Что должны знать родители будущего первоклассника
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
(Венгер Л.А.).
3 составляющие готовности ребенка к школе
- Психологическая готовность
Физическое развитие:
(определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой )
Обязательное условие для зачисления в первый класс — достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года.
Социальная готовность:
- принятие социальной позиции «школьник»;
- умение ребенка общаться с детьми, способность проявлять инициативу в общении со сверстниками;
- соблюдение принятых в обществе норм общения, готовность учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умение отстаивать свои;
- понимание разницы в общении с детьми, учителями и другими взрослыми.
Психологическая готовность:
- Эмоционально-волевое развитие;
- умение сосредоточиться, удержать внимание
на определённой деятельности;
- умение подчиняться правилу (требованию);
- умение регулировать своё поведение;
- умение сдерживать непроизвольные эмоции и
желания;
- эмоционально-положительное отношение ребенка
к новой социальной ситуации
Психологическая готовность:
- желание учиться и идти в школу
- наличие познавательного и социального мотива обучения.
Психологическая готовность:
- Интеллектуальное развитие:
В ажнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. Важнее развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объём знаний ребенка а качество его мышления!
Психологическая готовность:
При диагностике готовности ребенка к
школьному обучению проверяют
следующие аспекты:
восприятие, память,
внимание, мышление, моторика, речь,
уровень сформированности
математических представлений .
Проводится беседа по теме
«Окружающий мир».
Психологическая готовность:
В аспекте ВОСПРИЯТИЯ большое значение имеет визуальная память ребенка, его способность к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов. Итак, ребенка могут попросить:
- назвать оттенки цветов;
- назвать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; более сложно – ромб, трапеция);
- сложить разрезную предметную картинку (разрезанную на 5 и более
неравных частей различной конфигурации)
- назвать основные части чайника, стула;
- определить: кто сидит слева от него; что из трех предметов лежит
посередине?
- определить по картинке в какой лапке мишка держит флажок?
- левой рукой взяться за правое ухо;
- нарисовать над кругом цветок, под кругом – грибок, слева от круга –
елочку, справа – бабочку.
- нарисовать в правом нижнем углу квадрата круг, в левом верхнем –
треугольник
Психологическая готовность:
ПАМЯТЬ .
- запомнить ряд простых картинок или геометрических фигур
(от 7до 9) и затем назвать их, показать среди других или нарисовать (что значительно сложнее) их на чистом листе;
- повторить ряд из 3-5 чисел;
- рассказать стихотворение;
- пересказать только что прочитанный текст;
- нарисовать 10 кружочков в ряд и заштриховать 1, 3 и 9-й. (ребенок должен услышать инструкцию, запомнить и выполнить от начала до конца не переспрашивая).
- запомнить геометрический узор и воспроизвести расположение фигур, расстояние между ними и количество .
Психологическая готовность:
ВНИМАНИЕ .
- В первую очередь проверяют уровень развития произвольного внимания, т.е. способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут;
- умение внимательно выслушать инструкцию и по необходимости уточнить задание.
- сравнить парные картинки (найти 5-7 отличий);
- пройти лабиринт (желательно следить только глазами).
- корректурная проба (заполнить ряды фигур по образцу определенными значками).
Психологическая готовность:
Для проверки МЫШЛЕНИЯ предлагают разнообразные задания, для выполнения которых у ребенка должен быть сформирована способность находить сходства и различия разных предметов. При сравнении, уметь объединять предметы по группам, вычленять лишнее — то есть уметь анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать.
- малина, крыжовник, черника, дуб;
- Миша, Коля, Петя, Иванов.
- Как назвать одним словом:
- чашку, кувшин, тарелку, стакан;
- белку, ежа, медведя;
- январь, июль, июнь.
Психологическая готовность:
- Что означает выражение «красна девица»?
- Назови как можно больше черт сходства и различия:
- кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается / кусается, мяукает / лает, ловит мышей / сторожит дом и т. д.);
- пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются, человек / животное, говорит / мычит и т. д.);
- ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица / рыба, летает / плавает, каркает / молчит и т. д.).
- Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность.
- У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?
- Отгадывание загадок различной сложности.
Психологическая готовность:
Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например:
- нарисуй человечка . В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: нос, уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
- подражание письменным буквам: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".
Психологическая готовность:
Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ наиболее разнообразны и чаще всего требуют достаточно высокого уровня развития речи.
- назови одним словом: мальчик, который ходит в школу (ученик); женщина, играющая в теннис (теннисистка); человек, играющий на пианино (пианист).
- если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.), если стакан из стекла, то он какой (стеклянный), если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый.)
- скажи правильно: одна варежка, а много (варежек); один мяч, а много (мячей); одно дерево, а много (деревьев).
- подбери рифму к слову мишка, палка.
- скажи наоборот: горячий – (холодный), твердый – (мягкий), бедный – (богатый).
- расскажи стихотворение.
- расскажи скороговорку (либо повтори).
- составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок.
- раздели предложение на слова.
Психологическая готовность:
При беседе на тему «Окружающий мир»
ребенок должен знать:
- состав своей семьи, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии;
- адрес, домашний телефон, название своего города, страны;
- последовательность времен года, их признаки; дни недели, части суток;
- названия насекомых, животных, их детенышей и среды обитания; уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
- названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), и уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.
- правила поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта;
- различать профессии.
Итак, Ваш ребенок готов к школе если:
- Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.
- Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями.
- Умеет общаться и работать в коллективе.
- Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.
- Стремится к самосовершенствованию.
Спасибо за внимание!