kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы психолога с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы с использованием мультисенссорной среды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием мультисенсорной среды

Гончарова Ирина Николаевна

педагог-психолог


Один из самых важных этапов жизни ребёнка - это дошкольное детство. В этот период развиваются все основные психические процессы, элементарные навыки поведения, нравственные представления и чувства. По Л.С. Выготскому, все элементарные, «натуральные» навыки, в этот период должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

В наше время в существует огромное количество неопределенности, беспокойства у людей, большое количество стрессов. Большая часть взрослых находятся в постоянном состоянии тревоги и напряжения, которые передаются детям. У родителей зачастую просто нет времени, чтобы поговорить с ребёнком, объяснить беспокоящие его чувства и эмоции, просто элементарно успокоить. Все это сказывается на психическом развитии детей, их эмоциональной сфере. Поэтому дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более им трудно распознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере общения детей с окружающим миром.

Сложность в выражении своих эмоций и чувств, понимании своего поведения затрудняет взаимоотношения между детьми. Если ребенок не умеет выразить свои чувства словами, при неблагоприятных условиях развития в дальнейшем это при­водит к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям.

Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр, как правило, имеют серьёзные нарушения психоэмоционального развития. У таких детей отмечается эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, отсутствие навыков самоконтроля поведения и эмоций. Воспитанники не всегда могут распознать эмоции, не могут правильно выразить их словами, не умеют справляться с негативными эмоциями и выражать их в социально приемлемых формах. Впоследствии на фоне эмоциональных нарушений легко возникают личностные отклонения, которые провоцируют формирование асоциального поведения, нарушение общения, деформацию личности детей в целом.

Для выявления имеющихся отклонений в эмоциональной сфере, тревожности, страхов у детей дошкольного возраста, выясне­ния их причин я использовала следующие методы диагностики:

  • наблюдение, экспертные оценки воспитателей;

  • «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» (В. М. Минаева);

  • Цветовой тест (М.Люшер);

  • «Изучение эмоциональных проявлений детей  и уровня сформированности у них способности к вербализации эмоций при разыгрывании сюжетных сценок» (А. Д. Кошелева);

- «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

- «Рисунок несуществующего животного»

Результаты психодиагностики, проведенной с воспитанниками учреждения, показали, что дошкольники еще плохо умеют распознавать чувства других людей, понимать свое собственное эмоциональное состояние, затрудняются выразить эмоции с помощью мимики и жестов. Многие дети затрудняются изобразить чувство удивления, злости, спокойствия, презрения, отвращения, интереса.

Кроме того, в процессе наблюдения за поведением детей во время психологического обследования выяснилось, что у некоторых детей отмечается неуверенность в себе, им требуется постоянная помощь, похвала, поддержка со стороны взрослого. Воспитатели учреждения ежедневно сталкиваются с различными отклонениями в поведении детей – конфликтности, неумением управлять своими эмоциями, отсутствием навыков самоконтроля, проблемами в эмоционально-волевой сфере. Нормальному психическому развитию детей мешают повышенная тревожность, различные страхи, неуверенность в себе, сниженная самооценка.

Для успешного развития эмоциональной сферы старшим  дошкольникам  необходимо овладеть  социальными  формами  выражения  эмоций. У дошкольников должны   сформироваться чувства  долга,  эмпатии, эстетические и моральные чувства.  Эффективными  в  работе  со  старшими  дошкольниками  являются  методы  и  средства  мультисенсорной среды, арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии.

Обогатить эмоциональный опыт дошкольника, значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития можно, используя специально организованные занятия в сенсорной комнате. В пространстве сенсорной комнаты происходит воздействие основные каналы восприятия человеком окружающего мира (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Методы  арттерапии и сказкотерапии могут быть использованы в  коррекции поведения,  гармонизации  эмоционального  состояния  дошкольников,  выявление  творческого  потенциала,  развитие  восприятия, оригинальности  мышления,  улучшение  внимания  и  памяти,  рост  самооценки,  развитие  коммуникативных  навыков.

Коррекционно-развивающая программа «В мире эмоций» включает проведение занятий, в процессе которых педагог-психолог должен решать ряд важных задач:

- познакомить детей с характеристикой эмоциональных со­стояний человека;

- учить видеть эмоциональное состояние другого человека и оценивать собственное эмоциональное состояние;

- развивать эмоциональную произвольность;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (избавляться от злости, раздражительности, снимать напряжение, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Основная работа по программе ведётся с детьми от 5 до 7 лет (воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (отделение социальной реабилитации). Работа строится по следующим этапам: диагностика; реализация программы; подведение итогов (диагностика, анализ).

Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

- содействовать ребёнку в развитии основных психических процессов, чувств и эмоций;

- оказывать помощь ребёнку в осознавании себя и своего существования в мире, своих эмоциональных состояний и потребностей;

- познакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека;

- научить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонации;

- научить детей приемам снятия эмоционального напряжения, приемам релаксации.

Работа осуществляется небольшими группами (2-3 человека). Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Продолжительность занятия – 20 минут.           

Общее количество занятий по программе – 14. Срок реализации программы 3 месяца.

Структура занятия:

Вводная часть – разминка. Цель: Активизировать внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Основная часть – психологические этюды и игры на выражение отдельных эмоций, упражнения, рисунки, беседы. При построении занятий с дошкольниками используются психогимнастические игры, направленные на развитие умения правильно выражать ту или иную эмоцию, на развитие выразительности движений; невербальные игры – изображение живого или неживого объекта, предмета; релаксационные игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения.

Использование на занятиях сказкотерапевтических упражнений, чтение и сочинение сказок развивает воображение дошкольников, способствует развитию сочувствия  и  сопереживания.  Вместе с героями сказки дети учатся преодолевать трудности, проговаривать свои чувства, переживания. Кроме этого, сочиняя свой конец сказки, ребята могут справиться с тревогой, страхом, негативными эмоциональными переживаниями. Этому же способствуют и рисование, проигрывание историй. Кроме этого, совместная творческая деятельность на занятиях способствует установлению эмоционального контакта со всеми детьми, снятию эмоционального напряжения, созданию положительного фона. Ребята с удовольствием на занятиях рисуют сказочных героев, придумывая их приключения и «проигрывая» свои проблемы.

Психогимнастические и игровые упражнения позволяют дошкольникам осознать свои эмоции, понять эмоции других людей. Все упражнения сопровождаются музыкальными произведениями, помогающими создать положительный эмоциональный фон, создать атмосферу безопасности.

Заключительная часть занятий – обучение приемам ауторелаксации, ритуал прощания. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание положительного настроения.

 Оборудование, используемое на занятиях:

 

1) Оборудование сенсорной комнаты:

- детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;

- зеркальный шар  с приводом вращения и источник света к шару;

  - фонтан водный (настольный);

  - пучок фибероптических волокон с боковым свечением;

- звездная сеть с контроллером;

  - волшебная нить с контроллером;

  - настенное интерактивное панно   «Бесконечность»;

  - светильник «Фонтан света»

  - прибор динамической заливки света;

  - сухой бассейн

  - маты напольные и настенные;

- трапеция с гранулами;

- пуфик-кресло

- висящая система «Мелодичный звон»

2) Другое оборудование:

- коллекция игрушек

- краски, карандаши, цветные мелки

-бумага различного формата

- цветная бумага

- клей

- ножницы

- музыкальные фрагменты

- магнитофон

- тексты сказок

Программа занятий «В мире эмоций»

Занятие 1. «Путешествие в Волшебную страну»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, сенсорная тропа, система «Мелодичный звон», маты, музыкальное сопровождение.

Ритуал входа в Волшебную страну. Знакомство с Гномиком. Приветствие. Упражнения «Воздушный шарик», «Приветствие», «Жесты», «Деревья», «Самолеты», релаксация «Бабочка», ритуал прощания.

Занятие 2. «Радость»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, плоскостные изображения цветов, бабочек, бумага для рисования, фломастеры, карандаши, сюрпризный конверт с письмом, солнце с прикрепленными ленточками-лучами, сенсорная тропа, система «Мелодичный звон», маты, пиктограмма и картинка «Радость», музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие. Знакомство с пиктограммой «Радость». Релакс «Солнечный зайчик». Упражнения «Передавалки», «На что похожа радость?», «Сороконожка», «Цветок», «Солнышко», «Ромашка радости». Прощание.

Занятие 3. «Грусть»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, пиктограмма «Грусть», картинка; мягкий мячик; сумочка с четырьмя конвертами, в каждом из которых лежат разрезанные на части «заклинания против грусти»; бумага для рисования; фломастеры, карандаши; сюрпризный конверт с письмом; солнце с прикрепленными ленточками-лучами; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение

Ритуал входа. Приветствие. Релакс «Грусть». Упражнения «Я так устал». Сказка «Обидка и Грустинка». Упражнение «Заклинание от Грусти». Прощание.

Занятие 4. Удивление

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, пиктограмма «Удивление», картинка; бумага для рисования; фломастеры, карандаши; мяч, сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение

Ритуал входа. Приветствие. Пиктограмма «Удивление». Упражнение «Закончи предложение». Игра с пузырьковой колонной и фибероптическими волокнами. Рисование «Удивление». Релакс «Путешествие на облаке». Прощание.

Занятие 5. «Гнев»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, пиктограмма «Гнев», «Злость», картинка; волшебный мешочек; мяч; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие. Упражнения «Что я люблю», «Злой Гном», «Волшебный мешочек», «Тух-тиби-дух», «Снежки», «Доброе животное». Прощание.

Занятие 6. «Страх»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, пиктограмма «Страх», картинка; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие. Упражнение «Замри». Сказка «Полезный страх». Упражнение «Подари свой страх». Рисование страхов. Упражнение «Смелый лев». Прощание.

Занятие 7. «Обида»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, пиктограмма «Обида», картинка; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие «Поделись теплом». Знакомство с пиктограммой «Обида». Упражнение «Я обижаюсь, когда…». Психогимнастика «Обидчик». Сказка про львенка. Упражнение «Прощение». Прощание.

Занятие 8. «Вина»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик, пиктограмма «Вина - стыд», картинка; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; мяч; бумага, карандаши или фломастеры; музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие. «История про мальчика Вову». Работа с пиктограммой. Упражнение «Когда я был виноватым…». Рассказ «Медвежонок, который все делал кое-как». Упражнение «Незаконченное предложение». Рисование «Какого цвета вина». Прощание.

Занятие 9. «Воздушные шары»

Материалы и оборудование для занятия: воздушные шары разной формы, карточки с изображением воздушных шаров, цветная бумага, клей, карточки с изображением эмоциональных состояний или пиктограммы, сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие. Встреча с Грустишкой. Коллаж «Воздушные шары». Упражнения «Воздушный шарик», «Доброе животное». Прощание.

Занятие 10. «Прогулка в зоопарк»

Материалы и оборудование для занятия: сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение; игрушка попугай.

Ритуал входа. Приветствие. Упражнение «Поездка в зоопарк». Психогимнастика «Попугаи». Упражнения «Мой хороший попугай», «Хищники», «Мартышки», «Крокодил». Прощание.

Занятие 11. «Водная страна».

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; музыкальное сопровождение; пузырьковая колонна; настольный водопад; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света; музыкальное сопровождение «Звуки океана».

Ритуал входа. Приветствие. Упражнения «Дельфинчики», «Подводное царство», «Вода в шаре и лесная вода», «Блестящая вода», «Звёздный дождь». Прощание.

Занятие 12 «Прощальное занятие»

Материалы и оборудование для занятия: игрушка Гномик; сенсорная тропа; система «Мелодичный звон»; маты; пиктограммы всех эмоций, бумага(ватман), карандаши и фломастеры, музыкальное сопровождение.

Ритуал входа. Приветствие. Упражнение «Цветок - имя». Повторение эмоций (пиктограмм). Упражнение «Превращение» Коллективное рисование «Поезд эмоций». Психодинамическая медитация «Волшебный цветок». Прощание.



Проведенная итоговая диагностика по программе показала, что занятия имели положительный эффект: смягчился эмоциональный дискомфорт у детей, дети стали более активными и самостоятельными, укрепилась уверенность детей в себе и своих силах. У некоторых воспитанников снизился уровень тревожности. Ребята освоили приемы саморегуляции поведения. Дети научились дифференцировать эмоциональные состояния свои и других людей, научились правильно справляться с обидой и гневом.

Работа с различными мультисенсорными материалами, красками помогла детям раскрыть свои внутренние личностные ресурсы, улучшилась мелкая моторика дошкольников.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы

Автор: Составитель Гончарова Ирина Николаевна, педагог-психолог

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(158) "obnovlieniie-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-dou-dlia-obiespiechieniia-emotsional-nogho-blaghopoluchiia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "127268"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415287291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
    ["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "275472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452584621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства