kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическая поддержка родителей в процессе выбора сферы будущей профессии учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки к сводному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальная особенность каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.

Профессиональное самоопределение – это процесс развития личности, внутренним содержанием которого являются формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

В своем послании народу «Нурлы Жол – Путь вперед!» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает, что «…Занятость населения – это один из коренных вопросов социально-экономической модернизации. Молодежь – это опора нашего будущего! Стабильность и согласие в стране может быть тогда, когда будет наличие семейного благополучия, безопасности, крыша над головой».

По концепции 12-летнего образования: формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Для того, чтобы молодежь в действительности стала опорой нашего светлого будущего несомненно важно уже сейчас, на ранних стадиях взросления и развития наших детей воспитывать в них сознательную личность, вооруженную не только знаниями, но и умением правильно пользоваться своими способностями и возможностями. Но на жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. И именно нам (старшим товарищам – педагогам и родителям) очень важно в этот момент быть рядом с ребенком. Не для того, чтобы направить его действия в определенном направлении, а для того, чтобы помочь ему сделать свой правильный выбор. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая поддержка родителей в процессе выбора сферы будущей профессии учащихся»

Психологическая поддержка родителей в процессе выбора сферы будущей профессии учащихся

«Мы к будущему готовимся,

И сердце стучит пора!

И взрослыми мы становимся

Сегодня, завтра, вчера!»

1. Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки к сводному и самостоятельному выбору профессии. Она призвана учитывать как индивидуальная особенность каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.

Профессиональное самоопределение – это процесс развития личности, внутренним содержанием которого являются формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

В своем послании народу «Нурлы Жол – Путь вперед!» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отмечает, что «…Занятость населения – это один из коренных вопросов социально-экономической модернизации. Молодежь – это опора нашего будущего! Стабильность и согласие в стране может быть тогда, когда будет наличие семейного благополучия, безопасности, крыша над головой».

По концепции 12-летнего образования: формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Для того, чтобы молодежь в действительности стала опорой нашего светлого будущего несомненно важно уже сейчас, на ранних стадиях взросления и развития наших детей воспитывать в них сознательную личность, вооруженную не только знаниями, но и умением правильно пользоваться своими способностями и возможностями. Но на жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. И именно нам (старшим товарищам – педагогам и родителям) очень важно в этот момент быть рядом с ребенком. Не для того, чтобы направить его действия в определенном направлении, а для того, чтобы помочь ему сделать свой правильный выбор.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация в школе – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение диагностики, организация и проведение тренинговых занятий.

Проще говоря, профориентация – это комплекс психолого-педагогических мер, направленных на самоопределение школьника. В этом направлении работа психолога предполагает достижение следующих целей:

- оказание профессиональной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями и способностями и с учетом требований рынка труда;

-оказание психологической поддержки родителям учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Во многих школах в профориентационной работе прослеживается внимание в основном к детям, в нашей же школе мы стараемся уделить особое внимание этой работе именно с родителями. Почему? - спросите вы, и каким образом это делается. Я предлагаю познакомиться с алгоритмом профориентационной работы с родителями.

Алгоритм психологической поддержки родителей в период подготовки к выбору профессии учащихся:

  1. Первое и самое главное – это работа с личностью родителя.

Скажите, о чем вы мечтаете? А о чем вы мечтали в детстве?

У каждого человека: и у взрослого и у ребенка есть удивительная возможность – мечтать. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.

Мы привыкли думать о своих детях как о собственности: мы пытаемся думать за них, решаем, наивно полагая, что лучше знаем, что им нужно, забывая о том, что сами совсем недавно хотели такого же свободного «плавания». Главная проблема здесь состоит в том, очень часто родители перекладывают свои нереализованные желания на детей (Например: мама-актриса, или папа хотел быть юристом…), то дети обязательно должны стать именно такими специалистами. Или к примеру, у родителя есть какое-то собственное дело, то дети почему - то должны стать их продолжателями. А собственно говоря, почему наши дети должны быть «нами», ведь у них есть свои желания и мечты (Пример: моя ученица Анастасия Т. хотела поступить в театральный, родители настояли на экономическом – престиж хороший заработок. Итог: нелюбимая работа, сниженное настроение отражающееся на личной жизни, нереализованные желания, стресс).

«Если умыть кошку, она,- говорят многие, - никогда больше не станет умываться сама». Если мы будем решать все за своих детей, когда же они научатся «жить» сами.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.


Поэтому начинать работу по профориентации нужно начинать с личностей родителей.

  1. Развитие доверительных отношений в семье.

Общение - важный аспект жизни каждого человека, и главное в любых отношениях – это доверие. Если родитель интересует только что кушал его ребенок и сделал ли он уроки, то о доверительных дружественных отношениях не может быть и речи. Ребенок никогда не расскажет о своих планах на будущее, и его тяжело скорректировать.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

  1. Просвещение и консультирование родителей по вопросам профориентации. Налаживание контакта с родителями. Итог: незримые шаги в сторону достижения цели (правильный профессиональный выбор).

  2. Тренинговые занятия по профориентации «Вместе вперед!». Главное на этих занятий – совместная деятельность, развитие умений работать в тандеме со своими родителями.

2. Практикум

1. Упражнение-разминка «Если бы я был волшебником…» (участники тренинга называют, как они хотели бы выстроить свое будущее, если бы обладали сверхспособностями).

2. Упражнение «Развитие самоотношения». Сейчас возьмите большие листы. Эти листы Вы прикрепите себе на спину, и те, с кем Вы здесь встретитесь, будут писать на них свои впечатления о вас: какой Вы родитель, муж (жена), какой во взаимоотношениях с другими.
Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы вам писали больше хорошего, в углах нарисуйте солнышко. Если для вас важно, чтобы написали о ваших недостатках, слабых сторонах, в углах нарисуйте тучки. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте вопросительные знаки.
На маленьких листочках напишите что-то о себе хорошее и прикрепите на грудь.
Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем? К какому человеку вам хотелось бы подойти?
Многим из вас это покажется странным - ходить и смотреть друг на друга.
Да, взрослые часто кажется странным то, что естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, любоваться или удивляться. И поэтому дети такие прекрасные психологи.
(Пока ведущий произносит этот текст, все участники игры ходят под тихую музыку).
А теперь вы можете подходить друг к другу, но не торопитесь что-то записать, постойте друг перед другом проанализируйте свои ощущения.
(Игра продолжается 10 минут).
Листочки пока не снимайте. Поднимите руки, кому было интересно?

Кому было интереснее формулировать свое впечатление, чем думать о том, какое ты производишь на него впечатление? Кому важнее было то, что напишут ему?
Теперь можете снять листы и прочитать, а маленькие оставьте на груди.



3. Упражнение на развитие способности к самоактуализации (релаксационное упражнение) «Кубик Рубика».

3. Советы родителям

Главная задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200!
(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.


ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.


ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».


Завершение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ковылина Виктория Владимировна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рефлексивно-деловая игра "Мой профессиональный выбор""
    ["seo_title"] => string(57) "rieflieksivno_dielovaia_ighra_moi_profiessional_nyi_vybor"
    ["file_id"] => string(6) "424053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500013288"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»"
    ["seo_title"] => string(102) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieprofiessionalnoghosamoopriedielieniiastarshieklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "310380"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459006920"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа классного руководителя с детьми девиантного поведения "
    ["seo_title"] => string(69) "rabota-klassnogho-rukovoditielia-s-diet-mi-dieviantnogho-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171584"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423680524"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки". "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-i-ktp-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-umielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "246275"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319455"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства