kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль эмоционального самочувствия в личностном развитии младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается понятие эмоционального самочувствия младших школьников, условия эмоционального благополучия. Выявляются причины эмоциональных нарушений и рассматриваются три группы нарушений в общении в другими людьми. Выделяется особая роль семьи и учителя в развитии эмоциональной сферы ребенка и ее особенностях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль эмоционального самочувствия в личностном развитии младших школьников »

Роль эмоционального самочувствия в личностном развитии младших школьников

В отечественной науке проблемой эмоционального благополучия ребенка занимались такие видные ученые, как М.И. Лисина, П.М. Якобсон, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Д. Кошелева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.

В своих работах они раскрыли сущность эмоций, чувств, эмоциональных проявлений ребенка, а также таких понятий, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное неблагополучие», «дети с трудностями эмоционального развития» и т.д.

Так, П.М. Якобсон определяет эмоции – как класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, и направляя ее на жизненно значимые цели, эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения.

С.Л. Рубинштейн пишет, что простейшие положительные или отрицательные эмоциональные переживания возникают в ответ на отдельно генетически фиксированные раздражители и побуждают индивида к определенным действиям. В экстремальных условиях, при неспособности индивида справиться со сложившейся ситуацией, развиваются аффекты – особый вид эмоций, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязать определенный стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации.

В целом эмоции для индивида активизируют видовой опыт: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия. Эмоции важны для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного или отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

Формирование устойчивых эмоциональных отношений – важнейшее условие развития человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания.

Чувства – это важный продукт развития эмоций человека, они отличаются независимостью от складывающихся ситуаций и состояний организма и выражают стабильные эмоциональные отношения человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько пишут, что эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. В эмоциях и чувствах отражаются потребности человека. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Ими также были выделены формы переживания чувств. Это: эмоции, аффекты, настроение, стрессы, страсти и чувства в узком значении.

Чаще всего выделяют: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Различные формы переживания чувств образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Люди существенно отличаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью и устойчивостью. Есть эмоционально развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональной тупостью и глухотой.

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство – время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. На протяжении младшего школьного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции.

Чем гордится ребенок, чего он стыдится – решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, учителя, их отношение к ребенку, оценка его достижений.

Окружающие ребенка люди, предметы, правила поведения, нормы отношения к поступкам, оценка окружающими его поступков приводит к появлению эмоционального отклика ребенка (положительного или отрицательного). В свою очередь этот отклик сам становится объектом определенного отношения окружающих (ребенка хвалят, осуждают, журят, сокрушаются). Ввиду этого эмоциональный отклик ребенка на воздействие окружающих, на различные вещи и предметы становится более сложным, т.к. он связывается для него уже с отношением окружающих к его действиям и поступкам. Это происходит примерно к пяти годам.

«Велико значение этого в формировании эмоциональной жизни развивающегося ребенка – пишет П.М. Якобсон. Когда взрослые достаточно живо и правильно реагируют на поведение ребенка, выражают очень отчетливо свое неодобрение и огорчение по поводу его плохих поступков, радость, ласку, когда он поступил хорошо, то благодаря таким ответным действиям на эмоциональное поведение ребенка закрепляются его положительные отклики и не закрепляются отрицательные». Происходит это не прямолинейно, а косвенным образом. Сначала у дошкольника возникает чувство стыда по поводу плохого поступка (в связи с отношением окружающих к его действиям), затем чувства долга по отношению к действиям и привычкам, носящим обязательный характер.

Степень развития у ребенка – школьника чувства стыда, чувства долга связана с развитием других социальных чувств, таких как дружелюбие, внимание к другому, сочувствие горю, жалость к страданию, готовность поступиться своим ради другого и т.д.

Ассоциальные же переживания: злость, зависть, недоброжелательство, гнев как выражение непосредственных реакций ребенка на действия окружающих, причиняющих школьнику неприятность, может быстро пройти, сменившись переживаниями огорчения, печали, если социальные чувства стали у ребенка преобладающими в результате правильного воспитания.

Оценка поступков окружающими становится все более важным элементом поведения школьника и влияет как на характер его чувств, так и на эмоциональную мотивацию его действий.

Большое место в эмоциональной сфере ребенка занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями, связанным с неожиданным появлением новых людей, предметов, вещей. Ребенок эмоционально реагирует на все, что в какой то мере поражает его своим видом, формами, красками, назначением. Это внешнее воздействие или отталкивает ребенка, пугает или порождает радостные переживания.

Л.С. Выготский и др. указывают, что чувства к концу дошкольного – началу школьного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми.

Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность – эмоциональное воображение. Оно представляет собой сплав процессов аффекта и интеллекта, которые Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств.

Учитель – один из тех людей, кто оказывает большое влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Организуя жизнь детей в классе, он сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях. Особенно трудна работа учителя при обучении детей с резко выраженными особенностями в поведении: шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием, заторможенных, пассивных, как бы ничем не интересующихся, ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. Такие случаи требуют особого внимания и индивидуального подхода. А.Д. Кошелева считает, что немалую роль в возникновении трудностей в отношении детей с отклонениями в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального благополучия. А под эмоциональным неблагополучием она понимает отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях: при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду и т.п. «Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно учителя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребенка – школьника благополучных взаимоотношений со сверстниками». Невозможность достигнуть желаемых отношений делает их для ребенка еще более привлекательными и усугубляет его переживания, за которыми, по словам Л.И. Божович, «лежит мир потребностей ребенка – его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения».

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно – в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявляться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Многие врачи и ученые как прежде, так и в настоящее время призывали противодействовать развитию отрицательных эмоциональных состояний. Основную задачу в воспитании эмоциональной сферы ребенка с первых дней жизни В.М. Бехтерев, например, видел во всевозможном привитии ему полезных бодрящих эмоций и в устранении эмоций угнетающих. Он отмечал, что «бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма… Довольный и веселый ребенок… бодрее, сильнее и трудоспособнее, он обнаруживает больше интереса к играм и занятиям и легче справляется со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный». Поэтому очень важно поддерживать положительные эмоциональные состояния детей и близкие детям занятия и игры, в которых эти состояния укрепляются.

Вместе с тем, взрослый должен заботиться «об устранении угнетающих эмоций, влияющих неблагоприятно на организм».

По мысли Л.С. Выготского, эмоции возникают в результате оценки самим организмом «своего отношения со средой» и определяют характер поведения ребенка.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.

Лишение ребенка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а в последствии этого и к задержке психического развития ребенка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более позднее время.

Эмоциональные проявления маленьких детей неопределенны и изменчивы, их эмоциональные реакции непосредственны и импульсивны, а переживания кратковременны. Но все же можно обнаружить некоторую устойчивость отдельных эмоциональных проявлений. Закрепляясь, они начинают способствовать возникновению относительно устойчивых форм поведения, составляющих, по словам Л.И. Божович, «основу формирования характера ребенка». Так, свойственное ребенку переживание радости закрепляется при определенных условиях и превращаются в черту характера – в жизнерадостность, повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность может привести к образованию такой черты характера, как вспыльчивость, которая становится помехой в общении с людьми.

При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для детей. При неблагоприятных – у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или людям. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости, с другой стороны, приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость, и т.п.). Чаще всего к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребенка с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искаженных форм.

Дезорганизующую роль в жизни и деятельности детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в классе, к отрицанию преимущества совместной деятельности, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а в остальных случаях – к задержке общего психического развития ребенка.

Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от учителя понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, а также знания его интересов и увлечений. Учителю необходимо выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого, раздражительного или оживленного, спокойного или впадающего в отчаяние.

«Особо неблагоприятным, - пишет А.Д. Кошелева, может оказаться развитие детей с устойчивыми отрицательными переживаниями. Ребенок неудовлетворенный положением в школе, чувствующий себя несправедливо обойденным, несчастным, нелюбимым детьми, забытым родителями, ведет себя не так, как все дети. Его активность зачастую бывает подавлена или получает неправильное развитие. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности».

Почему у ребенка возникают эмоциональные трудности? А.Д. Кошелева основными причинами называет особенности семейного воспитания и стиль взаимоотношений внутри семьи, конфликтные отношения с родителями, несовпадение их оценок по значимым для ребенка вопросам. Иногда этому способствуют не сложившиеся отношения спедагогами.

Наиболее острые переживания детей бывают связаны с неудачными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Такими могут быть обидные действия и высказывания воспитателя, близких друзей, неуспех в играх, предпочтение, которое оказывает воспитатель другим детям, прозвища.

Среди причин функциональных нарушений отмечаются особенности центральной нервной системы, организма в целом.

Можно условно разделить эмоциональные нарушения на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни ребенка, в которых прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие. С одной стороны, оно может проявляться во взаимоотношениях ребенка с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребенка, в сложности его переживаний.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения. Первая группа – это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. Негативные эмоции этих детей (гнев, плач, обида) могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции.

Вторая группа – с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь, надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа детей более сдержана, чем первая. Такие дети избегают общения, кажется, что они равнодушны к окружающим, но на самом деле, издалека следят за событиями в группе.

Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать школу, с неудовлетворенностью отношением к ним учителей или детей.

Основной чертой детей третьей группы, являются их многочисленные страхи, которые проявляются в форме тревоги, беспредельного, беспричинного страха. Это обусловлено некоторыми особенностями внутреннего мира ребенка (острая восприимчивость, впечатлительность).

Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в школе, учителю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной конкретной ситуации.

М.Н. Кларина подчеркивает, что эмоциональное благополучие ребенка – наиболее существенное условие для полноценного развития. Принятие, одобрение открывают ребенку возможность самовыражения, проявление индивидуальности, позволяет самоутвердиться, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия и самооценки.

Эмоционально-комфортное состояние ребенка со взрослыми и сверстниками – показатель успешности работы педагога в решении задачи воспитания гуманистической направленности личности дошкольника, воспитание у него эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

Чтобы контакты учителя с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, учителю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, адекватно интерпретировать его поведение в конкретной ситуации, находить правильные способы взаимодействовать с ним с учетом наметившихся изменений в его поведении.

Взаимодействуя с ребенком, испытывающим эмоциональный дискомфорт, связанный с его положением в обществе сверстников, педагог может или помочь ребенку преодолеть возникшие трудности, или еще более отдалить его от других детей. Психологи подчеркивают, что участие учителя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми класса поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. Это будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели. Кроме того помощь классного руководителя в разрешении того или иного конфликта способна поддержать положительное эмоциональное состояние в классе, развить доверие и доброжелательность во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними.

Таким образом, под эмоциональным самочувствием ребенка понимаем определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к самому себе.

Благоприятные отношения взрослого и ребенка – одно из условий эмоционального благополучия. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Роль эмоционального самочувствия в личностном развитии младших школьников

Автор: Халтурина Анна Викторовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Влияние проблемного метода на успешность обучения младших школьников "
    ["seo_title"] => string(80) "vliianiie-probliemnogho-mietoda-na-uspieshnost-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433179526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Программа внеурочной деятельности для младших школьников спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика»"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_mladshikh_shkolnikov_sportivno_ozdorovit"
    ["file_id"] => string(6) "567358"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1608135682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiiekachiestvavynoslivostiposriedstvomigrovykhpiedagogichieskikhtiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "289030"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454705710"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Межличностные отношения детей с ОВЗ""
    ["seo_title"] => string(39) "mezhlichnostnye_otnosheniia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "533115"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577014453"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Здоровьесберегающий подход воспитательного процесса в условиях перехода на 12-летнее образования. "
    ["seo_title"] => string(118) "zdorov-iesbierieghaiushchii-podkhod-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-12-lietnieie-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "121246"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413908482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства