Развитие коммуникативной культуры педагога через тренинговую форму работы
Развитие коммуникативной культуры педагога через тренинговую форму работы
Креативность как качество личности проявляется с разных сторон. Социальная креативность, проявляющаяся в социальной сфере, необходима человеку в повседневной жизни и стимулируется, в основном, изменчивостью современного мира. Это фактор и условие развития социализации личности, определяющей её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, адаптироваться к изменяющимся условиям социума.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной культуры педагога через тренинговую форму работы»
Развитие коммуникативной культуры педагога
через тренинговую форму работы
Креативность как качество личности проявляется с разных сторон. Социальная креативность, проявляющаяся в социальной сфере, необходима человеку в повседневной жизни и стимулируется, в основном, изменчивостью современного мира. Это фактор и условие развития социализации личности, определяющей её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, адаптироваться к изменяющимся условиям социума.
Коммуникативная креативность - это определённая психическая и социальная готовность личности, позволяющая изменить имеющуюся ситуацию общения так, чтобы общающиеся партнёры могли бы довести до конца какую-то совместную деятельность, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, ликвидировать конфликты. Креативность как коммуникативный ресурс личности нуждается в развитии в специально созданных условиях. Одной из форм такой работы может быть тренинговая работа. Основными задачами таких тренингов является осознание и преодоление барьеров, препятствующих проявлению творческих ресурсов в общении, формирование навыков и умений в диалогическом общении, а для педагога - формирование навыков и умений создания благоприятных условий для развития креативной личности воспитанников.
В качестве приёма для развития социальной и коммуникативной креативности педагогов в ОО можно, например, использовать деловую игру. В чужой позиции можно позволить себе и другие, нетипичные критерии, которые затем можно перенести и в другие ситуации. Поэтому игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к её переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх - возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них. Игры помогают усваивать новые приёмы и решения, так как в них нет риска, и становится возможным временное или частичное изменение своего подхода к тревожащим проблемам, а значит, вносятся и некоторые изменения в установки, то есть, открывается путь для информации, ранее недоступной.
Для примера, с целью развития коммуникативной креативности могу предложить вам несколько упражнений:
1. Упражнение «Валентность».Слово "валентность" происходит от латинского valens - быть здоровым, иметь силу. Сегодня этот термин используют обычно химики для обозначения способности атомов образовывать определенное количество химических связей с другими атомами. Проводится параллель и с людьми. Некоторые - угрюмые и необщительные - обладают малой валентностью. Другие - жизнерадостные и отзывчивые – большой валентностью. Как же распознать в других людях уровень их валентности?
Предлагаю вам три ситуации, которые вы обсудите в процессе небольшого "мозгового штурма":
Ситуация №1. Вы стоите на остановке. Вам необходимо срочно позвонить, это вопрос жизни и смерти. Но батарея в вашем сотовом телефоне разрядилась. Рядом с вами стоит около двадцати разных людей. К кому вы обратитесь? Ситуация №2. Вы находитесь в незнакомом месте незнакомого города. Внезапно вам очень срочно захотелось в туалет. Вам надо спросить у кого-то из прохожих, нет ли где поблизости туалета. У кого вы спросите?
Ситуация №3. Вы работаете в большой организации. С большинством своих коллег знакомы очень поверхностно: у многих не знаете даже имен и фамилий. Так, иногда приходится где-то пересекаться. На Новый год вас назначили ведущим корпоративного праздника (у вас к этому талант). Еще вам сказали найти соведущего. Никто из коллег, с кем вы хорошо знакомы, не захотел в этом участвовать. Надо обращаться к другим. К кому обратитесь в первую очередь? Имеется в виду, что других людей вы знаете только по внешним проявлениям поведения: манере одеваться, походке, мимике, особенности разговора и т.д.
Во время обсуждения ситуаций ведущий фиксирует на доске соображения участников. Как и в других "мозговых штурмах", на этом этапе идеи не критикуются. По окончании обсуждения третьей ситуации начинается критика большого списка. Ведущий призывает сократить его до 7-12 пунктов. Какие-то идеи удаляются, какие-то объединяются. Получив список, ведущий, поднимает участников с кресел и призывает попробовать изобразить "валентного человека".
Рефлексия…
2. Упражнение «Применение предметов»
Цельупражнения: развитие творческого интеллекта. Материалами для проведения упражнения могут быть скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка, обувной шнурок... и т.д.
Необходимо за две минуты найти как можно больше применений для обувного шнурка (можно брать любой другой предмет) и записать их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
Как можно применять ваш предмет?
О чем заставило задуматься это упражнение?
3. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даётся текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.
Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.
4. Упражнение «Аплодисменты»
Цель упражнения: эмоциональная разрядка участников
Данное упражнение, рекомендую использовать последним. Ведущий обращается к группе: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Автор статьи:
Павкина Анжелика Яковлевна
Педагог-психолог НОУ Новоуренгойская православная гимназия