Автор: Васютина Татьяна Николаевна
педагог-психолог, МКОУ Отрокская СОШ
.
Развивающее занятие в 3 классе
Цель:
Развитие речи.
Развитие мышления.
Развитие воображения.
Развитие внимания.
Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с упражнения, выполняемого вашими глазами и языком. Будьте внимательны, старайтесь выполнять правильно, вместе со мной, не торопясь.
УПРАЖНЕНИЕ №1. «Движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием». На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях: вправо-влево, вверх-вниз. Каждое движение от 4 до 7 сек., упражнение выполняется с сонаправленными движениями языком.
Основная часть
УПРАЖНЕНИЕ №2. «Фраза (слово) в цифрах».
Раздать бланки (см. бланки к упражнению №2).
Инструкция: Ребята, перед вами две таблицы. Фраза (слово) разбита на фрагменты (буквы), фрагменты не по порядку занесены в таблицу. В другой таблице, тоже не попарядку расположены цифры. Вам необходимо обнаружить связь между цифрами и словами (буквами) и составить разбитую фразу (слово). Кто быстрей.
УПРАЖНЕНИЕ №3. «Конструктор».
Подготовить 5-8 слов, относящихся к разным частям речи.
Инструкция1: Ребята, сегодня мы с вами займемся конструированием. Деталями наших конструкций будут слова, а конструкциями – предложения. Например …. (составить предложение вместе с классом).
Инструкция2: Теперь вам предстоит самим составить предложение с заданными словами, но с одним условием – составьте как можно больше предложений, в которых одно из заданных слов будет иметь разные значения, будет использовано необычно, непривычно и т.д. Например… . Важно обеспечить самостоятельность деятельности.
УПРАЖНЕНИЕ №4 «Запомни и ответь».
Приготовить и раздать бланки с несложными сюжетными рисунками (см. бланки к упражнению №4).
Инструкция 1: Ребята, рассмотрите внимательно предложенные вам рисунки и постарайтесь запомнить то, что на них нарисовано.
Время выполнения 1 минута.
Инструкция 2: Теперь переверните бланки рисунком вниз и ответьте в тетради на вопросы.
Можно задать 5-7 вопросов по рисунку. Каждый ответ маркируется цифрой и записывается в столбик.
РАЗМИНКА: «Горизонтальная восьмерка».
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз (рука немного согнута в локте), пальцы сжать в кулак, оставив большой палец вытянутым вверх. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) как можно большего размера. Рисовать начинать с центра в левую сторону и следить глазами за кончиком пальца, не поворачивая головы. Руки менять.
УПРАЖНЕНИЕ №5 «Угадай по описанию».
Приготовить 8-10 предметов, среди которых встречаются похожие по цвету, размеру, форме, материалу изготовления и т.д. Например: ручка, карандаш, линейка, пенал, ножницы, точилка, тюбик клея, счетная палочка. Предметы выкладываются на парту. Выбрать пару участников.
Инструкция: Сейчас один из участников отвернется, а другой выберет предмет, который будет описывать. Нужно составить описание предмета таким образом, чтобы не сразу можно было угадать описываемый предмет, постараться как можно больше найти признаков, подходящих для всех или нескольких предметов сразу. А затем назвать признак, подходящий только загаданному предмету. А затем назвать признак, подходящий только загаданному предмету. Участник, угадывающий предмет, должен, опираясь на описания, выдвигать свои предположения, выделяя подходящие и отсекая непохожие.
УПРАЖНЕНИЕ №6 «Двойной диктант»
Раздать бланки (см. бланки к упражнению №5).
Упражнение выполняется по примеру графического диктанта. Приготовить бланк (листок бумаги в клетку, разделенный пополам линией). Приготовить рисунок по клеточкам (ломаная линия с повторяющимися элементами или замкнутая ломаная линия). Повторить с детьми «право» - «лево».
Инструкция: Ребята, обратите внимание – перед вами бланк, разделенный на 2 части. Возьмите в руки 2 карандаша. Сейчас вам будут диктовать маршрут, по которому вы будете чертить линии, в каждой из половинок двумя руками одновременно. Будьте внимательны, проводите линии только на то количество клеток, которое вам скажут. Поставьте карандаши в отмеченные точки. Слушайте внимательно….
Заключительная часть
УПРАЖНЕНИЕ №7 «Сорви яблоко».
Исходное положение – стоя.
Инструкция: Ребята, представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню: видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Тоже самое провести для левой руки.