kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа развития коммуникативных способностей у обучающихся подросткового возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важными заданиями нашего образования является воспитание гражданина, формирования, социально зрелого человека, трудолюбивого, творческой личности, которой присущее чувство собственного достоинства, уважение к человеку, сознательное отношение к обязательствам, способность к самопониманию и самоусовершенствованию. В формировании этих важных качеств особенное место занимает повышение психологической культуры; культуры общения, понимания, себя как личности, формирование коммуникативных навыков, конструктивного решения проблем, учет потребностей и интересов других.

Эта развивающая программа состоит  из 16 занятий, направленных на развитие психологических знаний, по проблеме общения; умение успешно общаться, конструктивно выражать свои мысли и чувства, поддерживать красивые отношения, улаживать конфликты и помогать другим, способность адекватно и полно познавать себя и других, овладевать приемами декодирования психологических сообщений, что поступают от окружающих людей и групп. Это будет способствовать формированию у обучающихся чувства собственной ценности, позитивного отношения, к жизни и осознанию целесообразности своего существования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития коммуникативных способностей у обучающихся подросткового возраста»

Программа развития коммуникативных способностей у обучающихся подросткового возраста


ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

(16 часов)

Краткая аннотация:

Эта развивающая программа состоит из 16 занятий, направленных на развитие психологических знаний, по проблеме общения; умение успешно общаться, конструктивно выражать свои мысли и чувства, поддерживать красивые отношения, улаживать конфликты и помогать другим, способность адекватно и полно познавать себя и других, овладевать приемами декодирования психологических сообщений, что поступают от окружающих людей и групп. Это будет способствовать формированию у обучающихся чувства собственной ценности, позитивного отношения, к жизни и осознанию целесообразности своего существования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важными заданиями нашего образования является воспитание гражданина, формирования, социально зрелого человека, трудолюбивого, творческой личности, которой присущее чувство собственного достоинства, уважение к человеку, сознательное отношение к обязательствам, способность к самопониманию и самоусовершенствованию. В формировании этих важных качеств особенное место занимает повышение психологической культуры; культуры общения, понимания, себя как личности, формирование коммуникативных навыков, конструктивного решения проблем, учет потребностей и интересов других.

Эта развивающая программа состоит из 16 занятий, направленных на развитие психологических знаний, по проблеме общения; умение успешно общаться, конструктивно выражать свои мысли и чувства, поддерживать красивые отношения, улаживать конфликты и помогать другим, способность адекватно и полно познавать себя и других, овладевать приемами декодирования психологических сообщений, что поступают от окружающих людей и групп. Это будет способствовать формированию у обучающихся чувства собственной ценности, позитивного отношения, к жизни и осознанию целесообразности своего существования.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕНИЕ (2 часа)

Понятея общения. Общение как обмен информацией. Инструментарий коммуникативного процесса: восприятие и реагирование. Язык и виды языковой деятельности.

Практическое занятие 1:

Разработка (ознакомление, дополнение) правил проведения групповых занятий. Налаживание дружественной атмосферы общения.

1) Релаксационное упражнение

2) Упражнение "Нетрадиционное приветствие"

3) Упражнение "Таинственный незнакомец"

4) Игра "Вещи, которые дарят радость".

Ученики должны знать:

- что такое категория общения в психологии и его виды;

- какие бывают средства коммуникации (восприятие и реагирование);

- функции языка и виды языковой деятельности.

Ученики учатся:

- давать короткую характеристику общению и его видам;

- разработке правил поведения в группе;

- умению расслабляться;

- сосредоточивать внимание.


РАЗДЕЛ 2. ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОГО "Я" (6 часов)

Темперамент. Характер и другие личностные особенности каждого человека. Осознание и принятие собственного "я" (самого себя). Самооценка. Самоуважение. Общение с самим собой. Позитивное мышление. Приемы позитивного мышления.

Практическое занятие 2:

Определение своего темперамента и личностных особенностей:

1) Релаксационное упражнение

2) Тест "Паспорт темперамента"

3) Упражнение" Черты характера"

4) Игра "Ассоциации", "Правша? Левша?"

Практическое занятие 3:

Осознание себя:

1) Релаксационное упражнение

2) Упражнение "Кто я такой?"

3) Упражнение "Хочу. Должен. Решаю."

4) Упражнение "Отгадай, кто это?"

Практическое занятие 4:

Роль позитивного мышления в общении

1) Релаксационное упражнение.

2) Упражнение "Волшебная палочка"

3) Упражнение "Сильные стороны"

4) Упражнение "Изменение негативных мыслей на позитивные"

Практическое занятие 5:

Принятие собственного "Я"

1) Релаксационное упражнение

2) Упражнение "Позитивный опыт"

3) Упражнение "Хорошее утро"

4) Упражнение "Мои позитивные черты", "Интервью в день рождения".

Ученики должны знать:

- что такое темперамент, типы темпераментов (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);

- что такое характер, и его связь с темпераментом;

- что такое позитивное мышление и его преимущества.

Ученики учатся:

- определять свой тип темперамента;

- приемам позитивного мышления;

  • приминяти при общении прийоми позитивного мышления.


РАЗДЕЛ 3. ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (5 часов)

Вербальные коммуникации. Факторы успешного общения. Одно- и двусторонние коммуникации. Активное слушание. Принятие других людей.

Практическое занятие 6:

Факторы успешного общения

1) Релаксационное упражнение

2) Упражнение "Корабль среди скал"

3) Упражнение "Правда или ложь"

4) Упражнение "Ты обо мне еще не знаешь..."

Практическое занятие 7:

Умение успешно сообщить о своих мнениях и чувствах

1) Релаксационное упражнение

2) Упражнение "Одно- и двусторонние комму никации"

3) Упражнение "В большом кругу"

4) Упражнение "Тарабарщина"

Практическое занятие 8-9:

Активное слушание и принятие других людей

1) Релаксационное упражнение

2) Тест "На сколько я красивый слушатель"

3) Упражнение "Говорим по очереди"

4) Упражнение "Интервью"

5) Упражнение "Захват инициативы в диалоге"

6) Упражнение "Подарок"

Ученики должны знать:

- факторы, которые влияют на зародження благосклонности во время общения;

- причины нарушений в процессе общения;

- роль самоуважения в жизни человека.

Ученики учатся:

- использовать правила, которые помогают во время общения;

- активно слушать и сопереживать;

- избавляться от неуверенности в себе;

- развитию внимательного отношения к окружающим людям.


РАЗДЕЛ 4. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ЧУВСТВО (3 часа)

Невербальные коммуникации. Чувства в нашей жизни. Выражение чувств. Эмоции.

Практическое занятие 10:

Усвоение невербапьних средств общения

1) Релаксационное упражнение

2) Упражнение "Невербальное выражение симпатии"

3) Упражнение "Будь дружелюбным"

4) Упражнение "Разговор через стекло".

Практическое занятие 11:

Чувство в нашей жизни. Выражение чувств.

1) Релаксационное упражнение.

2) Упражнение "Поговорим о чувстве"

3) Упражнение "Угадай эмоцию"

4) Упражнение "Мне нравится твой..."

5) Упражнение "Уступи место".

Ученики должны знать:

- какие формы переживания чувств составляют эмоциональную сферу человека;

- особенности влияния эмоций на психические процессы;

- влияние эмоций на общение.

Ученики учатся:

- различать разные виды эмоций и чувств;

- индентифицировать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам;

- ответственно относиться к чувствам других людей.



Учебно – тематический план



тема

цель

метод. указания

кол-во

часов

лекции

практикум


1

Общение в нашей жизни

Раскрыть роль общения в жизни. Создание условий для лучшего и быстрого ознакомления группы, овладение игровим стилем общения, налаживание дружеской атмосферы


беседа, лекция, упражнения, игра,


2


1


1


2

Характер, темперамент и другие личностные особенности человека

Определение собственного темперамента, осознания учениками важности принятия своего "я", со всеми преимуществами и недостатками, формирование умений общаться с самим собой

рассказ беседа, тестированиеупражнения, игры


3


1


2


3

Позитивное мышление.

Принятие собственного «Я»

Помочь осознать важность принятия своего "Я" со всеми преимуществами и недостатками.


мини- лекция, упражненияигры


3


1

2


4

Факторы успешного общения

Доказать участникам, что успеваемость общения зависит от степени откровенности и доверия.

упражнения


1


-


1


5

Умение сообщать о своих мнениях и чувствах


Приобрести психологические навыки общения и реагирования в процессе общения

упражнения


1


-


1


6

Активное слушание. Принятие других людей

Приобрести психологические навыки общения и реагирования в процессе общения


мини-

лекция, упражнения игры



3


1


2


7

Невербальные коммуникации

Усвоение невербальных средств общения, активное саморозкрытие, преодоление психологических барьеров


лекция, упражнения игра,


2


1


1


8

Чувство в нашей жизни. Выражение чувств

Продемонстровать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения с целью формирования дружеских отношений


упражнения, игры




-


1

Всего


16

5

11



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ"

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Осознание участниками факта своего существования, формирования умений общаться с самим собой.

РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ: "Ритмичные хлопки ладонями"

Цель: Эта красивая игра очень хорошо подходит для больших групп. Дети могут в ней выразить свою обеспокоенность, фрустрацию, печаль, усталости или чувства одиночества. В начале игры возможен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмичная структура, объъединяющая всех участников. Некоторые группы находят общий ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

ИНСТРКУЦИЯ:

Встаньте широким кругом и откройте глаза. После того, как я вам дам сигнал, каждый должен будет хлопать ладонями в каком-то ритме, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Но со временем вы станете различать ритмы своих соседей и возможно, сумеете создать какой-то общий ритмичный рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь один с одним взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто - небудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно уже остановиться. Пусть он тогда будет звать:"Стоп".

УПРАЖНЕНИЕ: "Кто я?"

У каждого человека есть собственная теория о том, что именно делает ее уникальной, единственной в своем роде, чем она видриз¬няеться от всех других людей. При це¬му возникает вопрос: разделяют ли окружающие мою мысль о себе? Если они видят меня иначе, то что лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем вияснить этот вопрос в ходе выполнения таких заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому вы больше всего привыкли. После этого:

- А. Дайте ответ на вопрос: "Кто я такой?" Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в такой форме, как они сразу приходят в голову

1.

2.

3.

4.

5.

- Б. Дайте ответ на этот же вопрос так, как, по вашему мнению, о вас сказали бы ваши отец или мать (выберите одного).

1.

2.

3.

4.

5.

В. Дайте ответ на этот же вопрос так, как, по вашему мнению, сказал бы о вас наилучший друг (подруга).

1.

2.

3.

4.

5.

Теперь сравните эти три набора ответов и в письменной форме укажите такое:

В чем заключается подобие?

- Какие отличия?

- Если вы выполнили упражнение, то написаный вами итог является словесным и зафиксированным представлением о самом себе.

УПРАЖНЕНИЕ: "Хочу. Должен. Решаю."

ИНСТРУКЦИЯ:

Напиши 10 или больше предложений, которые бы начинались со слов "Я хочу..." (время работы - 5 минут). Аналогично с предложениями "Я должен...", "Я должен..." (время работы - 5 минут). А теперь напиши о самостоятельных решениях, которые принимаешь "здесь и теперь" (время работы - 5 минут).

ОБСУЖДЕНИЕ:

Кто желает, пусть поделится со своими впечатлениями от выполнения этого упражнения:

А) какая часть была для тебя более легкой, которая, - более тяжелой;

Б) в какой части содержатся больше предложений;

В) были ли темы и дела, которые вспоминались в нескольких предложениях.

Руководитель рисует схему, которая иллюстрирует структуру личности за Е. Берном, и предлагает посмотреть на схему, на которой будто-то изображены 3 круга.

Верхний круг -"Родители", которых реально двое, но на диаграмме они изображены одним кругом. Это тот внутренний голос человека, который сообщает о том, как мы должны себя вести, дает оценки нашим поступкам, он вносит редакторские замечания, которые часто делают реальные родители. Вы можете познать его голос, когда он говорит: "глупости", "безответственно", именно этот голос говорит: "Ты должен". Но он может быть не только суровым судьей, но и доброжелательным, любящим, таким которым часто в действительности бывает отец и мать. Он может говорить "бедненький", "дай я тебе помогу".

Средний круг - "Взрослый" - это голос ума. Он, как компьютер, собирает информацию в окружающем мире и принимает решение на основании взвешенного анализа с учетом возможных последствий событий, решает, что нужно делать и когда. Это не имеет ничего общего с зрелостью, поскольку даже и малый ребенок принимает такие решения. Взрослый говорит вам, когда и как быстро нужно перейти дорогу, когда вытянуть пирог из печи и так далее. Взрослый пытается, насколько это возможно, вести себя достойно. Его можно узнать по выражениям -"Готовый", "Многовато", "Недостаточно", "Принимай решение".

Нижний круг - "Ребенок". Каждый взрослый бывает иногда маленьким мальчиком или девочкой. Это детская частица личности - и ребенок, которым каждый взрослый когда-то был, но деть, как и взрослые, являются разными и отличаются один от другого. В каждом из нас живут дети разного возраста: 4-летние, 2,5-летние. Как правило, не старшие 6-ти лет.Их можно распознать в себе по фразам: "Я так хочу", "Мне это нравится". Важно понять, что "Ребенка" не стоит наказывать и слишком ограничивать, потому что это самая искренняя часть личности и если ее правильно понимать, то она становится творческой, мудрой, любящей, спонтанной. К сожалению, иногда деть бывают требовательными, капризными, даже жестокими. В этом случае с этой частью личности трудно иметь дело, но важно найти общий язык, потому что со своим "Ребенком" нам жить всю жизнь. Нам будет тяжелее, если мы будем делать вид, что ее не существует или будем пытаться ее укротить.

Эти составные личности у каждого разные. Если преобладает суровый "Взрослый", то человек живет в плену норм, правил, обязанностей. Если - "Ребенок", то он подчиняется собственным прихотям, импульсам, которые бывают непредвиденными. Лучше всего, если существует равновесие, где "Взрослый" принимает ответственные и взвешенные решения. Следовательно, проанализировав свои предложения "Я должен", "Я хочу", "Я решаю", вы можете осознать, чем руководствуетесь в собственной жизни.

УПРАЖНЕНИЕ: "Отгадай, кто это?"

Каждый из участников составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая признаки, за которыми можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристици должно быть десять-двенадцать предложений с признаками человека. Все написанное отдается руководителю, перемешивается и зачитывается вслух - одна за другой все самохарактеристики. Группа пытается узнать, где чья самохарактеристика.

В конце занятия вся группа обсуждает вопрос:

Что я узнал нового?

Что меня больше всего поразило?

Чему я научился?

Приложение 2.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ"

ЦЕЛЬ: Доказать участникам, что успеваемость общения зависит от степени откровенности и доверия.

РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ: "Дотянись к звездам"

ЦЕЛЬ: Эта игра являет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут при этом не только физически подтянуться, но и укрепить свою уверенность в том, что способные достичь цели.

ИНСТРУКЦИЯ: Стань удобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха. Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-либо звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием иметь что-либо или кем-нибудь стать. ..(15 секунд)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться к твоей звезде. Пытайся из всех сил. И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и осторожно положи перед собой в красивую корзину... (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинах", можно продолжать дальше).

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую яркую звезду, которая напоминает тебе о другой мечте. ..(10 секунд). Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзину к первой звезде...

Продолжать так дальше. Порекомендовать участникам дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают и кладут в корзину звезду.

Сплоченность группы растет, если после игры каждый расскажет о какой-либо из своих звезд и объяснит, что она для него значит.

УПРАЖНЕНИЕ: "Корабль среди скал"

ЦЕЛЬ: Это очень интересная игра. Она дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру.

ОБОРУДОВАНИЕ: повязка на глаза.

ИНСТРУКЦИЯ:

Встаньте, будь-ласка, в большой круг. Все, кто образует круг, будет берегом. Они должны взять друг друга за руки. Внутри круга находится море. Но это опасное море, потому что в нем есть несколько скал. Эти скалы мы позже сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой капитаном корабля. "Кораблю "ми завяжем глаза, и капитан будет руководить им при помощи лишь только слов. Причем он должен так руководить кораблем, чтобы тот не налетел ни на одну скалу.

Нам осталось еще выяснить, к какому порту плывет корабль ? Любой ученик, который образует берег, может быть портом. Потом выбираем и расставляем скалы. Скалы остаются сидеть на своих местах-стульях внутри круга, а затем расскажут нам, зацепил ли их корабль. Капитан должен вести "корабль" очень осторожно, указывая ему, куда плыть. Возможные команды: "Предприми два маленьких шага вперед", "Стоп", "Вернись направо" и так далее.

Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "порт" должен сказать "кораблю": "Ты достиг своей цели", и радостно обнять "корабль".

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ:

- Что ты чувствовал, когда был "кораблем"?

- Чувствовал ли ты себя в опасности со своим капитаном?

- Что в следующий раз твоему капитану нужно сделать по-другому?

- Что было самым тяжелым для тебя, как капитана?;

- Как часто твой корабль налетал на скалы?

- Были ли "скалы" честными препятствиями?

- Что ты чувствовал, когда был "скалой", а "корабль" проходив совсем близко около тебя?

ИГРА: "ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ?"

ЦЕЛЬ: В течение этой игры дети могут много узнать о процессе коммуникации. В чем разница между уговорами и уверенностью? Как можно различить, где правда, а где ложь? Как можно приобрести свое собственное виденье ситуации? Как повязаны доверие к другим и уверенность в себе?

ОБОРУДОВАНИЕ: По одной монетке и по одной повязке на глаза для каждой тройки учеников.

ИНСТРУКЦИЯ:

В настоящий момент нам нужны три добровольца, которые готовы первыми попробовать принять участие в этой игре. Один из вас будет искателем сокровища. Ему завяжут глаза и после этого он должен найти сокровище. Что это за сокровище? Сокровищем будет монета, которую двое других детей, договорившись между собой, положат на пол на расстоянии приблизительно двух метров от кладоискателя.

Что должны делать в этой игре двое других детей? Они будут исполнять роли хорошего и злого колдунов. Девушек можно называть феями. Хороший колдун, говоря кладоискателю, куда ему нужно идти, чтобы найти сокровище, всегда сообщает правду. А злой колдун всегда врет и посылает кладоискателя в неправильном направлении. Однако кладоискатель не должен знать, кто из детей играет роль хорошего, а кто злого колдуна. Поэтому колдуны, после того, как завяжут глаза кладоискателю, должны отойти в сторону и очень тихо договориться о том, кто из них будет говорить правду, а кто ложь.

Во всех трех учеников очень сложное задание. Кладоискатель ничего не видит и нуждается в помощи. При этом он должен выяснить, кому может доверять. У хорошего колдуна также сложное задание. Он должен говорить правду, однако, что он может сделать, чтобы справиться с ложью злого колдуна? Но злому колдуну также не легко. Как ему солгать так, чтобы это было похоже на правду? Поэтому мы не можем знать, как быстро кладоискатель найдет свое сокровище и найдет ли он его вообще? Если кладоискатель найдет монету, ему можно будет снять повязку и все мы поздравим его бурными аплодисментами.

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ:

- Как ты, будучи кладоискателем, выяснил, кто был хорошим колдуном, а кто злым?

- Как ты искал сокровище?

- Что ты чувствовал, когда был кладоискателем?

- Что ты чувствовал, когда был хорошим колдуном?

- Удалось ли тебе перехитрить злого колдуна? Почему?

- Как ты, когда был хорошим колдуном, пытался завоевать доверие кладоискателя?

- Что ты чувствовал, когда был злым колдуном?

- Что ты делал для того, чтобы возникло доверие у кладоискателя?

- Чему ты научился в этой игре?

- Легко ли тебя сбить с правильного пути?

- Ты сразу доверяешь людям или сначала хорошенько присматриваешься к ним?

- Умеешь ли ты уговаривать других людей?

- Умеешь ли ты красиво убеждать других?

- Что ты будешь делать по-другому, когда опять будешь играть в эту игру?

Если ты хочешь поднять уровень принятия себя, ты должен быть откровенным, чтобы люди имели возможность принять тебя. Они не принимают того, кого не знают. В таком случае чаще всего показывают свою незаинтересованность и безразличие. Парадоксально, но факт, что откровенность способствует принятию самого себя. А чем больше воспринимаешь себя, тем большей является откровенность. Человек, который предпринимает первый шаг к откровенности, может чувствовать опасение, что ее оттолкнут и неправильно поймут. Однако, вера в свою ценность уменьшает риск, связанный с откровенностью и ослабляет беспокойство и страх за свои слабые стороны.

Если ты боишься, что люди лучше тебя познают, боишься реакции других на твою откровенность - то есть, если тебе трудно открыться перед другими, тебе трудно будет построить с ними близкие отношения.

Если ты не научишься уважать себя, то будешь считать, что откровенность очень рискованное дело, ведь люди могут использовать твои слабые стороны. Кроме того, тот, кто не признает свою ценность, глубоко убежден, что если другой человек его познает, он отшатнется от него и покинет.

Чтобы поднять уровень принятия себя самим и другими, нужно пойти на риск откровенности. Но откровенность должна быть полной, потому что когда ты скрываешь что-то о себе, выдаешь желаемое за действительное, пытаешься таким образом украсить свой образ в глазах других, это может привести к тому, что в глубине души ты станешь презирать себя, потому что будешь знать, что люди приняли не тебя, а твою "маску".

Лишь тогда, когда ты будешь уверен, что тебя любят таким, каким ты есть на самом деле, в совокупности позитивных и негативных качеств, а не таким, за которого ты себя выдаешь, не за "маску", которая скрывает твое настоящее "Я". Только тогда ты станешь себя чувствовать достойным почета и любви.

УПРАЖНЕНИЕ: "Ты обо мне еще не знаешь..."

ИНСТРУКЦИЯ: Поделитесь на пары. Лицо А в течение 3 минут рассказывает о себе с помощью таких предложений: "Ты обо мне еще не знаешь, что я..." Лицо Бы слушает. Через три минуты изменение ролей. Пытайтесь быть настолько откровенными, насколько вы можете. Рискуйте. А теперь в течение 5 минут оставайтесь в тех же парах и задавайте друг другу вопросы, которые возникли в процессе выполнения упражнения. Можете использовать это время для свободного общения.

В конце занятия вся группа обсуждает такие вопросы:

- Что нового я узнал на этом занятии?

- Что больше всего меня поразило?

- Чему я научился в ходе практикума?


Приложение 3.

ТЕСТ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Б.А.ФЕДОРИЩИНА.)

1. Много ли у вас друзей, с которыми постоянно общаетесь?

2. Часто ли удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей?

4. Всегда ли вам тяжело ориентироваться в создавшейся труд­ной ситуации?

5. Стремитесь ли вы к установлению новых знакомств?

6. Нравится ли заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

8. Если возникли препятствия в осуществлении каких-либо намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли придумывать и организовывать со своими това­рищами разные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы вовлекаетесь в новые компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые надо было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли добиваться того, чтобы товарищи действова­ли в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения своих обещаний и обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и по­беседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что обычно вы плохо ориентируетесь в незнако­мой для себя обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы по­знакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

28. Верно ли, что редко стремитесь к доказательству своей пра­воты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести

оживление в малознакомую компанию?

30. Стремитесь ли ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31. Принимаете ли участие в общественной работе в школе?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли приступаете к организации различных мероприя­тий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой ауди­торией?

36. Часто ли опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при обще­нии с малознакомыми людьми?

39. Часто ли оказываетесь в центре внимания товарищей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

Ф.И.О.

Бланк ответов

 

Факультет вуза

или школа__ Возраст или класс_

Дата___

№ п/п Да Нет

№ п/п Да Нет

№ П/п Да Нет

№ п/п Да Нет

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40

Коэффициент коммуникативных способностей = Коэффициент организаторских способностей =

 


Для получения количественных данных используются ключи идеальных ответов на вопросы, отражающих ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности испытуемого.

Обработка результатов

При обработке ответы, которые даны испытуемым в соответствии с ключами, суммируются. Затем находится оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организа­торских способностей выражается отношением количества со­впадающих ответов с ключами по каждому разделу к числу иде­альных совпадений ответов с ключами (20:

где К — оценочный коэффициент; X — количество совпадающих с ключом ответов.

Шкалы оценок


Коммуникативных способностей

 

Организаторских способностей

К

 

оцен-ка

уровень проявления коммуникативных способностей

 

К

 

оценка

уровень проявления организаторских способностей

0,10—0

45

 

НИЗКИЙ

0

20—0

55

1

НИЗКИЙ

0,46-0

55

2

ниже среднего

0

55-0

65

2

ниже среднего

0,56—0

65

3

средний

0

66-0

70

3

средний

0,66-0

75

4

высокий

0

71-0

80

4

высокий

0,76—1

00

5

очень высокий

0

81-1

00

5

очень высокий

Оценка и интерпретация результатов

Полученные по тесту показатели могут варьировать от 0 до 1. Показатели К, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских способностей, близкие же к 0 — о низком уровне. Оценочный коэффициент K — это первичная количественная характеристика испытуемого. Для качественной стандартизации результатов испытания применя­ются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону коли­чественных показателей К соответствует определенная оценка. Например, ученица Xданного класса набрала по коммуникатив­ным способностям 17 баллов и16 баллов по организаторским. ' Вычислим коэффициенты этих способностей:

Теперь эти результаты необходимо сравнить со шкалами оце­нок тех и других способностей. Наша испытуемая получила оцен­ку 5 по коммуникативным способностям и 4 по организаторским. Подтвердила правильность своего выбора, самоутвердилась и за­горелась желанием еще больше совершенствоваться, добиться преодоления некоторой робости в публичных выступлениях.

А если результаты тестирования оказались невысокими, а же­лание быть учителем велико? Тест в таком случае диагностирует то, чего недостает, что надо приобретать (путем самообразования, с помощью учителя). Тест — не конечная инстанция, а помощник учителю—психологу—педагогу.

Приложение 4.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА К МЕТОДИКЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ» (В.Ф. РЯХОВСКИЙ)

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?

  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать командировки?

  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обращается к Вам спросьбой (показать дорогу, узнать время и т.д.)?

  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», и что людям разных поколений тяжело понять друг друга?

  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому вернуть Вам деньги, которые он занял несколько месяцев назад?

  9. В ресторане Вам подали явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли Вы?

  10. Оказавшись один на один с незнакомцем, Вы не заговорите с ним первым и будете тяготиться, если он начнёт разговор. Так ли это?

  11. Вас приводит в ужас любая очередь (магазин, библиотека). Вы откажетесь от намерения?

  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

  13. У Вас есть собственная, сугубо индивидуальная система оценки произведений литературы, искусства, культуры, а к чужим мнениям по этому поводу Вы не прислушиваетесь. Так ли это?

  14. Услышав где-то в кулуарах высказывание, явно ошибочное по хорошо известному Вам вопросу, предпочтёте Вы промолчать и не вступать в спор?

  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме чем в устной?

Классификатор

30-32 очка: Подросток явно некоммуникабелен, это его беда, и страдает от неё больше он сам. Но и близким его людям нелегко. На него трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Подросток должен стараться быть общительнее, контролировать себя.

25-29 очков: Подросток замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, поэтому у него мало друзей.

19-24 очка: Подросток в известной степени общителен, чувствует себя уверенно, проблемы его не пугают. Но с людьми сходится «с оглядкой», хотя это исправимо.

14-18 очков: У подростка нормальная коммуникабельность. Он любознателен, охотно слушает любого собеседника, достаточно терпелив в общении с другими, отстаивает свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёт на встречу с новыми людьми. В то же время он не любит шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у него раздражение.

9-13 очков: Подросток весьма общителен (порой даже сверх меры). Он любопытен, разговорчив, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение у окружающих. Он охотно знакомится с новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда может их выполнить. Бывает, вспылит, но быстро отходит. Чего ему не достаёт, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, он может заставить себя не отступать.

4-8 очков: Чрезвычайно высокий уровень общительности. Он свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Подросток мгновенно ориентируется в трудных ситуациях, очень непринуждённо ведёт себя в новом коллективе. Очень инициативен. Принимает самостоятельные решения. Отстаивает своё мнение и добивается принятия своих решений. Любит организовывать игры, различные мероприятия. Настойчив и одержим в деятельности.

3 очка и менее: У подростка нездоровая коммуникабельность. Он многословен, вмешивается в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Он бывает причиной конфликтов. Его чрезмерная общительность носит болезненный характер. Подобный стиль жизни – ошибка.

Приложение 5

"НЕТРАДИЦИОННОЕ ПРИВЕТСТВИЕ"

ЦЕЛЬ: знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: ватман, анкета «Вот я какой» по количеству участников, магнитофон, аудиозаписи.

1. НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ

Ведущий рассказывает кратко о себе, о целях курса.

Информационный блок:

Ведущий. Начиная с сегодняшнего дня мы будем заниматься на уроках, которые не совсем похожи на обычные. Наши занятия — это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

Кто-то не уверен в себе и своих силах, робок и застенчив. А другой, наоборот, излишне активен и энергичен. Некоторые дети переживают из-за того, что у них нет друзей: они нерешительны, не умеют знакомиться, дружить. Есть девочки и мальчики, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга, которому можно доверить тайны, нет. У кого-то трудный характер: он нередко огорчает родителей, конфликтует дома, в школе, на улице. Такой человек страдает от необдуманных поступков, но справиться с этим не может.

Надеюсь, что наши встречи станут для вас полезными и интересными. Почему? Потому что каждый человек стремится быть умным, справедливым, сильным. Естественным является желание иметь много друзей, быть уважаемым и любимым; понимать, ценить себя и других. Мы начинаем учиться быть уверенными в своих силах, решительными, жизнерадостными и добрыми. Я буду рада, если вы увидите пути улучшения своего характера и положения среди друзей, если поймете, как можно воспитать важные для самостоятельной жизни качества личности.

Основа всего того, что будет происходить в группе, — доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться.

(Далее ведущий предлагает познакомиться поближе.)

Как люди обычно приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на варианте рукопожатия. Почему люди жмут друг другу руку? Просто такая традиция, а значит, все могло бы быть иначе. Например, некоторые африканские племена при встрече трутся носами. Сейчас мы попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами.

2. РАЗМИНКА Упражнение «Веселое приветствие».Ведущий включает любую танцевальную музыку, и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов ведущего «раз, два, три, друга найди!» каждый ребенок должен найти себе пару и встать рядом. Ведущий командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками, коленками...» Так в процессе игры дети узнают о существовании различных форм приветствий.

Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с новым игроком.

Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими.

Анализ: какие приветствия были наиболее интересны?




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: 1999.

  2. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб.:2003.

  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчик О.И. - СПб.: 2002.

  4. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: 2009.

  5. Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: 2000.

  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей – Ярославль.: 2004.

  7. Кон И.С. Психология старшеклассника - М.: 2003.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа развития коммуникативных способностей у обучающихся подросткового возраста

Автор: Павлюченко Любовь Владимировна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сущность коммуникативной компетенции подростков в контексте компетентностного подхода"
    ["seo_title"] => string(89) "sushchnostkommunikativnoikompietientsiipodrostkovvkontiekstiekompietientnostnoghopodkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "270509"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451143416"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по обществознанию ООО 5-6 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-ooo-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "338295"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469880017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства