МБОУ РОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ФИЛИАЛ)
Программа кружка «ШУСТРИКИ»
( для учащихся 1-4 класса)
Разработал:
учитель физической
культуры
Жадовец
Валерий Иванович
Пояснительная записка
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх обучающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Целесообразность программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В кружок по подвижным играм принимаются учащиеся 1-4 классов, прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям физической культурой. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитывать у них интерес к игровой деятельности.
Программа имеет спортивную направленность, рассчитана на детей 7-10 лет (1-4 класс). Предусмотрена годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы- 8 человек.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса для учащихся 1-4 класса
Личностные результаты
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• умение выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий во время занятия;
• учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
• умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
• умение оформлять свои мысли в устной форме
• слушать и понимать речь других;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Способы проверки знаний и умений:
• проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на предмет удовлетворенности результатами данной программы;
• участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и города;
• открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях:
• весёлые старты;
• спортивные эстафеты;
• фестиваль игр;
• праздник «Игромания»;
• спортивный праздник «Богатырские потешки»;
• «День здоровья».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
- название изученных игр;
- правила изученных игр;
Обучающиеся должны уметь:
- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
- владеть мячом (держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр);
-выполнять игровые элементы на лыжах;
- самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время
Содержание программы
I. Игры с бегом (4 часа).
Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Повторение считалок.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ в движении. Игра «Мешочек».
• Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Русская лапта
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ловкие ребята».
• Комплекс ОРУ с предметами . Игра «Пятнашки в кругу».
II. Игры с мячом (8 часов)
Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Пионербол». Игра «Мяч капитану».
• Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра «Пионербол с выбиванием».
• Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Попади в мяч»
• Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Перестрелка».
III. Игры с прыжками ( 4 часа).
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ. Игра «Белые медведи»
• Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».
• Комплекс ОРУ. Игра «Между двух огней»
• Комплекс ОРУ. Игра «Колдуны».
IV. Игра малой подвижности (4 часа).
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Меткий выстрел»
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ящерица»
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Передал-садись»
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Третий лишний»
V. Зимние забавы (12 часов).
Теория. Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках.
Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в движении и торможение.
Практические занятия:
• Игра «Снежком по мячу».
• Игра «Пустое место».
• Игра «Кто дальше» (на лыжах).
• Игра «Быстрый лыжник».
V1.Народные игры ( 3 часа)
Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Классификация народных игр.
Практические занятия:
• Разучивание народных игр. Игра "Корову доить".
• Разучивание народных игр. Игра "Коршун".
• Разучивание народных игр. Игра "Бабки".
Тематическое планирование
кружка «Шустрики»
№ п/п |
Тема |
Форма занятия | Количество часов |
Дата |
всего | теория | практика |
Пл. | Фк. |
Игры с элементами бега (4 часа) |
1 | Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Повторение считалок. Игра «Мешочек» | Вводная беседа. Практика. | 0,5 | 0,5 | | | |
2 | Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Русская лапта» | Комбини-рованный | 1 | | 1 | | |
|
3 | Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ловкие ребята» | Комбини-рованный | 1 | | 1 | | |
4 | Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки по кругу». | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
2.Игры с мячом (8 часов) |
5 | Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча: переброска друг другу мячей в шеренгах. | Комбини-рованный | 0,5 | 0,5 | | | | |
6 | Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Пионербол» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | | |
7 | Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра « Мяч капитану» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
8 | Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра Мяч- соседу» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
9 | Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Пионербол с выбиванием» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
10 | Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «попади в мяч» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
11 | Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Перестрелка» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
12. | Соревнования по подвижным играм. | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
3.Игры с прыжками. (4 часа) |
13 | Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок. Игра «Белые медведи» | Комбини-рованный | 1 | 0,5 | 0,5 | | | | |
14. | Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи» | Практи-ческий | | 1 | | | |
1 |
15 | Комплекс ОРУ. Игра «Между двух огней» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | | | |
16 | Комплекс ОРУ. Игра «Колдуны» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | | |
4. Зимние забавы (12 часов) |
17 | Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по ТБ. Повторение основных видов ходов на лыжах. | Комбини-рованный |
1 | 0,5 | 0,5 | | | |
18-19 | Игра «Снежком по мячу» | Практи-ческий | 2 | | 2 | | |
20 | Игра Пустое место» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
21 | Соревнования по лыжным гонкам | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
| |
22-23 | Игра «Кто дальше» | Практи-ческий | 2 | | 2 | | | |
24-25 | Игра «Быстрый лыжник» | Практи-ческий | 2 | | 2 | | |
26-27 | Игра «С горки на горку» | Практи-ческий | 2 | | 2 | | |
28 | Соревнования по подвижным играм на лыжах. | Практи-ческий | 1 | | 1 | | | |
5.Игры малой подвижности (4 часа) | |
29 | Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж ТБ. Разучивание рифм для проведения игр | Комбини-рованный | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
30 | Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ящерица» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | | |
31 | Комплекс ОРУ на месте. Игра «Передал- садись». | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
32 | Соревнования по подвижным играм. | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
6. Народные игры (3 часа) | |
33 | Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Классификация народных игр. Игра «Корову доить» | Комбини-рованный | 1 | 0,5 | 0,5 | | | |
34 | Разучивание народной игры «Коршун» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | |
35 | Разучивание народной игры «Бабки» | Практи-ческий | 1 | | 1 | | | |
Итого: | | 34 | 3 | 31 | | |
№ п/п | Учебный материал | | Номера занятий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
| Техника безопасности на занятиях по подвижным играм | + | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Общая физическая подготовка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | |
| Игры | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. | «Совушка» | + | + | | | | | | | | | | | | | | | |
2. | «Гуси-лебеди» | | + | + | | | | | | | | | | | | | | |
3. | «Космонавты» | | | + | + | | | | | | | | | | | | | |
4. | «Два мороза» | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |
5. | «Мяч - соседу» | | | | | + | + | | | | | | | | | | | |
6. | «Запрещенное движение» | | | | | | + | + | | | | | | | | | | |
7. | «Прыгающие воробушки» | | | | | | | + | + | | | | | | | | | |
8. | «Волк во рву» | | | | | | | | + | + | | | | | | | | |
9. | «У ребят порядок строгий» | | | | | | | | | + | + | | | | | | | |
10. | «Кто дальше бросит» | | | | | | | | | | + | + | | | | | | |
11. | «Метко в цель» | | | | | | | | | | | + | + | | | | | |
12. | «Пальмы и бананы» | | | | | | | | | | | | + | + | | | | |
13. | «Вызов номеров» | | | | | | | | | | | | | + | + | | | |
14. | «Белые медведи» | | | | | | | | | | | | | | + | + | | |
15. | Соревнования по подвижным играм | | | | | | | | | | | | | | | | + | + |
| |
| | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
16. | «Зайцы в огороде» | + | | | | | | | | | | | | | | | | |
17. | «Земля, воздух, вода» | + | + | | | | | | | | | | | | | | | |
18. | «Платочек» | | + | + | | | | | | | | | | | | | | |
19. | «Передача мяча в колоннах» | | | + | + | | | | | | | | | | | | | |
20. | «Гонка мячей по кругу» | | | | + | + | | | | | | | | | | | | |
21. | «Угадай, кто подходил» | | | | | + | + | | | | | | | | | | | |
22. | «Шишки, желуди, орехи» | | | | | | + | + | | | | | | | | | | |
23. | «Третий - лишний» | | | | | | | + | + | | | | | | | | | |
24. | «День и ночь» | | | | | | | | + | + | | | | | | | | |
25. | «Рыбаки и рыбки» | | | | | | | | | + | + | | | | | | | |
26. | «Подвижная цель» | | | | | | | | | | + | + | | | | | | |
27. | «Охотники и утки» | | | | | | | | | | | + | + | | | | | |
28. | «Класс смирно!» | | | | | | | | | | | | + | + | | | | |
29. | «Кузнечики» | | | | | | | | | | | | | + | + | | | |
30. | Соревнования по подвижным играм | | | | | | | | | | | | | | | + | + | + |
31. | Общая физическая подготовка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | | |
Список литературы:
1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 2000г.
2. Кереман А.В. «Детские подвижные игры» М.: Просвещение, 2013г.
3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2012 г.
4. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВАКО, 2013 г
5. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2011 г
6. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2013 г
7. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2010 г