Просмотр содержимого документа
«Психологические игры с детьми как один из видов работы в коррекционной школе»
МКОУ С(К)Ш № 62
г.Новосибирск
Деятельность школьного психолога с подростками девиантного поведения
Март 2018 г.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
В настоящее время много говорят и пишут о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Но одной из проблем, которая препятствует духовно-нравственному воспитанию, является проблема девиантного поведения.
В подростковом возрасте, активно формируется личность и развивается своя собственная независимая система самооценки важная для развития личности. Алкоголь, табококурение, наркотики, преступление, неадекватное поведение, прочно входит в жизнь молодого поколения. Структура личности подростка нестабильна, и это неизбежно влияет на его взаимодействие с другими людьми.
К сожалению, в нашей школе тоже есть такие дети и поэтому, чтобы не возникала социальная или школьная дезадаптация учащегося необходима профилактика. Что же такое профилактика?
Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
Профилактика проводится дифференцированно в отношении детей, подростков и взрослых, учащихся и родителей. И она должна быть последовательной, поэтапной.
В своей деятельности я использую разные формы и методы работы по профилактике девиантного поведения детей, но наиболее эффективным является: индивидуальная работа, которая помогает наладить контакт с ребенком, войти в доверие к нему, понять, почему ребенок ведет себя именно так, а затем разработать план коррекционной работы, для того, чтобы помочь ребенку. Но эта работа будет давать положительный результат только тогда, когда работа будет вестись совместно с педагогом. С этой целью целесообразно педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:
1-й этап- контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.
2-й этап- диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.
3-й этап- коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.
4-й этап– самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение.
Но главное условие успеха– это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.
При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
Сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
Помнить, что ребенок имеет право на ошибку; ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
Использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;
Учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
Необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
Не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
Не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
Нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности.
Вашему вниманию предлагаю притчу о перевёрнутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии.
К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психологического воздействия на ученика.
В заключении хочу сказать главные слова, которые мы должны говорить своим ученикам:
"Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".