Просмотр содержимого документа
«Психологическая игра "Мир- война - мир"»
Деловая игра «Мир-война-мир»
Цель: развитие поведенческих и социальных навыков, формирование самосознания, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
формирование навыков коллективной деятельности;
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
развитие социальных навыков;
создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.
Участники: подростки 12 – 15 лет в количестве не более 10- 12 человек.
Для игры необходимо:
два листа ватмана;
краски, гуашь, кисточки
маркеры, фломастеры.
Описание игры
Вводный этап. Подростков нужно разделать на две группы. Можно использовать для этого игру «Фрукты» (рассчитаться в круге на яблоки-апельсины), или любую другую игру, позволяющую разделиться на две команды.
Команды усаживаются за столы в разных углах комнаты. Каждой микрогруппе раздаётся ватман, краски, кисточки, фломастеры или маркеры
1 этап (5-7 минут). Вступление.
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определения понятия «мир». «Что такое мир?» «Что входит в это понятие?»
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия «мир».
2 этап (15 минут). Первая часть
Ведущий: «Я прошу каждую группу нарисовать на листе ватмана МИР».
Комментарий. Если участники групп начнут задавать вопросы, что рисовать, что должно быть изображено и т.д., необходимо повторить инструкцию. Разъяснений и тем более указаний, что нужно нарисовать, давать нельзя. Можно повторить инструкцию в измененном виде: «Я прошу вас нарисовать МИР. Можете нарисовать все, что хотите». Во время этой части можно отследить роли в каждой микрогруппе, выявить лидера, генератора идей, исполнителя и т.д.
3 этап (5 минут). «Защита» каждого проекта.
Каждая микрогруппа представляет свой мир, рассказывает, что в нем особенного. Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали «защищающих», вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний, резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание. Ведущий задает дополнительные вопросы: «Что вы чувствовали, когда создавали свой мир? Почему вы выбрали именно эти краски? Какое настроение у вас сейчас?» Важно, чтобы высказались все члены микрогруппы.
4 этап (15 минут). Вторая часть.
Ведущий предлагает группам поменяться листами ватмана. Инструкция для групп: «А сейчас я предлагаю вам напасть на мир, который лежит перед вами».
Комментарий. Во время второй части можно отследить эмоции, которые будут испытывать дети во время разрушения, а также лидера на данном этапе.
5 этап (5 минут). Обсуждение.
Во время второго обсуждения ведущий задает только один вопрос: «Какие эмоции вы испытывали, когда разрушали мир?» Важно, чтобы высказались все члены микрогруппы.
6 этап (15 минут) Третья часть.
Ведущий предлагает группам вновь поменяться ватманами. Инструкция: «Вы получили свой мир назад. Как видите, он основательно разрушен. Я предлагаю вам восстановить свой мир»
Комментарий. Если во время выполнения данного этапа у участников групп будут возникать негативные эмоции и агрессия по отношению к оппонентам, ведущий должен следить, чтобы участники избегали резких высказываний, резкой критики. Рисовать на обратной стороне ватмана нельзя, участники должны именно восстановить свой рисунок.
7 этап. Обсуждение. Во время третьего обсуждения ведущий задает вопросы: «Какие эмоции вы испытали, когда увидели свой разрушенный мир? Трудно ли вам было восстановить свой мир? Получилось ли восстановить свой мир в первоначальном варианте?» Важно, чтобы высказались все члены микрогруппы.
8 этап. Рефлексия.
При подведении итогов ведущий повторяет, обобщает высказывания групп на каждом этапе: Какие эмоции испытывали участники групп при создавании собственного мира, что испытывали при разрушении чужого и трудно ли было восстанавливать свой мир после разрушения. При этом можно провести сравнение с миром отношений – если разрушить построенные отношения, очень трудно воссоздать их так, чтобы никто не вспоминал о ссоре. Можно сравнить мир со здоровьем человека – разрушая здоровье вредными привычками, алкоголем, курением, невозможно потом здоровье восстановить. При обсуждении на данном этапе можно спросить каждого участника игры, а можно ограничиться общим обсуждением.