Развитие познавательной активности младших школьников в проектной деятельности
Развитие познавательной активности младших школьников в проектной деятельности
Данная статья посвящена развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста в проектной деятельности. В ней раскрываются основные подходы, методы и уровни развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Представлены основаные компоненты развития познавательной активности в проектной деятельности. В статье раскрыты основные педагогические понятия проектной деятельности и познавательной активности. Представлены также диагностические методики направленные на развитие познавательной активности. Мнение многих педагогов психологов. Работа по психологии и направлена на развитие познавательной активности младших школьников в проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности младших школьников в проектной деятельности »
Развитие познавательной активности младших школьников в исследовательской деятельности.
Крикунова В.Д.
Студентка, специальность «начальные классы»
МПК №15, Москва, Россия
verocha95@mail.ru
Научный руководитель, к.п.н. – Драгович И.Л.
В психолого-педагогической литературе познавательная активность рассматривается как избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию. Систематически укрепляясь и развиваясь, она становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования неоднократно подтверждают тот факт, что нынешняя школа учит, как правило, формальным навыкам, а не способности самостоятельно мыслить. В настоящее время необходима разработка таких программ и педагогических моделей, которые способствовали бы росту продуктивности педагогической деятельности и активизации познавательных процессов.
Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса. В начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Учащиеся становятся более самостоятельными в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В свою очередь исследовательскую деятельность школьников следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена главным образом на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации. Организация исследовательской деятельности младших школьников предполагает выделения ряда этапов одним, из которых является диагностическое исследование. [1].
В зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют следующие уровни познавательной активности:
Репродуктивно-подражательная активность. Низкий уровень. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу. В теории «о зоне ближайшего развития» Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно.
Поисково-исполнительная активность- это средний уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения.
Творческая активность –это высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, оригинальные. Творческая активность связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. Признаками творческой активности: новизна, оригинальность, отход от шаблона. [2].
Под проектной деятельностью учащиеся понимают:
форму учебно-познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта (Н.В. Мятяш); [3].
специфическую теоретико — практическую деятельность учащихся, реализуемую в процессе работы над проектом с обобщённым алгоритмом проектирования: от идеи до её воплощения в реальность (П.А. Петряков);
активизация познавательной и практической составляющих, в результате которых школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной (В.Д. Симоненко);
совместно учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, направленную на достижение общего результата деятельности .
В качестве конкретных целей проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у участников проектного обучения, их самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
через проживание «ситуации успеха» в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным;
через осознание себя, своих возможностей, своего вклада.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
По мнению В.Вайса, теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения усвоенных знаний и умений. Следовательно, проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1)преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. 2)отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. 3)технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования; 4)программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, планирование, организацию; 5)контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции; 6)исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта; 7)креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. [4]
Практический опыт показал, что проектная деятельность, осуществляясь как целостный процесс, реализуя вышеперечисленные функции в различных сторонах выполняемого проекта.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В ходе теоретического исследования был сделан сравнительный анализ особенностей традиционного и проектного подхода. Результаты представлены в таблице на слайде.
Параметры сравнения
«Знаниевая педагогика»
«Способностная педагогика»
Цель
Формирование знаний, умений, навыков.
Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты – проекты.
Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
Позиция ученика
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что отличительные особенности традиционного и проектного подходов проявляются в разных подходах к цели, параметрам.
С целью подтверждения рассмотренных теоретических положений нами был разработан план эксперементальной работы, подобран комплекс диагностических методик развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Они представлены на слайде.
Методика «Способы использования предмета» Дж. Гилфорда
Модифицированный вариант методики «Незавершенные изображения» («Круги») Е. Торранса,
Прогрессивные матрицы Равена.
При разработке плана мы опирались на принципы исследовательского обучения А.И. Савенкова:
Ориентировались на интересы детей, так как исследование является процессом творческим и зарождается на основе внутренней потребности в познании. Ученикам предоставлялось право выбора темы исследования, что побуждало их на создание нового оригинального продукта;
Программа составлялась с учетом уровня развития умений самостоятельного поиска информации;
Сочетали репродуктивные и продуктивные методы обучения, постепенное увеличение трудностей;
Формировались представление об исследование, как о стиле жизни, т.е. учащиеся, привлекались к постоянному поиску новой информации. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала интерес у учащихся, содержание было подобрано доступное для понимания. [5]
Список литературы
Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. – 2006. - №2.
Выгодский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд. Смысл; Изд. Эксмо, 2004 – 136 с. / Педагогическая психология. –Изд. Педагогика-Пресс, Москва. 1999.