Тип аномалии | Работоспо- собность (энергетика) | Память | Внимание | Речь | Мышление | Гнозис | Праксис | Моторика | Игра | Эмоции |
Недоразвитие | 1) инертность 2) может возникатьповышенная утомляемость и психическая истощаемость | 1) больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения. 2) Непосредственное запоминание лучше, чем опосредованно е . | 1) плохая переключаемость психических процессов. 2) больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения. | 1) тотальное недоразвитие 2) фиксируется наиболее ранний этап словообразования 3) жесткая связь между словом и конкретным предметом | 1) п а т о л о г и ч е с к а я инертность 2) недоразвитие 3) страдает уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. 4) Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов. 5) при запоминании не стремится создать отдельные, близкие по смыслу, группы слов. 6) Трудности обобщения при классификации предметов. 7) практическое мышление достаточно сохранно | 1)недостаточность гнозиса 2) страдает уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. 3) Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов. | 1)недостаточность праксиса 2) запаздывание развития навыков самообслуживания | 1) п а т о л о г и ч е с к а я инертность. 2) тотальное недоразвитие 3) больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения. | 1)Структура игровых единиц беднее, чем в норме. 2) линейные и двухуровневые действия 3)Недопонимание условий ролевой игры | 1) тотальное недоразвитие 2) больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения. 3) в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. 4) базальные эмоции |
ЗПР | 1)быстрая пресыщаемость 2) быстрая утомляемость 3)повышенная возбудимость | 1) снижения объема в Памяти 2) трудности механического запоминания 3) расстройства слухоречевой памяти | 1)снижения объема внимания | 1)расстройства речевой моторики и фонематического слуха. 2) малая речевая активность при выраженном нарушении 3) недостаточность речи при выраженном нарушении 4) нарушение на уровне построения фразы | 1) наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития 2) недостаточность мышления проявляется в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны | 1)дефицитарность пространственного гнозиса 2) при выраженном нарушении В пробах на зрительный гнозис возникали трудности восприятия. усложненных вариантов предметных изображений, а также букв. | 1) страдают регуляторные процессы, за которые ответственны лобные области коры. 2) недостаточностью автоматизации движений и действий 3) плохая ориентировка в правом и левом, зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. | 1)расстройства речевой моторики | 1)преобладание игровых интересов | 1)При инфантилизмах - задержка развития эмоциональной сферы 2) Эмоциональная сфера может находится на более ранней ступени развития 3) симптомы повышенной тревожности, страхи, весь комплекс невротических расстройств |
Поврежденное развитие | 1) адинамия 2)вялость 3)аспонтанность 4) истощаемость | 1) нарушения механической памяти | 1) плохая переключаемость мыслительных процессов 2) отвлекаемость | 1) При заболевании в младшем школьном возрасте, речь чаще сохраняется 2) при эпилептической деменции – выраженная замедленность речи | 1)нарушения целенаправленности мышления 2) снижение функции обобщения; 3) нарушение логического строя мышления; 4) нарушения критичности и целенаправленности. 5) снижение активности мышления 6)недоразвитие логического мышления | 1)нарушения пространственного гнозиса 2) затруднения в дифференциации близких по звучанию фонем | 1)персеверации 2) синкинезии | 1) двигательная расторможенностью | 1) разрушение либо обеднение игровой деятельности — ее стереотипность, однообразие. | 1)отсутствие симпатических эмоций. 2) психомоторная расторможенность |
Дефицитарное развитие | 1)быстрая утомляемость при моторных нарушениях 2) В нарушении работоспособности большое значение имеют це- ребрастенические расстройства | - | 1)снижение внимания | 1) недостаточность речи 2) смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы. 3) Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому недоразвитию. 3) у глухих при отсутствии словесной речи формой компенсации становится жестовая речь. | 1) замедление темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения. | 1) При недостаточность вестибулярного аппарата -недоразвитие пространственной ориентировки. | 1) нарушении координации движений 2) При патологии как премоторных, так и постцентральных отделов мозга – апраксии 3) синкинезии | 1) нарушения тонуса, ритмичности, | 1) у слепого глобальные игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете.Примитивные манипуляций и однообразно повторяемые движений | 1) слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с,ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. 2) пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации |
Искаженное развитие | 1)пресыщаемость 2)вялость | - | 1)затруднения в концентрации внимания | 1) при потенциально большом словарном запасе и способности к сложным оборотам дети не пользуются речью для общения. 2) неупотребление личных местоимений, речь о себе во втором или третьем лице. 3) При недоразвитии коммуникативной функции речи нередко наблюдается повышенное стремление к словотворчеству | 1)вычурность мышления 2) обобщения, создаваемые больными на основе неустойчивых и искаженных предметных связей, наполненных субъективными смыслами, не могут служить основой для построения родо-видовых отношений. | 1) деформирмация предметности восприятия окружающего мира 2) нарушения временно-пространственной ориентации 3) областитактильного гнозиса: в младенческом возрасте отмечается отрицательная эмоциональная реакция на прикосновения, пеленание, купание, в более старшем — непереносимость одежды, обуви, чистки зубов. У другой группы — слабая реакция на прикосновения, мокрые пеленки, холод. 4) В областизрительного ислухового гнозиса:непереносимость яркого света, громких звуков у одной группы аутичных детей и слабая реакция на них у другой. | 1)эхолалии 2)моторная апраксия 3) аутоэхолалии | 1) плохая моторика, неловкость произвольных движений 2) страдают темп и плавность движений. | 1)При аутизме ребенок играет один или ≪около≫ детей. 2) в игре стереотипные движения и мимика 3) Игры далеки от реальной ситуации 4) годами одержимо играют в одну и ту же игру 5) предпочтение манипуляций с неигровыми предметами 6) недоразвитие предметных игровых действий, | 1)отсутствие эмоционального резонанса на окружающую ситуацию 2) страхи 3) эмоциональная гиперестезия |
Дисгармоническое развитие | 1) психостенические личности не способны к длительному напряжению 2)быстрая пресыщаемость при истерической психопатии | Чаще всего сохранно | 1)рассеянность на занятиях | 1)у шизоидов – хорошая речь 2) при патологическом формировании личности и задержке полового развития -чрезмерная речевая продукция — склонностью к бессодержательным рассуждениям, болтливости, сентенциям. | Часто сохранно | 1) у шизоидов хорошие способности в области логического мышления. Также выявлено преобладание абстрактного мышления над конкретно-ситуационным | 1)при психопатиях страдают регуляторные механизмы психической деятельности | 1) при задержке полового развитияцеребрального генеза при патологич формировании личности будет наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений) | 1) при шизоидной психопатии дети не любят подвижные игры | 1)При психопатиях характерныповышенная возбудимость, импульсивность, взрывчатость, вязкость, симптомы угнетения. 2)Психостенические личности склонны к тревожности, мнительности 3) При органической психопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотивированные колебания настроения в виде дисфории. |