьи».
2-й ведущий учитель.
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Поэтому накануне нашей встречи мы дали вам задание подготовить мини проекты о здоровом питании.
Сейчас вы будите защищать свои проекты. Для этого мы приглашаем на сцену детей и родителей, которые готовы поделиться с нами своими советами о здоровом питании.
(Примерное содержание)
- Моя мама включает в наш рацион только богатые витаминами, углеводами и белками продукты. На завтрак наш ждут разнообразные каши: геркулесовая, перловая, манная, рисовая, пшенная. Когда я был совсем маленьким, мама добавляла в мои каши фрукты, ягоды, мед.
- Моя мама против жареной картошки, пепси-колы. Мы едим свежие овощи и фрукты. А пьем соки, которые мама делает дома сама. Я люблю яблочный сок, приготовленный мамой.
- А моя бабушка варит очень вкусный кисель. Она говорит, что у нее есть секрет приготовления самого вкусного и самого полезного киселя. Бабушка говорит, что наша пища должна быть богата витаминами.
- Мама рассказала мне, как появилось слово «витамин». Его придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получили слово «витамин». Детям 6–7 лет надо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов. Значит, я, и мои ровесники должны выполнять это правило. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.
(примерное содержание выступлений родителей)
В нашей семье есть свои законы о здоровом питании, которыми мы охотно сейчас с вами поделимся.
Советы от семьи о здоровом питании:
1. Воздерживайтесь от жирной пищи.
2. Остерегайтесь очень острого и соленого.
3. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
4. Совет мамам и бабушкам: когда готовите пищу, «бросьте» в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
Девиз нашей семьи:
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!
Ешь побольше овощей,
Станешь крепче, здоровей,
Витамины в них живут
И болеть нам не дают!
2-й ведущий учитель.
Сейчас мы проведём конкурс «Я помогаю маме». В нем определится тот школьник, который действительно очень хорошо помогает своим родителям.
На сцену выходят 2 команды из 4–5 девочек и мальчиков. Им предлагается выполнить следующие задания.
1. Рассказать, как сварить борщ. В руках у ребят карточки, на которых нарисованы продукты, необходимые для приготовления борща. А также лишние, например, салат, яблоки и т. п. Ребята должны назвать те из них, из которых готовится борщ, и сообщить рецепт его изготовления.
2. Рассказать, как испечь пирог. На листе ватмана, прикрепленном к школьной доске, перечислены продукты, как необходимые для его изготовления, так и лишние. Ребята должны зачеркнуть названия ненужных продуктов и сообщить рецепт выпечки пирога.
3. Заплести сестричке косу. Представитель от каждой команды выполняет это задание.
4. Покормить сестричку. Представитель от каждой команды кормит девочку пирожным. Жюри определяет, у кого это лучше получается.
Во время конкурса звучат записи веселых песен. Победителей конкурса награждают сувенирами.
1-й ведущий психолог.
- Уважаемые родители, ваши дети очень готовились к этой встрече. Сегодня они открыли нам много своих талантов, о которых некоторые из вас даже и не подозревали. Но и это ещё не всё! Ребята сами, своими руками изготовили для вас сувениры. (Ребята вручают сувениры родителям.)
2-й ведущий учитель:
- И это ещё не всё!Ребята выучили стихи и песни, посвященные мамам.
1-й школьник.
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
2-й школьник:
Ни усталости не зная,
Ни покоя, – каждый час,
День и ночь родная мама
Все тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам,
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам,
Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы.
Сколько плакать довелось ей
В комнатушке, среди тьмы.
1-й ведущий психолог:
Уважаемые родители и дети, а сейчас мы немного помечтаем и поиграем в игру «Мудрец».
«Закройте глаза, представьте мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой заданный вопрос. Подойдите к мудрецу, задайте ему вопрос, который волнует вас, и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотрите, какое на нем число».
После этого, все открывают глаза, и желающие делятся своей фантазией с окружающими его людьми.
(Для сопровождения этой игры звучит спокойная, расслабляющая музыка).
Четвертый урок – «История».
1-й ведущий психолог:
Мы приглашаем наших гостей на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили для вас фотогазету.
Родители рассматривают в газете фотографии своих детей в раннем возрасте. Под фотографиями шутливые надписи: «Надоело мне в манеже, я хочу на воздух свежий», «Без поддержки и опоры мне сидеть еще не скоро», «С папой я своим дружу, каждый день гулять хожу», «Папе радостно, мне тоже, мы ведь с ним очень похожи». Во время просмотра родителями фотогазеты звучат записи детских песен.
1-й ведущий психолог.
- Мы получили необычную почту. Наши ребята прислали письма из тех далеких лет, которые ждут их впереди. Мы знаем, уважаемые родители, что каждому из вас хочется заглянуть в будущее ваших детей.
Сейчас вы получите письма ребят и прочитаете их.
Родители читают письма детей об их будущем. Звучит запись песни «Прекрасное далеко» (из кинофильма «Гостья из будущего»).
2-й ведущий учитель.
- Может быть, некоторые ребята хотят познакомить всех участников нашей встречи со своими письмами из будущего?
Дети по желанию дают ведущему свои письма, ведущий читает их.
Пятый урок – «Русский язык».
1-й ведущий психолог.
- А сейчас проведем урок русского языка.
На сцену выходят 2 команды. Первая – 4 мамы, 4 папы. Вторая – 4 девочки, 4 мальчика. Каждой команде дают планшетки с написанными на них крупными буквами: ГРАМОТЕИ. Ведущий называет слова, которые можно составить из этих букв. Участники игры, на чьих планшетках написаны соответствующие буквы прозвучавшего слова, делают шаг вперед и составляют названное слово.
Слов должно быть столько, чтобы не утомить играющих, где-то не более 10.
Ребята могут составлять знакомые им изречения литературных героев, пословицы, поговорки.
Побеждает команда, составившая больше слов и фраз и не допустившая при этом ошибок.
Пословицы и поговорки о семье:
Вся семья вместе – и душа на месте.
На что и клад, когда в семье лад.
Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
Недалеко от дерева яблочко падает.
Каков батюшка, таковы у него и детки.
Дома и стены помогают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Земля без воды мертва – человек без семьи пустоцвет.
Когда нет семьи, тогда и дома нет.
Семья в куче – не страшна и туча.
В недружной семье добра не бывает.
2-й ведущий учитель.
- Молодцы, папы и мамы! Молодцы, ребята! Мы все поздравляем команду-победительницу.
Жюри подводит итоги.
Небольшой концерт художественной самодеятельности.
В нем участвуют и дети, и родители.
Шестой урок – «Технология».
2-й ведущий учитель.
- А, сейчас проведем конкурсы пап и сыновей. Им предстоит показать, как они умеют чистить картофель.
Участники конкурса составляют две команды: три папы и три сына. По сигналу ведущего включается фонограмма «Польки» или другой быстрой мелодии, и участники конкурса начинают чистить картофель. Его складывают в одну тарелку, отходы – в другую. Когда музыка прекращается, в каждой команде обе тарелки взвешивают (вес пустых тарелок установлен заранее) и определяют количество очищенного картофеля и отходов. Побеждает команда, которая начистила больше картофеля и имеет меньше отходов. Ее награждают аплодисментами.
1-й ведущий психолог.
- А, теперь мамам и дочерям предлагаем составить композиции из цветов и дать им названия.
IV. Итог праздника
Создаются команды. В каждой по две мамы и две дочери. Жюри определяет, композиция какой команды лучше.
2-й ведущий учитель:
- А, теперь, когда все уроки и конкурсы прошли, мы сядем за столы и отведаем пироги, плюшки, сдобные ватрушки, пирожные, конфеты. Все это приготовили к нашему празднику мамы и дочери. А папы и сыновья угощают участников и гостей нашего праздника мороженым.
Приятного всем аппетита!
2-й ведущий учитель:
- Поблагодарим тех, кто нас так вкусно накормил. (Все аплодируют.) А сейчас приглашаем всех на вальс
(Звучит «Вальс» Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»).
1-й ведущий психолог:
Подходит к концу наша встреча, и нам очень хочется узнать, с каким настроением вы расстаётесь с нами.
- Нарисуйте символ своего настроения. Если кто-то затрудняется подобрать такой символ, может воспользоваться цветовой гаммой: