Коррекционно – развивающее занятие «Зимушка – зима».
Цели: расширять знания детей о природе, развивать речь, мышление, память, прививать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, шапочки с изображением дятла и клеста.
Ход занятия.
Загадка.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома, Зовут меня … (зима).
- Зиму в народе называют зима, зимушка, седая чародейка.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о зиме.
- Зима… Кругом белым – бело. Вот подул ветер, а с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями. Беззвучно летят они в тихом воздухе над землёй и падают вниз (слайд «Снег кружится»).
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях
Как белые цветы.
Звенят сосульки в вышине
Осколки хрусталя
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
Рисует по утру мороз
Узоры на окне
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране!
- Ребята, а какие зимние народные приметы знаете?
1. Дым столбом – к морозу.
2. Лес шумит – к оттепели.
3. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
4. Если ночью был иней, днём снега не выпадет.
5. Воробьи прячутся в хворост – жди мороза.
- Ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?
- Первый зимний месяц – декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
- Второй месяц зимы – январь.
Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром
Природа вся как будто леденеет
Перед суровым снежным январём.
- Третий месяц зимы – февраль.
Дуют ветры в феврале
Воют трубы громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Игра «Да» и «Нет».
Что делал зимой,
Дай, дружок, ответ
Слушай внимательно,
Отвечай «да» иль «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
(Дети отвечают хором).
Грибы по лесу собирали сами?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядки копали?
И с дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали ещё отвечать?
А через год зиму ждёте опять?
Физкультминутка.
Мы – снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы – снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
А какой красивый лес. Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый.
(Слайд «Зимний лес»).
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
- Вопрос: Что за белая косынка на сосне?
- Зима навела строгий порядок в лесу. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной.
Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево.
- А сколько интересного можно встретить в зимнем лесу?
-Ребята, как мы назовём птиц, которые не улетели от нас, а остались зимовать? (Зимующие).
Загадки про зимующих птиц.
- Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет
Крошки собирает. (Воробей)
- А вот маленькая птичка-
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поёт,
Сало вкусное клюёт. (Синица)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
- Длиннохвоста, белобока,
А зовут её ….. (сорока).
- Раздаётся громкий стук
Среди веток тук да тук
Чистишь дерево, приятель?
Тук – тук – тук ответил… (дятел).
- Краской сероватая
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая. (Ворона).
(Дети в шапочках дятла и клеста разыгрывают сценку).
Дятел: Что ты, клёст, визжишь? Обидели тебя, что – ли?
Клёст: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться.
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись и до чего же милы, да чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они же замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
- Клёст – необычная птица. (Показ картинки).
У клестов птенцы, действительно, появляются в разгар зимы, когда трещат морозы. Но они не замерзают. Родители строят глубокое, с толстыми стенками гнездо. Сев на первое яичко, клестиха уже не слетает с гнезда до тех пор, пока птенцы не покинут его. Корм ей и птенцам всё это время приносит клёст – отец. Вот такая интересная птица прилетает в наши края зимой.- Ребята, а кого ещё можно встретить в зимнем лесу? (зайца, белку, волка, лису).
(Показ слайдов «Дикие животные»).
- Ребята, а почему не увидите зимой в лесу медведя?
- Медведь спит в берлоге. В берлоге проведёт всю долгую зиму, с буранами, метелями, снегопадами.
Поэтому и подготовить берлогу косолапый старается получше: охапками приносит сухие листья, устилает жилище сосновыми и еловыми ветками, корой молодых ёлочек. Ещё медведь старательно утепляет свою берлогу хвоёй, мхом, сухими листочками. Удобное и тёплое получится у него для спячки местечко.
Снежное одеяло прикроет берлогу сверху.
У медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата – маленькие, тёплые, пушистые комочки. Чокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, на спину ей залезают. Хорошо, тепло им в берлоге рядом с большой и мохнатой мамы – медведицы.
Побегут весной со склона в реку ручейки и оповестят косолапого: «Весна пришла, пора просыпаться и выходить из берлоги.
- Русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А зимние и праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами.
И сейчас мы тоже с вами поиграем в игру «Снежки». (Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает каждому снежок. Ребёнок должен поймать его и назвать любое слово, которое относится к зимнему времени года.)
Итог занятия.
- Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Занятие наше закончилось. Хочу сказать всем большое спасибо за активное участие и подготовку домашнего занятия.
Литература:
- Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс.
- Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1 - 4 классы.
- Н.Т. Брыкина, О Е. Жиренко, Л.П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1 – 4 классы.
- Т.Н. максимова классные часы 2 класс.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о том, кто где живёт».