Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.
Воспитание у детей экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям и внукам, порой вызвать удивление и сожаление. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует своё поведение, своё отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья – хранительница и передатчик экологической культуры и традиций, которые существенно влияют на формирование стереотипов поведения. Отношение родителей к природе как в зеркале отражается в поведении детей.
В семье через родительский опыт ребёнок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Содержание дома, квартиры, двора в чистоте, порядке и уюте влияют на стремление содержать среду обитания, рабочую зону в достойном состоянии, озеленять и благоустраивать окружающую территорию, созидать и творить. Включение детей с раннего возраста в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство заботливого, рачительного хозяина дома, страны, Земли. Культура поведения ребёнка, в том числе на природе, во многом определяется семейными традициями. Пример родителей служит тем социальным образцом, опираясь на который ребёнок овладевает способом отношения к окружающей среде, создаёт образ собственного видения мира природы и поведения в нём.
Своим примером родители утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют нормы поведения в природе и обществе. Правила поведения в природе должны быть осознаны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками с помощью родителей. Они должны постепенно становиться их собственными убеждениями, а основные из правил перейти в простую и естественную привычку, подобно говорить «спасибо» и вытирать ноги перед входом в квартиру.
Хорошо, если природа и её объекты входят в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Как правило, дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе. Выращивание комнатных растений и содержание домашних питомцев способствуют развитию разнообразных познавательных интересов, формированию ответственного отношения к природе.
В знакомстве с животным миром и развитии интереса к нему трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, в зоологический или краеведческий музеи, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознания её неповторимости и хрупкости. Экскурсии в природу – это не только восстановление физических сил, это также познание окружающего мира, умение видеть красоту. Зимой можно вместе с детьми организовать подкормку птиц, оборудовать кормушки, провести сбор плодов и семян.
Большое воспитательное значение имеют семейные походы, походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю. Здесь родители показывают, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к природным богатствам. Прививая детям экологические правила и формируя на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, родители могут надеяться, что последующие поступки ребят не будут наносить вред природе. Огромная роль в формировании познавательных интересов и экологической культуры младших школьников принадлежит семейному чтению. Совместное чтение произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребёнка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И. Тургенева, Н. Лескова, М. Пришвина, И. Бунина, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина и др., раскрывающие перед читателем мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
Формированию заботливого отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, коллекционирование марок, открыток, постеров с изображением явлений и объектов природы, совместное участие в природоохранных мероприятиях, конкурсах.
Таким образом, благодаря влиянию взрослых членов семьи дети должны понять и научиться рационально использовать богатства природы и беречь её несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека.
Участие в воспитании детей представителей разных поколений (бабушек, дедушек), которые имеют больший жизненный опыт, больше свободного времени, чем родители, обогащает воспитательный потенциал семьи. При правильном поведении родителей отношения их детей с бабушками и дедушками является эмоционально близкими. Ведь часто дедушки и бабушки ласковее в общении с внуками, чем родители, а те им платят за это доверием, проявляют неподдельную заботу, заботятся о них, развивая в себе при этом такие важные для личности человеческие качества, как доброта, отзывчивость, искренность.
В этом отношении важно согласование воспитательных воздействий на ребенка представителей разных поколений. Старшее поколение больше ориентировано на то, чтобы внуки полноценно проживали свое детство, родители в основном рассматривают дошкольный возраст своих детей как подготовку к успехам во взрослой жизни, пытаясь разнообразить ее занятиями иностранными языками, спортом, музыкой и др. Там, где существует гармония взглядов и влияний на развитие, становление ребенка, он имеет больше шансов полноценно сформироваться как гармоничная личность.
Особую роль в семейном воспитании, социализации ребенка играют семейные традиции и обычаи. Традиция (лат. traditio - передача) - исторически сложенные порядки, условия, правила поведения, которые передаются от поколения к поколению. Семейные традиции регламентируют создание семьи, появление ребенка, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга, памяти предков. Они предназначены служить укреплению семейно-родственных связей как механизма передачи таких личных и социальных ценных качеств, как любовь, верность, доброта, взаимопонимание, искренность. К ним относятся совместные занятия определенными видами трудовой деятельности, передачи семейных реликвий (документов, наград, памятных вещей), составление родословного дерева и т.д.
Обычаи- непосредственные предписания определенных действий в конкретных ситуациях, воссоздающие семейные отношения в жизнедеятельности последующих поколений. Касаются они как внешних (приход в гости, прием гостей, уважение предков), так и внутренних (колыбельная и поцелуй спокойной ночи, пожелания доброго утра и т.д.) форм поведения.
Традиции и обычаи являются взаимосвязанными в реальной жизни. Традиции более динамичные и многообразные явления семейной жизни, чем обычаи, они создают пространство для творческого использования обычаев. Регулируя простые формы взаимоотношений в семье, обычаи дополняют традиции, однако они не настолько динамичны, как традиции. Основные обычаи могут быть формой проявления традиций. Искренние отношения между членами семьи, непосредственность чувств друг к другу являются источником формирования гармоничной, самодостаточной личности ребенка, а также обогащения взаимоотношений взрослых, стимулирования их самовоспитания.
Семейный досуг может быть всяким, но он обязан быть интересным! Причем, интересным для всех членов семьи. И, чтобы организовать хороший семейный досуг, нужно проявить все свое воображение. Помните – лучший отдых есть перемена деятельности, это аксиома. Если ваш муж всю неделю сидел перед компьютером, устройте ему физический отдых.
Если дети устали в школе, придумайте какую-нибудь активную игру и для детей, и для родителей. Во время планирования семейного досуга можно (и даже нужно!) спросить мнения всех членов семьи.
Вот примерные варианты того, как можно весело и непринужденно провести совместный семейный досуг:
- сходить с детьми в кино. Благо, иногда появляются забавные ленты, интересные и маленьким, и взрослым;
- выехать в лес или на озеро, в общем, на природу. Тут и вам будет интересно, и малыши, опять же, увидят новый для себя мир;
- зимой всегда можно отправиться на каток (если ребенок достаточно подросший), покататься с горки, поиграть в снежки;
- семейный досуг может быть и дома: устройте вечер просмотра добрых комедий, с поп-корном, хорошим чаем и вкусной пиццей;
- или приготовьте ужин все вместе. Дети с радостью поучаствуют в этом. Кстати, с вашей помощью, любой ребенок справится даже с достаточно сложными рецептами!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«семейные традиции и обычаи в воспитании детей »
Семейные традиции и досуг в семье.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.
Воспитание у детей экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям и внукам, порой вызвать удивление и сожаление. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует своё поведение, своё отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья – хранительница и передатчик экологической культуры и традиций, которые существенно влияют на формирование стереотипов поведения. Отношение родителей к природе как в зеркале отражается в поведении детей.
В семье через родительский опыт ребёнок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Содержание дома, квартиры, двора в чистоте, порядке и уюте влияют на стремление содержать среду обитания, рабочую зону в достойном состоянии, озеленять и благоустраивать окружающую территорию, созидать и творить. Включение детей с раннего возраста в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство заботливого, рачительного хозяина дома, страны, Земли. Культура поведения ребёнка, в том числе на природе, во многом определяется семейными традициями. Пример родителей служит тем социальным образцом, опираясь на который ребёнок овладевает способом отношения к окружающей среде, создаёт образ собственного видения мира природы и поведения в нём.
Своим примером родители утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют нормы поведения в природе и обществе. Правила поведения в природе должны быть осознаны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками с помощью родителей. Они должны постепенно становиться их собственными убеждениями, а основные из правил перейти в простую и естественную привычку, подобно говорить «спасибо» и вытирать ноги перед входом в квартиру.
Хорошо, если природа и её объекты входят в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Как правило, дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе. Выращивание комнатных растений и содержание домашних питомцев способствуют развитию разнообразных познавательных интересов, формированию ответственного отношения к природе.
В знакомстве с животным миром и развитии интереса к нему трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, в зоологический или краеведческий музеи, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознания её неповторимости и хрупкости. Экскурсии в природу – это не только восстановление физических сил, это также познание окружающего мира, умение видеть красоту. Зимой можно вместе с детьми организовать подкормку птиц, оборудовать кормушки, провести сбор плодов и семян.
Большое воспитательное значение имеют семейные походы, походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю. Здесь родители показывают, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к природным богатствам. Прививая детям экологические правила и формируя на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, родители могут надеяться, что последующие поступки ребят не будут наносить вред природе. Огромная роль в формировании познавательных интересов и экологической культуры младших школьников принадлежит семейному чтению. Совместное чтение произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребёнка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И. Тургенева, Н. Лескова, М. Пришвина, И. Бунина, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина и др., раскрывающие перед читателем мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
Формированию заботливого отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, коллекционирование марок, открыток, постеров с изображением явлений и объектов природы, совместное участие в природоохранных мероприятиях, конкурсах.
Таким образом, благодаря влиянию взрослых членов семьи дети должны понять и научиться рационально использовать богатства природы и беречь её несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека.
Участие в воспитании детей представителей разных поколений (бабушек, дедушек), которые имеют больший жизненный опыт, больше свободного времени, чем родители, обогащает воспитательный потенциал семьи. При правильном поведении родителей отношения их детей с бабушками и дедушками является эмоционально близкими. Ведь часто дедушки и бабушки ласковее в общении с внуками, чем родители, а те им платят за это доверием, проявляют неподдельную заботу, заботятся о них, развивая в себе при этом такие важные для личности человеческие качества, как доброта, отзывчивость, искренность.
В этом отношении важно согласование воспитательных воздействий на ребенка представителей разных поколений. Старшее поколение больше ориентировано на то, чтобы внуки полноценно проживали свое детство, родители в основном рассматривают дошкольный возраст своих детей как подготовку к успехам во взрослой жизни, пытаясь разнообразить ее занятиями иностранными языками, спортом, музыкой и др. Там, где существует гармония взглядов и влияний на развитие, становление ребенка, он имеет больше шансов полноценно сформироваться как гармоничная личность.
Особую роль в семейном воспитании, социализации ребенка играют семейные традиции и обычаи. Традиция (лат. traditio - передача) - исторически сложенные порядки, условия, правила поведения, которые передаются от поколения к поколению. Семейные традиции регламентируют создание семьи, появление ребенка, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга, памяти предков. Они предназначены служить укреплению семейно-родственных связей как механизма передачи таких личных и социальных ценных качеств, как любовь, верность, доброта, взаимопонимание, искренность. К ним относятся совместные занятия определенными видами трудовой деятельности, передачи семейных реликвий (документов, наград, памятных вещей), составление родословного дерева и т.д.
Обычаи- непосредственные предписания определенных действий в конкретных ситуациях, воссоздающие семейные отношения в жизнедеятельности последующих поколений. Касаются они как внешних (приход в гости, прием гостей, уважение предков), так и внутренних (колыбельная и поцелуй спокойной ночи, пожелания доброго утра и т.д.) форм поведения.
Традиции и обычаи являются взаимосвязанными в реальной жизни. Традиции более динамичные и многообразные явления семейной жизни, чем обычаи, они создают пространство для творческого использования обычаев. Регулируя простые формы взаимоотношений в семье, обычаи дополняют традиции, однако они не настолько динамичны, как традиции. Основные обычаи могут быть формой проявления традиций. Искренние отношения между членами семьи, непосредственность чувств друг к другу являются источником формирования гармоничной, самодостаточной личности ребенка, а также обогащения взаимоотношений взрослых, стимулирования их самовоспитания.
Семейный досуг может быть всяким, но он обязан быть интересным! Причем, интересным для всех членов семьи. И, чтобы организовать хороший семейный досуг, нужно проявить все свое воображение. Помните – лучший отдых есть перемена деятельности, это аксиома. Если ваш муж всю неделю сидел перед компьютером, устройте ему физический отдых.
Если дети устали в школе, придумайте какую-нибудь активную игру и для детей, и для родителей. Во время планирования семейного досуга можно (и даже нужно!) спросить мнения всех членов семьи.
Вот примерные варианты того, как можно весело и непринужденно провести совместный семейный досуг:
- сходить с детьми в кино. Благо, иногда появляются забавные ленты, интересные и маленьким, и взрослым;
- выехать в лес или на озеро, в общем, на природу. Тут и вам будет интересно, и малыши, опять же, увидят новый для себя мир;
- зимой всегда можно отправиться на каток (если ребенок достаточно подросший), покататься с горки, поиграть в снежки;
- семейный досуг может быть и дома: устройте вечер просмотра добрых комедий, с поп-корном, хорошим чаем и вкусной пиццей;
- или приготовьте ужин все вместе. Дети с радостью поучаствуют в этом. Кстати, с вашей помощью, любой ребенок справится даже с достаточно сложными рецептами!