Программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В этом возрасте у детей ещё не сформированы чувства сопереживания, эмпатии. На самых простых примерах детям раскрываются значения этих понятий. Проигрывая различные ситуации со знакомыми и близкими для них образами родных, друзей, домашних животных, мы формируем определённое отношение к ним, учим выражать свои чувства к ним. В программе много игровых ситуаций, где дети моделируют своё поведение, учатся анализировать его. На занятиях используется рисование и проектирование с помощью коллажей.
Данная программа является авторской. Её реализация проводилась в первых классах. Результат подтвердил необходимость проведения, как отдельных занятий из этой программы, так и использование её в целом.
Рекомендуется использовать её педагогами, психологами, как во внеурочной деятельности, так и во время работы группы продлённого дня.
Программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В этом возрасте у детей ещё не сформированы чувства сопереживания, эмпатии. На самых простых примерах детям раскрываются значения этих понятий. Проигрывая различные ситуации со знакомыми и близкими для них образами родных, друзей, домашних животных, мы формируем определённое отношение к ним, учим выражать свои чувства к ним. В программе много игровых ситуаций, где дети моделируют своё поведение, учатся анализировать его. На занятиях используется рисование и проектирование с помощью коллажей.
Данная программа является авторской. Её реализация проводилась в первых классах. Результат подтвердил необходимость проведения, как отдельных занятий из этой программы, так и использование её в целом.
Рекомендуется использовать её педагогами, психологами, как во внеурочной деятельности, так и во время работы группы продлённого дня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Учимся сочувствовать"»
ПРОГРАММА
« Учимся сочувствовать, сопереживать»
Пояснительная записка
Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений.
Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Воспитания сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих его людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей 6-8 лет, усилия дошкольных образовательных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого. Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в работах зарубежных учёных-психологов, в частности К. Роджерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения « как будто». Термином «эмпатия» он определяет личностную черту – способность к пониманию сопереживанию.
В младшем школьном возрасте развивается способность ребёнка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребёнка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. По мете становления второго компонента эмпатийного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребёнка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.
На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у младших школьников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребёнка к конкретным поступкам.
В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребёнка складывается представление о «Я» других детей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребёнка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для формирования эмпатийного поведения ребёнку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, учёные относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.
С учётом актуальности проблемы формирования эмпатии у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте разработана данная программа.
Программа рассчитана для работы с учащимися 1-х классов.
Занятия проводятся еженедельно по подгруппам не более 15 человек.
Количество часов на учебный год составляет 32 часа.
Цель программы: создание условий для фомирования у детей эмпатии, чувств сопереживания, сочувствия.
Задачи:
Расширение представлений о понятиях « добро» и « зло»;
Развитие способностей к сопереживанию;
Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем, тем, кто в них нуждается;
Формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
Планируемый результат: сформированность эмпатии; развитые сочувствие и сопереживание.
При отборе содержания программы были учтены факторы, влияющие на эмпатийность детей:
С учётом данных факторов содержание занятий условно распределено по трём разделам:
Раздел 1. Я и мои родные.
Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям.
Раздел 3. Мы и наши друзья животные.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
игровой приём, с помощью которого создаётся мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях;
моральная оценка поступков героев художественных произведений;
решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии;
игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания;
советы сказочного персонажа, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими, друзьями, животными;
игры и психотехнические упражнения, в которых дети упражняются в проявлении положительных чувств, характеризующих общий настрой группы.
В содержание отдельных занятий включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение детей к окружающим его людям.
При проведении каждого занятия в качестве основных методов и приёмов работы с детьми предлагается использовать:
- беседы на нравственно-этические беседы;
- чтение и последующий анализ художественных произведений;
- психотехнические упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;
- обсуждение, моделирование и проигрывание проблемной ситуации;
- просмотр и обсуждение знакомых мультфильмов;
- слушание и пение детских песен;
- рисование на заданную тему;
На каждом занятии необходимо обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определённого человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступков, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.