kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Учимся сочувствовать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В этом возрасте  у детей ещё не сформированы чувства сопереживания, эмпатии. На самых простых примерах детям раскрываются значения  этих понятий. Проигрывая различные ситуации со знакомыми и близкими для них образами родных, друзей, домашних животных, мы формируем определённое отношение к ним, учим выражать свои чувства к ним. В программе много игровых ситуаций, где дети моделируют своё поведение, учатся анализировать его. На занятиях используется рисование и проектирование с помощью коллажей.

Данная программа является авторской. Её реализация проводилась в первых классах. Результат подтвердил необходимость проведения, как отдельных занятий из этой программы, так и использование её в целом.

Рекомендуется использовать её педагогами, психологами, как во внеурочной деятельности, так и во время работы группы продлённого дня.

       Программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В этом возрасте  у детей ещё не сформированы чувства сопереживания, эмпатии. На самых простых примерах детям раскрываются значения  этих понятий. Проигрывая различные ситуации со знакомыми и близкими для них образами родных, друзей, домашних животных, мы формируем определённое отношение к ним, учим выражать свои чувства к ним. В программе много игровых ситуаций, где дети моделируют своё поведение, учатся анализировать его. На занятиях используется рисование и проектирование с помощью коллажей.

Данная программа является авторской. Её реализация проводилась в первых классах. Результат подтвердил необходимость проведения, как отдельных занятий из этой программы, так и использование её в целом.

Рекомендуется использовать её педагогами, психологами, как во внеурочной деятельности, так и во время работы группы продлённого дня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Учимся сочувствовать"»













ПРОГРАММА


« Учимся сочувствовать, сопереживать»




























Пояснительная записка



Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений.

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Воспитания сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих его людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей 6-8 лет, усилия дошкольных образовательных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого. Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в работах зарубежных учёных-психологов, в частности К. Роджерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения « как будто». Термином «эмпатия» он определяет личностную черту – способность к пониманию сопереживанию.

В младшем школьном возрасте развивается способность ребёнка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребёнка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. По мете становления второго компонента эмпатийного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребёнка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.

На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у младших школьников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребёнка к конкретным поступкам.

В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребёнка складывается представление о «Я» других детей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребёнка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для формирования эмпатийного поведения ребёнку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, учёные относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, невротизацию.

С учётом актуальности проблемы формирования эмпатии у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте разработана данная программа.

Программа рассчитана для работы с учащимися 1-х классов.

Занятия проводятся еженедельно по подгруппам не более 15 человек.


Количество часов на учебный год составляет 32 часа.

Цель программы: создание условий для фомирования у детей эмпатии, чувств сопереживания, сочувствия.


Задачи:

  1. Расширение представлений о понятиях « добро» и « зло»;

  2. Развитие способностей к сопереживанию;

  3. Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем, тем, кто в них нуждается;

  4. Формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;

  5. Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;

Планируемый результат: сформированность эмпатии; развитые сочувствие и сопереживание.

При отборе содержания программы были учтены факторы, влияющие на эмпатийность детей:

    • Степень близости с объектом;

    • Частота общения с ним;

    • Интенсивность стимула, вызывающего эмпатию ( боль, слёзы);

    • Предыдущий опыт эмпатии.

С учётом данных факторов содержание занятий условно распределено по трём разделам:

Раздел 1. Я и мои родные.

Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям.

Раздел 3. Мы и наши друзья животные.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

  • игровой приём, с помощью которого создаётся мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях;

  • моральная оценка поступков героев художественных произведений;

  • решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии;

  • игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания;

  • советы сказочного персонажа, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими, друзьями, животными;

  • игры и психотехнические упражнения, в которых дети упражняются в проявлении положительных чувств, характеризующих общий настрой группы.

В содержание отдельных занятий включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение детей к окружающим его людям.

При проведении каждого занятия в качестве основных методов и приёмов работы с детьми предлагается использовать:

- беседы на нравственно-этические беседы;

- чтение и последующий анализ художественных произведений;

- психотехнические упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики;

- обсуждение, моделирование и проигрывание проблемной ситуации;

- просмотр и обсуждение знакомых мультфильмов;

- слушание и пение детских песен;

- рисование на заданную тему;

На каждом занятии необходимо обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определённого человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступков, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.



Учебно-тематический план



Наименование темы

Количество часов

Методы

Практический результат


Раздел 1.

Я и мои родные

10



1

Самый дорогой человек - мама

2

Беседа, игровое моделирование проблемной ситуации, рисование.

Рисунки учащихся, макет общего букета для мам.

2

Почему мы обижаем иногда близких людей?

1

Беседа, психотехнические упражнения , рисование.

Рисунки учащихся, создание памятки « Не обижай родных»

3

Братья и сёстры

2

Беседа, проигрывание проблемной ситуации, ролевое моделирование.

Рисунки учащихся.

4

Ссоры братьев и сестёр

1

Проигрывание и обсуждение проблемной ситуации

Создание памятки

« Правила поведения в семье».

5

Учимся понимать переживания родных и близких нам людей

2

Проигрывание и обсуждение проблемной ситуации. Поведенческий тренинг.

Рисунки детей. Создание плаката «Чувства моих родных».

6

Наши бабушки и дедушки

2

Проигрывание и обсуждение проблемной ситуации. Психотехнические упражнения

Коллаж « Мои бабушка и дедушка»


Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям

10



7

Друг в беде не бросит

2

Беседа, проигрывание и обсуждение проблемной ситуации, психотехнические упражнения


Коллаж « Мой друг»

8

Друг заболел. Как помочь больному другу?

2

Беседа, ролевая гимнастика, психотехнические упражнения

Коллаж « Мой друг»


9

Учимся понимать боль другого человека

2

Беседа, проигрывание проблемной ситуации, ролевая игра.

Рисунок эмоций

10

Друг во всём всегда рядом

2

Беседа, проигрывание проблемной ситуации, ролевая игра

Рисунок эмоций

11

День рождения друга

2

Психотехнические упражнения, игра-драматизация.



Раздел 3. Мы и наши друзья-животные.

12



12

Собака - верный друг человека

2

Беседа, ролевая гимнастика, игра-драматизация

Рисунок « Моя собака».

13

Учимся заботиться о детёнышах

2

Экскурсия, ролевая игра

Коллаж «Малыши»

14

Почему грустит котёнок?

2

Игра-драматизация, психотехнические упражнения

Коллаж «Усатый –полосатый».

15

Не мучайте животных!

2

Беседа, игра-драматизация,


16

Подарим птицам нашу доброту

2

Беседа, ролевые игры, психотехнические упражнения

Коллаж « Наши птицы»

17

Обобщающие занятия по курсу

2

Беседы, психотехнические упражнения, игра – драматизация.



Итого по курсу

32 часа





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа "Учимся сочувствовать"

Автор: Куницына Любовь Анатольевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnaia-kistochka"
    ["file_id"] => string(6) "240077"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444927291"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа факультативного курса "Занимательная грамматика".Внеурчная деятельность. "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurchnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417861639"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Программа внеурочной деятельности учащихся "Шустрики" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-shustriki"
    ["file_id"] => string(6) "241656"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445279200"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по предмету "Технология" (1 класс) "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-tiekhnologhiia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446059073"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства