Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в воспитании детей»
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Опорный конспект лекции по теме
«Семейное воспитание»
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для человека не помещение, где он живет, а это место, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Функции семьи:
генеративная функция, заключающаяся в продолжении человеческого рода;
функция первичной социализации детей;
экономическая и хозяйственно-бытовая функция (накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях, выполнение хозяйственно-бытовых задач);
рекреационная и психотерапевтическая функция (защищенность ребенка, принятие его таким каким он есть);
коммуникативная;
фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи).
Задачи семьи:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства.
Принципы семейного воспитания:
гуманность и милосердие к ребенку;
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений в семье;
последовательность в своих требованиях;
не требовать невозможного;
оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
запрещение физических наказаний;
запрещение читать чужие письма и дневники;
не морализировать;
не говорить слишком много;
не требовать немедленного повиновения;
не потакать.
Содержание семейного воспитания включает формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, нравственное, гражданское, правовое, патриотическое, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое, экологическое, валеологическое, половое воспитание.
С рождения ребенка в семье уделяется серьезное внимание физическому развитию и воспитанию, охране физического и психического здоровья.
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание (воспитание таких качеств как: доброжелательность, внимание, честность, милосердие, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, порядочность, справедливость, бережливость, доброта), а также развитие интеллекта и творческих способностей, приобретение опыта трудовой деятельности, сохранению и укреплению здоровья.
Методы воспитания детей в семье:
убеждение
поощрение
наказание
пример
доверие
проявление любви
сопереживание
возвышение личности
поручение
традиции
воспитывающие ситуации.
Выбор методов воспитания зависит от педагогической культуры родителей (понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля взаимоотношений в семье).
Средства семейного воспитания: слово, родительский авторитет, фольклор, труд, учение, природа, домашний быт, традиции, национальные обычаи, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, пресса, музыка, выставки и др.
Особенности семейного воспитания:
органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
непрерывность и длительность воздействия;
многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
относительная замкнутость;
общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью;
взаимная направленность формирующих воздействий. (Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2006. - С. 178).
Условия семейного воспитания:
семейный быт, уклад
семейные традиции
семейные отношения, эмоциональный климат семьи
общение и совместная деятельность
понимание и принятие ребенка
чувство долга и ответственности за воспитание детей
педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности
авторитет родителей
организация жизненного пространства ребенка.
Принятие ребенка – признание его права на индивидуальность, непохожесть на других, утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.
Классификация детей по результатам семейного воспитания:
компетентные дети – с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, не избегающие новых ситуаций;
избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудноустанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и напряженных ситуаций;
незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях (Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., 2004. - С. 320-321).
Типы семей
По составу:
нуклеарная, состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей;
неполная;
полная;
отдельная;
расширенная (представители старшего поколения);
большая, состоящая из нескольких супружеских пар.
По типу главенства в семье:
эгалитарная (равноправная);
патриархальная;
матриархальная.
По качеству отношений:
благополучные;
счастливые;
устойчивые;
проблемные;
конфликтные;
социально-неблагополучные;
дезорганизованные (культ силы, страх, изолированность членов семьи).
По межличностным отношениям:
семьи, уважающие детей;
отзывчивые семьи;
материально-ориентированные семьи;
враждебные семьи;
антисоциальные семьи.
Воспитательный потенциал семьи – это совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей).
Авторитет родителей – такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А.С.Макаренко).
А.С.Макаренко выделяет следующие виды ложного авторитета родителей:
дружбы,
любви,
чванства,
резонерства,
подкупа,
доброты,
педантизма,
подавления.
Стили семейного воспитания
Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
Виды стилей семейного воспитания:
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, внушение, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи, что это ведет к грубости, лживости, лицемерию, внутреннему сопротивлению.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. При таком стиле дети растут недисциплинированными, безответственными.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Дети растут инициативными, послушными, с развитым чувством собственного достоинства.
Негативные факторы семейного воспитания
(Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006. - С. 178).
материальных ценностей
бездуховность родителей
авторитаризм или безграничный либерализм
безнравственность, аморальный стиль и тон отношений
отсутствие нормального психологического климата,
неразвитость родительских чувств
фанатизм в любых его проявлениях
противоправное (криминальное) поведение взрослых
отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Неверные установки в семейном воспитании
(Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2006. - С. 178).
предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей
страх утраты ребенка
проекция на детей собственных отрицательных качеств
амбиции родителей в отношений собственных детей
внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.
Основные типы неправильного воспитания в семье
(Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов на Дону, 2000. - С. 144-146).
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безыницативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей жизни.
Воспитание по типу «Золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются ненавязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Кризис семьи
(Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2006. - С.130).
Кризис семьи выражается в том, что семья все хуже выполняет главную функцию – воспитание детей (ухудшение экономической ситуации, расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, нравы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство). По данным социологов, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 6 минут! В выходные дни – 30 минут, но и это в основном лишь контроль успеваемости в школе (проверка дневников).