kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотрены вопросы организации обучения детей с ОВЗ, деятельность ПМПк и ШППк. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья»

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья

при оказании государственной услуги

«Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям»


В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них более 2 млн.– дети (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме того, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого ребенка.

В Конституции Российской Федерации, а также в международных договорах Российской Федерации гражданам нашего государства гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подтверждается, что дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Сегодня получение детьми доступного, качественного общего и профессионального образования является одним из основных условий успешной социализации, обеспечения равноправного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми права и возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Приоритетным направлением реализации прав детей с ОВЗ на образование является максимально раннее выявление отклонений в развитии, своевременная организация коррекционной работы с детьми, нуждающимися в помощи, тесное взаимодействие педагогов образовательных учреждений со специалистами и родителями (законными представителями). 

Одним из органов, от которого во многом зависит реализация детьми названной категории права на образование, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

В своей деятельности ПМПК руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. Статья 7 Конвенции «О правах инвалидов» устанавливает, что "государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка".

Она играет важную роль в выявлении у детей недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, в выяснении причин неуспеваемости и трудностей в усвоении программного материала.

Комиссия проводит комплексное обследование детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет и готовит рекомендации, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания. ПМПК помогает родителям аномального ребенка, его педагогам в правильном выборе образовательного маршрута, а также принимает непосредственное участие в формировании контингента воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Через ПМПК формируются и службы ранней помощи детям.


Содержание и порядок предоставления государственной услуги «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям» осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и закреплены в Административном регламенте, утвержденном приказом Департамента образования Ивановской области от 05.03.2012 (№ 311-о «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям»).

В октябре 2013 года появилось новое Положение о ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии").

Кардинальных изменений в сравнении с Положением о ПМПК 2009 года в новом документе нет. Однако есть целый ряд новых значимых моментов, связанных с охраной прав несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), которые необходимо знать руководителям учреждений образования, занимающихся вопросами организации обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.


Важное значение при проведении обследования ребенка имеет правовой аспект.

Согласно пункту 14 части II Положения о ПМПК обследование детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) обязаны предъявить в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют документы.

Поскольку комиссия не имеет возможности детально отслеживать процесс обучения и развития ребенка, весьма важную роль для принятия объективного решения специалистами ПМПК играет предоставление комиссии различных документов, характеризующих результаты его интеллектуальной деятельности: копии заключений психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, характеристики и заключения специалистов, работающих с ребенком, как в рамках системы образования, так и в других учреждениях, например реабилитационных центрах и общественных организациях, службах социальной адаптации и т.п., которые оказывают ему педагогическую помощь, или характеристики частнопрактикующих специалистов, проводивших занятия с ребенком. Кроме того, в качестве документов, подтверждающих уровень развития ребенка на момент обследования, могут быть представлены письменные работы ребенка по основным школьным предметам, его рисунки, а также видеоматериалы учебной и игровой деятельности. Если родители (законные представители) возражают против того или иного аспекта обмена информацией о ребенке, специалисты ПМПК не могут осуществлять такой обмен (направление, запрос информации).

Важно закрепление в данном документе правового статуса родителей.

Пункт 17 части II Положения о ПМПК гласит, что информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

В соответствии с пунктом 25 части II Положения о ПМПК родители (законные представители) детей имеют право в их интересах :

- присутствовать при обследовании детей,

- присутствовать при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения,

-высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей,

- получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей,

- в случае несогласия с заключение территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь и также дает им информацию об их правах.

И дети, и взрослые должны информироваться о том, что в любой момент они имеют полное право отказаться от дальнейшего обследования.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной (пункт 8 части 1 нового Положения о ПМПК). Гарантия конфиденциальности сведений о ребенке, полученных в процессе беседы с родителями (законными представителями), а также — в процессе обследования ребенка подтверждается подписями специалистов, участвовавших в обследовании ребенка, в «Журнале учета детей, прошедших обследование на ПМПК».

Кроме учетных записей в журналах в день обследования оформляются карта ребенка, протокол и бланк заключения комиссии с особыми мнениями (если таковые имеются), выводами и рекомендациями специалистов. Причем родителям (законным представителям) ребенка выдается (под роспись) лишь копия данного заключения. Протокол обследования ребенка остается в ПМПК.

В связи с возникающими вопросами поясню, что в связи с принятием Закона о персональных данных ни шифр нарушения развития ребенка, ни клинический диагноз в заключении не указывается. Заключение может содержать только рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Администрация образовательного учреждения, в которое родители (законные представители) ребенка передают данный документ, предупреждается о действии статьи 61 «Врачебная тайна» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, подтверждающая ответственность за конфиденциальность передаваемых сведений.

Родители (законные представители) имеют право получить информацию о результатах обследования ребенка в доступной для их понимания форме.

Поскольку ПМПК обычно актуализирует информацию об отклонениях в развитии ребенка, подводит родителей к осознанию проблемы ребенка, сообщение о результатах обследования может отвергаться родителями. В таких случаях исключено давление на родителей, допустимы лишь тонкие профессиональные методы подведения родителей к принятию и использованию информации в интересах ребенка. Одним из критериев адекватного информирования о результатах обследования является возникновение у родителей ощущения психологической безопасности и доверия к специалистам.

Особые требования предъявляются к технологии принятия решения по результатам обследования ребенка при возникновении противоречивых мнений по поводу диагностики и рекомендаций. В таких случаях принимаются компромиссные решения в пользу ребенка. Речь идет о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально-правового сопровождения, динамического наблюдения специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. На этом этапе ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую зону ближайшего развития соответственно одному (более легкому и перспективному) из дифференцируемых диагнозов.

Предоставление заключения ПМПК без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заключение комиссии носит рекомендательный характер. Но оно, как подчеркивается в пункте 23 части II Положения о ПМПК, является и основанием для создания государственными и муниципальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное или муниципальное управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.

Как правило, считается, что родители в состоянии позаботиться об интересах детей лучше, чем сами дети. В действительности это не всегда так, и специалисты ПМПК знают, что встречаются «неразумные» родители, имеющие выраженные собственные проблемы психического здоровья и социальной адаптации. Такие случаи, как правило, особенно сложны для реализации рекомендаций ПМПК.

Используя свое право на самостоятельное решение вопроса о выборе образовательного учреждения для своего ребенка с отклонениями в развитии родители (законные представители) не обращаются за консультацией к специалистам ПМПК либо просто игнорируют их.

В результате в массовую школу или детский сад приходят дети с тяжелыми нарушениями без педагогических, а часто и без медицинских рекомендаций. Ситуация, когда не специалисты на основании научных знаний, методик и критериев решают, может тот или иной ребенок учиться по программе массовой школы или нет, а родители, не имеющие таких знаний. По сути дела, это является нарушением законодательно установленных прав ребенка на получение образования.

С сожалением следует констатировать, что дети с дисгармоническим развитием нередко попадают в учреждения правоохранительной системы на стадии «кристаллизации» отклонений в развитии, когда образовательный процесс резко затрудняется: воспитывать и обучать таких детей на стадии оформления дисгармонии развития малоэффективно.

В подростковом возрасте некоторым учащимся, обычно с дисгармонической или искаженной структурой психического дизонтогенеза, может быть предложена форма экстерната или вечернего обучения.

Реализация прав детей с ОВЗ на современном этапе состоит, на наш взгляд, не только в предоставлении права выбора родителям (законным представителям) образовательного учреждения, в котором будет воспитываться и обучаться ребенок с отклонениями в развитии и (или) поведении, образовательной программы и формы обучения, но и разъяснение объективных проблем и преимуществ в плане готовности системы образования принять аномального ребенка и наличия условий для получения ими качественного образования в соответствии с его возможностями.


Необходимо вести кропотливую работу с родителями, убеждать их в целесообразности своевременного проведения обследования в ПМПК с целью решения вопроса о содержании образовательной программы, сроках ее освоения и форме обучения ребенка.

В связи с этим возрастает роль психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения. В состав ПМПк рекомендуется включать педагога-психолога, учителя-дефектолога и/или учителя-логопеда, врача-педиатра (невропатолога, психиатра).

По заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей) происходит изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении). При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию ПМПК).

В интересах детей из неблагополучных семей специалисты ПМПК могут рекомендовать социальному педагогу ПМП-консилиума образовательного учреждения, в котором находится ребенок, или родственникам, представляющим интересы ребенка, обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН) при местных органах исполнительной власти. КДН может на уровне общественного воздействия рекомендовать родителям выполнить определенные условия в интересах ребенка. При невыполнении этих условий КДН может ставить вопрос о правовых мерах воздействия на родителей, в том числе о лишении родителей (или одного из них) родительских прав и определении оптимальных условий для развития ребенка и защиты его прав. В любом случае интересы ребенка защищает кто-то из законных представителей (в частности, опекуны).


Одним из основных направлений работы ПМПК является работа с детьми-инвалидами.

В соответствии с ст.18 ФЗ N181 "О социальной защите инвалидов в РФ", "образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Важнейшим аспектом деятельности ПМПК является содействие в формировании органами медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

При тонкой и достоверной диагностике специальных образовательных потребностей ребенка, обследованного на ПМПК, обязательно решается вопрос о формах и условиях, при которых эти потребности могут быть удовлетворены. Однако вопрос о форме обучения перед специалистами ПМПК встает гораздо реже, чем вопрос об условиях получения образования. Традиционно большинство детей, как с отклонениями в развитии, так и без них, получают образование в условиях классов, при так называемом фронтальном обучении. В то же время дети с отклонениями в развитии, дети-инвалиды нередко нуждаются в переводе на индивидуальное обучение.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите детей-инвалидов в Российской Федерации», детям-инвалидам по состоянию здоровья, временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) дается рекомендация получения образования по полной или индивидуальной программе на дому.

Иногда обнаруживается приоритетность лечения ребенка при поддерживающем его развитие обучении и воспитании. Это возможно в оздоровительных учреждениях, где осуществляется и образовательный процесс. 


Очень важным является вопрос об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовые дошкольные образовательные учреждения и школы. В некоторых случаях возможно обучение детей с отклонениями в развитии и в общеобразовательных или иных (не в специальных — коррекционных) типах образовательных учреждений, в так называемых интегрированных условиях, но при обязательной реализации индивидуального подхода. Специалисты ПМПК могут рекомендовать педагогам образовательных учреждений разрабатывать или использовать готовые (чаще авторские) индивидуализированные или дифференцированные программы обучения. По отношению к детям с отклонениями в развитии такие программы нередко требуют сочетания элементов программ разных уровней: дошкольного и начального общего, основного общего и начального профессионального и других. Кроме того, в них привносятся элементы специальной помощи, например логопедической, психологической.

По результатам обследования ребенка может быть рекомендована и такая форма получения образования, предусмотренная «Законом об образовании в Российской Федерации», как семейное образование. Так, дети с хроническими соматическими заболеваниями, повышенной утомляемостью, возникающими на ее фоне нарушениями внимания, памяти, других психических процессов при отсутствии первичных нарушений мышления могут осваивать ту или иную образовательную программу в условиях семьи, если семья готова взять на себя такую ответственность.

Возможность реализовать право ребенка-инвалида на получение образования значительно расширилась с внедрением дистанционных образовательных технологий. Однако специалисты ПМПК не рассматривают дистанционное обучение как единственную форму проведения учебных занятий с данной категорией детей. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением рекомендованы занятия в помещениях школы (индивидуально или в малых группах). Особенности организации образовательного процесса для каждого ребенка-инвалида (объем учебной нагрузки, методы и формы работы) определяются индивидуально, на основании коллегиального заключения специалистов ПМПК. Продолжительность индивидуального обучения определяется специалистами ПМПК в зависимости от конкретных показаний именно к такой форме обучения.


Итак, диагностическая функция ПМПК многозначна и сложна. Это — центральная функция ПМПК. Результатом выполнения этой функции является коллегиальное заключение с рекомендациями по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи ребенку в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей как в системе образования, так и вне ее.

Наряду с центральной функционирующей ПМПК необходимо построение эффективной системы психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи в каждом образовательном учреждении, что позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса.

Сегодня, в сложных социально-экономических условиях, необходима консолидация усилий муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, органов здравоохранения, медико-психолого-педагогической службы и социальной помощи населению для реализации права на получение образования всеми детьми с особыми образовательными потребностями.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Максименко Зинаида Юрьевна

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Проект  образовательной программы для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(90) "proiektobrazovatielnoiproghrammydliauchashchikhsiasoghranichiennymivozmozhnostiamizdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "302903"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457342021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства