Данная коррекционная программа направлена на выработку у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды, а так же требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди подростков должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечить решение не только собственно атнинаркогенных, но и общих задач воспитания.
На этой основе становится возможной способность противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества.
Представленные ниже занятия по профилактике наркомании составлены на основе принципов педагогической наркологии и расположены в последовательности, которая способствует формированию у детей внутренних антинаркотических защитных барьеров.
Занятия содержат доступный для усвоения детьми и подростками материал, соответственно, для младших, средних и старших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная коррекционная программа направлена на выработку у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды, а так же требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди подростков должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечить решение не только собственно атнинаркогенных, но и общих задач воспитания.
На этой основе становится возможной способность противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества.
Представленные ниже занятия по профилактике наркомании составлены на основе принципов педагогической наркологии и расположены в последовательности, которая способствует формированию у детей внутренних антинаркотических защитных барьеров.
Занятия содержат доступный для усвоения детьми и подростками материал, соответственно, для младших, средних и старших классов.
Обоснование выбранного направления
Актуальность данной проблемы связана с распространением наркомании в России, в текущем десятилетии не без оснований рассматривается как угроза здоровью населения и безопасности страны.
Незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими на протяжении последних лет представляют сегодня одну из самых сложных проблем. Рост наркомании среди молодежи и подростков крайне отрицательно влияет на экономику, правопорядок, здоровье и социально-психологическую атмосферу в обществе. Наркомания стремительно молодеет, все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» потребления наркотических и психотропных препаратов.
По мнению специалистов в настоящее время происходит изменение структуры подростковой преступности от употребления ПАВ в сторону употребления алкоголя и других форм асоциального поведения.
Данная программа имеет полугодовую длительность. Необходимо помнить, что только после длительных профилактических мероприятий можно надеяться на положительный результат. Занимаясь достаточно длительное время с подростками можно сформировать адекватное социальное поведение даже у тех, кто имел попытки приемов ПАВ.
Помощь психолога важна для осознания проблемы, принятия на себя ответственности за свой выбор, движения к тому, чтобы сознательно отказаться от употребления психоактивных веществ, выработать путь позитивного включения в жизнь общества.
Данная программа состоит из 2 блоков: первый блок рассчитан на детей 7-12 лет, второй блок на подростков 13-18 лет. Занятия проводятся один раз в две недели и направлены на диагностику и профилактику наркомании, на выработку устойчивости к наркотическому давлению среды, на формирование у подростков отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления
Цель программы:
Профилактика наркомании: выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды, способствовать формированию у детей внутренних атнинаркогенных защитных барьеров, прививать подростку основы здорового образа жизни.
Задачи:
обучение детей умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
Формирование у подростков отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления.
Методы:
- диагностика
- просветительская работа
- ролевые игры
- рисование, как коррекционно-диагностический процесс
- круглый стол
Требования к помещению:
помещение должно быть просторным, в нем не должно быть нечего лишнего;
помещение не должно быть проходным;
возможность применения видео-аудиоаппаратуры;
по возможности применение релаксационного оборудования
( тренажеры, кресла-модули, различные шары, мячи и др.)
Материально-техническое обеспечение:
музыкальная программа
аудиоаппаратура
удобная мебель
карандаши цветные, фломастеры, акварель, бумага формата А4, ватман.
дневники личного пользования
Описание разделов программы
№ п/п
занятия
Тема занятия
Задачи
Кол- во
времени
Блок 1. Занятия по профилактике наркомании для детей 7-12 лет.
«Полет и падение»
Подведение детей к мысли о том, что понятие «полет » и «падение» неразрывно связаны между собой в случае употребления наркотиков.
35 мин.
«Хорошие и плохие вещества»
Расширение знаний детей о полезных и вредных веществах.
30 мин.
«Хорошие и дурные поступки»
Научить детей различать хорошие и дурные поступки.
30 мин.
«Правда и ложь»
Раскрыть истинное понимание слова «правда» и «ложь». Человек, ставший рабом наркотиков, всегда
врет.
40 мин.
«Добрые дела»
Рассказать детям о «добрых» и «не добрых делах». Доказать, что распространение наркотиков «не доброе дело».
35 мин.
Блок 2. Занятия по профилактике наркомании для подростков 13-18 лет.
1.
«Первая проба наркотика- начало полета, в конце которого падение»
Донести до понимания подростков недопустимость даже однократной пробы наркотика.
40 мин.
2.
«Торговля наркотиками»
Объяснить в каких условиях проходит распространение наркотиков.
45 мин.
3.
«Можно ли избавиться от наркотиков»
Объяснить разрушительное воздействие наркотиков на организм.
40 мин.
4.
«Злой волшебник- наркотик»
Обсудить предложенную ситуацию и сделать соответствующие выводы.
40 мин.
5.
«Наркотик – тренинг безопасного поведения»
Формировать умение предвидеть сложные жизненные ситуации и находить из них правильный выход.
Формировать убеждение, что прием наркотиков является ложным способом решения жизненных проблем.
45 мин.
7.
«Наркотик – это ошибка, иногда стоящая жизни»
Просветить детей о том, что наркотик фактор разрушающий здоровье.
40 мин.
8.
Итоговое занятие: «О чем спрашивают подростки».
Формирование адекватной позиции и правильного представления об ответственном отношении к своему будущему.
50 мин.
Результативность применения
Данные занятия способствуют формированию антинаркотических стереотипов поведения. Повышает антинаркотическую устойчивость подрастающего поколения, дают возможность донести до подростков сведения о том, что ПАВ является ложным способом решения жизненных проблем. Способствует формированию социальных навыков и правильному представлению детей о здоровом образе жизни.
Область возможного использования
Данную программу можно использовать не только в реабилитационных центрах, но также в общеобразовательных учреждениях: проводить как систематические уроки, также использовать материалы на других уроках, во внеклассной работе; школьным психологам, социальным педагогам.
Используемая литература
Арсенина Е.Н. Авторские сценарии мероприятий в начальной школе – М., 2007г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми - Санкт-Петербург, 2005г.
Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при алкоголизме и наркомании – М., 2006 г.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы - М., 2007г.
Приложение
(конспекты занятий)
Блок 1.
Занятия по профилактике наркомании для детей 7-12 лет.
1. Занятие: «Полет и падение».
Цель занятия:
формировать у учащихся понятия о веществах, способных воздействовать на психику человека; подвести детей к мысли о том, что понятия «полет»и « падение» неразрывно связаны между собой в случаи употребления человеком наркотических веществ.
Основные понятия:
полет, падение; приятные и неприятные ощущения; вещества, действующие
на психику.
Основные положения занятия
1. Что такое полет?
Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет?
Кто хотел бы полететь, как птицы?
Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были?
Многие согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости веселья и т.д.
2.Что такое падение?
Кто падал? В каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, или когда было скользко на улице.
Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние, хотелось плакать и т.д.)?
Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью лишен способности трудиться, он становится инвалидом.
3. Как мы себе представляете «полет» и «падение» (нарисуйте в альбоме).
Итак, полет почти всегда связан с приятными ощущениями, не связан с потерей здоровья. Полет можно повторить (например: человек неоднократно прыгает с парашютом).
Полет- это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие и т.д.
Падение, напротив, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль в момент удара и боль длительное время после этого. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга и т.д.
4. Что же происходит при употреблении наркотиков?
В начале человек чувствует себя хорошо, он как бы летит, парит в воздухе.
Когда действие наркотического вещества заканчивается, у человека сразу же портится настроение, и оно остается очень плохим до тех пор, пока он вновь не примет наркотик. Со временем при перерыве в приеме наркотика появляется так же боль во всем теле (болят мышцы ног, спины, шеи, болит живот и т.д.). Человек не может найти себе места. Иногда он даже неспособен поднять голову с постели, если не принял наркотик. Настроение резко падает, жить не хочется. Это состояние называется «ломка».Человеку может помочь только врач или новая доза наркотика, после принятия которой все неопрятности, как ему кажется прекращаются. Но лишь на время действия наркотика. Вновь человек ощущает себя хорошо, ему хочется петь, смеяться - до следующей «ломки».
Таким образом, всякий раз после такого «полета», вызванного приемом наркотика, снова будет такое же падение, А со временем - и еще более тяжелое.
Заключение. Последствия падения, возникающие у человека в результате приема наркотических веществ, намного опаснее для здоровья, чем, к примеру, падение на скользкой дорожке, даже если при этом не сломал ногу. Почему? Потому что наркотики не только отравляют организм, но и подчиняют себе все мысли, чувства и волю человека.
2.Занятие: « Хорошие и плохие вещества ».
Цель занятия:
сформировать у учащихся представление о полезных и вредных для здоровья веществах и людях, которые наживаются на продаже вредных веществ.
Основные понятия:
обман; приманка; нажива.
Основные положения занятия
В начале урока следует провести рисуночный тест « Праздничный стол », способствующий выявлению информированности детей о наркогенных веществах. Какие вещества изображены на рисунке? Какого они цвета? Встречаются ли в рисунках изображения алкогольных напитков, атрибуты наркотизации ( фужеры ,стаканы, Бутылки ,сигареты, спички, курульные трубки) и т.д.?
1. Игра « Рыбак и рыбки »
Цель игры: показать детям, что есть вещества, которые иногда предлагают попробовать бесплатно (что бы испытать на себе их действие). Но если человек их попробует, то за это ему придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Ход игры: в центре круга стоят дети («рыбки»). За кругом - ребенок с удочкой («рыбак»). «Рыбак» закидывает пустую удочку в центр круга и начинает ловить « рыбу ». Но «рыба» не ловится.
Вопрос: почему рыба не клюет? – Нужна приманка. Что является приманкой для рыбы? – Хлеб, червяк, каша и т.д.
«Рыбак» насаживает на крючок приманку (интересный предмет) и начинает снова ловить «рыбу». «Рыба» (дети, стоящие в кругу), должна поймать и держать наживку. Как только кто-то из детей поймает наживку, « рыбак » тянет к себе и вытаскивает « рыбку ». Игра заканчивается.
Ребенок, которому первому удается схватить приманку, может оставить ее себе, и, казалось бы, он выигрывает! Но на самом деле выигрывает « рыбак ». Он ловит «рыбку», а «рыбка» (ребенок) проигрывает: ее поймали. Тех ребят, кто примаку не схватил, « рыбак » поймать не может.
Вопрос: как вы думаете, рыбаки дают приманку рыбке бесплатно или нет?- Рыбе приманку предлагаю бесплатно, но после этого ее зажарят и съедят.
Вопрос: что выгадала рыбка, схватив приманку? - Рыба не выиграла, а проиграла. Если бы она не схватила приманку, то осталась бы живой.
Вывод: за « бесплатную » приманку рыба расплачивается жизнью.
2. Игры « Мышка и сыр »
Ход игры: в кругу лежит кусочек сыра. За кругом - мышка. Она вит сыр, ей хочется его съесть, но она не знает, как ей это сделать. Она видит дверцу. Желание съесть сыр позволяет мышке преодолеть страх перед неизвестным, и войти в мышеловку и схватить сыр, но дверца мышеловки захлопывается (дети встают вокруг круга и берутся за руки, мышка плачет, так как выйти не может). Игра заканчивается.
Вывод: мышка за «бесплатный» сыр расплачивается свободой. То же самое происходит, когда человеку торговцы предлагают попробовать наркотик.
Вопрос: почему торговцы наркотиками иногда не требуют денег?- они обязательно потребуют их, но не сразу, а потом.
Вопрос: а когда же? – они хорошо знают, что после одной двух проб, когда человек испытывает на себе действие наркотика, ему захочется принимать его и дальше. Тогда уже продавцы начнут брать с него деньги и получать все что захотят.
Следует обратить внимание на то, что бесплатно наркотики предлагают только тем, у кого не желания пробовать (принимать его). Те же, кто сам хочет принимать его, бесплатно никогда не дают – только продают. И на это наживаются.
3.Главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека появилось желание принимать наркотик, а потом на этом желании он (продавец) будет зарабатывать большие деньги. И его заработок (прибыль) будет тем больше, чем больше людей будут хотеть принимать наркотики.
Вопрос: А что использует торговец в качестве приманки?
Утверждение о приятности действия какого либо вещества.
Утверждение о безвредности этого вещества.
Утверждение о « модности » приема этого вещества.
Утверждение о том, что человек, начавший потреблять наркотики способен понять, что это такое, что недоступно пониманию других людей, не употребляющих его. (но понять он сможет только одно: что не может больше обходиться без наркотиков, и по этому становится рабом того, у кого можно получить наркотик).
Вопрос: почему те, кто наживается на продаже наркотиков, их не употребляют сами?
А будет ли рыбак есть приманку, которую насаживает на крючок? Люди разве едят червяков – нет. Даже если рыбак будет приманивать рыбку хлебом, он не ест хлеб с крючка!
Поэтому, крупные торговцы наркотиками (наркомафия) сами никогда не употребляют их. Но они имеют своих «рабов» - людей, которым хочется принимать наркотики, но на это денег нет. Тогда крупные торговцы поручают им торговать, а выручку забирают себе, расплачиваясь со своими «рабами» некоторым количеством наркотика.
Заключение. Человек, начавший употреблять наркотики, подобен рыбе, которая попала на крючок. Сравните ее положение с рыбами, которые плавают свободно. Точно такое же различие между людьми, которые употребляют наркотики и которые их не употребляют.
Опасных веществ довольно много, как может быть и много различных приманок, которые рыбак насаживает на крючок. И пойманный на наркотический крючок человек. Постоянно будет расплачиваться не только деньгами, но и свободой, здоровьем, семьей, а, в конце концов, и жизнью.
3. Занятие: « Хорошие и дурные поступки».
Цель занятия:
сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки. Дополнительно: выявление группы риска.
Основные понятия:
плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и поощрение; наркомания не прощает ничего, никому, никогда.
Основные положения занятия
В начале урока следует провести тест «Моя семья», позволяющий выявить взаимоотношения в семье и характер отношения к детям (занимаются ли родители воспитанием, интересуются ли внутренним миром ребенка). Это позволит педагогу выявить группу риска (психологически безнадзорные, с последствиями родовой травмы, с девиантным поведением). В рисунке также важно отметить цветовую гамму, размеры действующих лиц, дистанцию между членами семьи.
Наличие в рисунке мрачных тонов свидетельствует о психологическом напряжении ребенка, неудовлетворенности, одиночестве. Светлые тона - о благополучия, удовлетворении, спокойствии.
Далее к уроку следует приготовить картинки с изображением разных поступков.
Вопрос: какие поступки бывают? – Хорошие и плохие.
Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие.
Приведите пример плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие.
Поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим.
За плохие поступки родители могут и должны наказывать, обязательно разъясняя, за что. Можно почитать учащимся отдельные главы повести Гарина- Михайловского «Детство Темы» (глава «Наказание»), а затем обсудить ее.
Вопрос: для чего наказывают за плохие поступки? Чтобы связать этот поступок с неприятным. И тогда, желая впредь избежать этого неприятного, ребенок, подросток не будет совершать таких поступков.
Вопрос: почему (для чего) награждают за хорошие поступки?
Для того чтобы связать хороший поступок с приятным. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок, подросток будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства был приучен достигать приятного хорошими поступками (трудом, полезными делами, помощью одноклассникам и т.д.), а не приемом каких-то веществ.
В то же время за плохой поступок можно попросить прощения. Прочитайте главу «Прощение» из повести «детство Тёмы».
Вопрос: для чего наказывают за плохие поступки? Чтобы связать этот поступок с неприятным. И тогда, желая впредь избежать этого неприятного, ребенок, подросток не будет совершать таких поступков.
Вопрос: почему (для чего) награждают за хорошие поступки?
Для того чтобы связать хороший поступок с приятным. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок, подросток будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства был приучен достигать приятного хорошими поступками (трудом, полезными делами, помощью одноклассникам и т.д.), а не приемом каких-то веществ.
В то же время, за плохое можно попросить прощения. Прочитайте главу «Прощение» из повести «Детство Темы».
Вопрос: что такое прощение? – Оно неразрывно связано с понятием раскаяние.
Раскаяние – переживания по поводу своего поступка. Ребенок, совершивший плохой поступок, понял, что поступил плохо, и сожалеет об этом. Воспоминание о своем поступке ему неприятно, и у него возникает желание больше никогда так не поступать. Когда родители видят, что ребенок раскаялся, они его одобряют за раскаяние и впоследствии об этом поступке уже не напоминают. Это и есть прощение.
Вопрос: что значит «человека простили»?
Это значит, что ему больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него.
Вопрос: как быть, если у ребенка постоянно возникает желание совершать плохие поступки?
Это значит, что человек стал «рабом» стремления к плохим поступкам. Каждый случай потребления наркотических веществ – тоже плохой поступок. Человек, желающий потреблять наркотические вещества, становится «рабом» своего желания.
Вопрос: а можно попросить прощения у своего собственного желания? – Нет, это невозможно, потому что желание вновь и вновь напоминает о себе. Оно не дает человеку возможности забыть о своем поступке и заставляет его совершать такие поступки вновь и вновь.
Вопрос: почему употребление наркотиков – это плохой поступок? Какие поступки считаются плохими? (Можно поговорить с учащимися по прочитанным главам или прочитать другие произведения аналогичного содержания.)
Заключение. Можно ли за употребление наркотиков попросить прощение? – Нет! Нет! И еще раз нет! Потому что все равно это не поможет. Но очень важно, если человек твердо решил: больше никогда не буду употреблять наркотики! К сожалению, не каждому это удается. И поэтому лучше не пробовать наркотик ни разу.
4. Занятие «Правда и ложь».
Цель урока:
сформулировать у учащихся представление о том, что такое лживый и правдивый человек; понимание того, что человек, ставший рабом наркотиков, всегда лжив.
Основные понятия:
свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от наркотиков.
Основные положения занятие
1. Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда».
Вопрос: что сказал автор о Правде? («…идет Правда по земле ни шатко , ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»).
Почему Правда утверждает, что с кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет.)
Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги).
Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму- разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)
Задание: нарисовать Правду и кривду.
Таким образом, Кривда в каждый данный момент нередко выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет.
Русская пословица: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не врал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, все равно они об этом узнают. И тогда наказание будет больше, чем, если бы он честно признался и постарался их исправить.
2. Почему человек, начинающий употреблять наркотики, становится лживым?
Потому что, начав употреблять наркотики, он становится постепенно их врагом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь принимать наркотик, что человек не может ни о чем другом думать. Чем чаще он употребляет наркотик, тем ему сильнее хочется находиться в состоянии наркотического опьянения. « Ловушка » захлопывается.
Теперь все поступки человека направлены только на добывание и употребление наркотиков. Например, наркоман может часами бродить по городу, что бы найти торговца наркотиком и купить его. Когда денег у него на это не остается, наркоман готов на любые действия: врать, воровать, предавать своих близких друзей и т.д.
3. Наркотики и преступления.
Наркотики стоят дорого. Поэтому человек, употребляющий наркотики, не всегда имеет достаточно денег, чтобы их покупать. Поэтому наркоман прибегает к разным способам добывания денег: просит взаймы у знакомых, родных, друзей, никогда не возвращая долга; и нередко идет ради наркотика даже на преступления ( воровство, убийство).
4. Наркоман - тяжело психически больной человек.
Наркотики сначала разрушают психику, лишая человека его лучших качеств. Он становится эгоистом, потому что теряет способность сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь пострадавшим. У него всего одна цель- побыстрее принять наркотик и уйти из реального мира в мир дурмана.
Больному настолько сильно хочется наркотика, что в сравнение с этим желанием становятся безразличны чувства, права, здоровье других людей, даже самых близких. Он может продавать вещи, чтобы купить наркотики, красть. Он готов обмануть, чтобы выманить деньги, потому что знает: если он вовремя не примет очередную дозу наркотика, то ему станет очень плохо: наступит «ломка». (Полезно повторить с детьми материал второго занятия).
5. Вред курения.
Курение – наиболее легкое проявление зависимости человека от химического вещества. Но каждый курящий знает ,как сильно желание в очередной раз закурить. Например, на перемене курящие ученики, бегут на улицу, что бы покурить, а если им не удается, то на следующем уроке они ни о чем другом думать не могут. Они думают только о табаке, а не о занятиях. Разве это не рабство?
Вопрос: как это сказывается на успешности обучения? – Отрицательно.
Когда подросток начинает курить, он скрывает это от родителей. Он понимает, что совершает плохой поступок и заслуживает наказания.
Вопрос: почему же он продолжает курить?
Потому что становится «рабом» собственного желания. Ложь для него делается постоянным способом избежать наказание. Начинающие курить скрывают это от родителей. А привыкнув врать в одном, человек легче врет и в другом. Так, употребление даже табака способствует лживости. Но наркотики еще более опасны, и потребление их скрывают еще более старательно.
6. Можно ли доверить человеку, который привык врать? Может ли лжец быть надежным другом?
Наркоманы – несвободные люди, так как зависят от наркотика. Как правило, несвободный человек не может говорить правду. Он постоянно готов обманывать, если это поможет достать наркотик. Даже лучший друг может стать врагом, если он начнет потреблять наркотики. Поэтому, если кто-то из ваших друзей стал употреблять какие-то вещества – ради любопытства или, желая казаться более «взрослым», - не верьте ни одному их слову.
Есть еще более опасные вещества, чем никотин табака. И рабство от них значительно тяжелее. Если курящие подростки лгут своим родителям – отрицают, что курят, пока их не поймают за этим занятием, то употребление еще более опасных – наркотических – веществ заставляет их врать еще больше. Ведь употребление этих веществ запрещается законом. Поэтому употребление наркотических веществ не просто плохой поступок – это правонарушение. Тяжелое правонарушение называется преступлением, а человек, совершивший его – преступником.
7. Что такое закон?
Это правила поведения, установленные для всех граждан страны. Нарушение законов вредит самому человеку и другим людям. Цель наказания за нарушение закона – препятствовать повторению неправильного поведения, предотвращение дальнейших преступлений.
Заключение.
Потребление наркотиков делает человека лживым, так как он вынужден скрывать свою тягу к наркотику. Потребление наркотиков делает человека преступником, так как он готов на любые действия, лишь бы добыть деньги для покупки наркотика и поскорее принять его.
5. Занятие «Добрые дела».
Цель занятия:
сформировать у воспитанников представление о добрых и недобрых делах. Распространение наркотиков – недоброе дело.
Основные понятия:
добро и зло; общение; наркотическая зараза.
Основные положения занятия
1. Прочитать один из рассказов К. Д. Ушинского: «Персики», « Дедушка и внучек», « Богатство», « Вера», « Паук».
Вопросы: кто может пересказать содержание рассказа? Что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе?
2. Почему добрые дела так называют?
Приведите примеры (можно воспользоваться рассказами Д.К.Ушинского). Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек. Доброта как черта характера – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба – злость и недоброжелательность к кому-нибудь.
3. Продажа наркотика – это доброе дело или злое?
Это не может быть добрым делом. Ведь главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотики, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше « рабов», чтобы наживаться на их беде.
Когда после приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания – наркомании.
4. Почему наркомания – душевное заболевание?
Потому что человек становится лживым, эгоистом, черствым, нежалостливым к окружающим его людям, даже к самым близким. Потому, что за исключением наркотиков все для него становится маловажным, ничего его не интересует, кроме наркотика. Наркотик образует как бы « невидимую стену» между этим человеком и людьми, которые наркотиков не употребляют. Вместе они начинают добывать наркотик, образуя преступные группы.
5. Кто способствует распространению наркомании?
Употребляющий наркотики человек постепенно осознает вред их потребления. Но, зная это, он не может отказаться от приема наркотика, преодолеть свое желание и принимает его вновь и вновь. Один больной наркоманией может «заразить» до 10 -15 здоровых людей разного возраста, особенно детей и подростков.
Вопрос: для чего они это делают?
Для того чтобы стало больше людей, которые, попробовав наркотик, стали его потреблять регулярно и тем самым попали в рабство к продавцу. « Польза» же для наркомана в том, что он может проводить с ними время, доставать с их помощью наркотики, брать взаймы и т.д.
6. Почему наркотики нередко называют « дурью»?
Потому что от употребления наркотика люди дурнеют. Вспомним состояние пьяного. Разве пьяный – не дурной? Он совершает бестактные поступки, нецензурно ругается, может полезть в драку из-за пустяка или из-за того, что ему что-то показалось. Разве он не дурной в сравнении с трезвым? Но вещества, вызывающие состояние наркотического опьянения, еще более опасны, чем спиртное.
«Дурь» каждого наркотического вещества проявляется по-разному. Но всегда она остается «дурью». Например, курящий табак не становится таким, как пьяный, т.к. никотин табака действует на психику человека иначе, чем алкоголь. Но разве не «дурь» курением сокращать себе жизнь, зарабатывая рак легких, язву желудка и другие тяжелые болезни?
Следует отметить примеры курения и употребления спиртных напитков, встречающиеся в фильмах, спектаклях. Почему это происходит? Потому что при участии в их создании принимают люди, которые сами стали рабами этих веществ.
Заключение: Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель – болезнетворные микробы, у наркомании же - примеры, уговоры, предложения попробовать наркотик. Предлагают это те, кто сами потребляют наркотики или наживаются на их распространении.
Блок 2.
Занятия для старших подростков по профилактике наркомании 13 – 18 лет.
1.Занятие «Первая проба наркотика – начало полета, в конце которого падение».
Цель занятия:
формирование у учащихся понимания недопустимости даже однократной пробы наркотика.
Люди с незапамятных времен пытались научиться летать, как птицы. Одержимые этим желанием, они создали различные приспособления для полета. Результатом их полетов явись воздушные шары, самолеты, дирижабли, а за тем и космические корабли.
Почему люди хотели летать? Потому что завидовали птицам. И потому что их представления о полете не омрачались мыслями о плохом. Действительно, наблюдать за полетом птицы приятно. И сразу возникает мысль: а самому полететь, наверное, еще приятнее.
Задание. Описать полет птиц, оценить его естественность
Вопрос: какие ощущения у вас возникли при прыжках? Прыгали вы на пружинной кровати, на батуте или с небольшой вышки в воду? С чем ассоциируется такой «полет»?
Воспитателю следует обобщить ответы детей (полет ассоциируется с чувством легкости, свободы, приятности, удовлетворенности и т.д.).
Вопрос: чем полет отличается от падения?
Что считать полетом? – Лишь то, что может повторяться без опасности для здоровья. А если в конце полета гибель или травма, то это уже не полет, а падение. Например, если человек прыгает с большой высоты без парашюта – это не полет, а падение, так как в конце такого «полета» – гибель.
Известно, что некоторые химические вещества способны вызывать так же ассоциации, как во время полета: легкость и «парение». В связи с этим некоторые люди пытаются вызвать у себя эти ощущения путем использования химического вещества. Эти вещества получили название наркотических (наркотики, токсические вещества).
Человеку, который начал употреблять наркотики, каждый раз кажется, что он летит. Он не думает о том, что закончится это падением. Но он обязательно ударится. Обо что? – О мучительное состояние, которое возникает после прекращения действия наркотика. Его называют «ломка», а научное его название абстиненция. Чем дольше человек употребляет наркотики, тем «ломка» более мучительна.
В момент ломки человек раздражительный, неуравновешен, напряжен, злобен. У него болят мышцы шеи, спины, конечностей, живот и т.д. Он не владеет собой, мечется, не может найти себе места.
Такое состояние длится неделю или дольше и лишь постепенно угасает. Но оно быстро снимается новой дозой наркотика. Здесь полное сходство с опохмелением при пьянстве. И все с тем же результатом: сначала приятно, потом мучительно. Так человек становится рабом химического вещества: он и хотел бы продолжать свои «полеты», и очень боится того мучительного состояния, в которое попадает при отсутствии очередной дозы.
Наркотическое рабство. Начав употреблять наркотики, человек оказывается «связан» по рукам и ногам. Он не может без наркотика обходиться и при его отсутствии непрерывно как бы бьется о дно пропасти, в которую попал, начав его употреблять.
Полет ассоциируется со свободой. Но, какая же, свобода может быть у того, кто стал рабом своего пристрастия к химическому веществу?
Привлекательным для наркомана становится даже вид (образ) какого-либо порошка или шприца с каким-то раствором. Или снова о действии наркотика. Постепенно ему становится приятен даже сам укол как признак последующего « полета ».
Когда человек падает и ударяется, он чувствует боль всего несколько мгновений, а потом теряет сознание. А представьте себе, что это ощущение длится часами, сутками, и возникает регулярно, как только человек не успел вовремя принять наркотик. И каждое следующее падение еще тяжелее. Где же выход?
Домашнее задание. Подумайте, известны ли вам какие-либо наркотические вещества? Откуда вы о них узнали? Как вы относитесь к этим веществам?
2. Занятие « Торговля наркотиками ».
Цель занятия: объяснить воспитанникам, в каких условиях происходит распространение наркотиков.
Основные понятия:
наркотик как товар; взаимоотношения потребителя и продавца наркотиков; ситуации, в которых происходит распространение наркотиков; почему дельцы наркомафии сами, как правило, не употребляют наркотиков?
Основные положения занятия.
Уже в древности люди знали охоту: с примитивными орудиями ходили на зверей, ели их мясо, одевались в их шкуры. Чем искуснее, сильнее и смелее был охотник, тем больше он имел шансов выжить. И в настоящее время охота для многих народностей является жизненной необходимостью. Для успешной охоты на животных человек использует различные виды приманок.
Многие хотя бы раз в жизни ловили рыбу. На крючок насаживают различные виды приманок для того что бы на нее клюнула рыба. Приманку дают рыбе «бесплатно». Но расплачиваться за это ей приходится своей жизнью. Следовательно, За «бесплатную» приманку плата очень высокая.
Известно, что наркотики – выгодный товар, т.к. спрос на них постоянно растет. И одной из причин этого является то, что наркоману требуется все большая доза наркотика. При этом торговец старается расширить сеть своих клиентов: если возрастает число покупателей, то увеличиваются и его доходы.
Покупателями наркотиков, как правило, являются молодые люди. Чтобы было больше покупателей этого товара, т.е. потребителей «дури», торговец прибегает к разным способам обмана. Во- первых, распространяет информацию о приятности действия и «модности» потребления; во-вторых, безвредности или даже пользе действия наркотика; в- третьих, он убеждает, что потребление наркотиков является признаком взрослости. «Попробуй хотя бы раз, - говорит он, - ведь от одного раза ничего не будет». И предлагает наркотик бесплатно.
Как вы думаете, где, когда, какие товары и с какой ценой торговцы предлагают людям бесплатно?
В настоящее время появляются различного рода презентации тех или иных видов товара. Человеку бесплатно предлагаю попробовать наркотик именно для того, что бы он впоследствии их покупал. При этом человек решает: стоит ли покупать или нет, т.е. у него сохраняется свобода поведения, решения, выбора.
С наркоманами другое дело. Почему? Потому что под действием наркотика в мозге человека (в результате сложных биохимических реакций) образуется наркотический очаг, который заставляет его даже помимо воли искать, покупать и принимать наркотик.
Ниже приводится наиболее часто используемые формы обмана молодежи наркоторговцами.
«Товар» (наркотик) продавец приносит в коробочке из-под спичек. Новичков он угощает бесплатно. При этом сам он демонстративно достает из коробочки «наркотик», заправляет им папиросу и закуривает. Он всем своим видом показывает, что получает огромное удовольствие от этого. Но вся хитрость заключается в том, что в коробочке у него находятся два вещества. С одной стороны – настоящий наркотик, с другой – трава, имитирующая наркотик. Торговец, конечно же, курит обычную траву, а других угощает наркотиком. Как только подросток или молодой человек привыкает к наркотику (т.е. хочет еще), торговец бесплатно уже не дает. – Только за деньги.
Например, курящие подростки иногда просят закурить у старших по возрасту ребят, и те охотно делятся с ними сигаретами. При этом могут быть и сигареты, начиненные наркотиками, - «мастырка». Старшие знают об этом, но младшим не говорят и с усмешкой наблюдают за действием наркотика. А младшие постепенно втягиваются в наркоманию.
В пользу употребления наркотиков торговцы приводят различные доводы. Чаще это примеры из жизни знаменитых певцов, киногероев и т.д. при этом они всячески пытаются доказать связь потребления наркотиков с положительными качествами героев (ловкие, смелые, красивые, богатые). Делается вывод: ничего плохого в употреблении наркотиков нет, а, начав употреблять их, можно больше походить на этих героев – кумиров молодежи.
Еще раз напоминаем: человеку, которому самому хочется употреблять наркотики, их никогда не дают бесплатно.
Бесплатно их дают только тем, кому еще пока не хочется. Для чего?- Для того, чтобы захотелось. Это первая и главная цель торговца. А уж потом им начнут продавать наркотики, как только убедятся, что они попались на наркотический крючок. И тут уже достигается вторая цель – деньги.
Почему это две одинаково важные для торговца цели? Потому что он не только зарабатывает деньги на пристрастии человека к наркотику, но и обретает над ним власть.
Почему наркоману хочется повторить прием наркотика? Потому что после нескольких проб человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. Поскольку наркотики стоят немалых денег, наркоману приходится их искать, чтобы приобрести очередную дозу. Часто он идет ради этого на всякие преступления и готов выполнить любое поручение торговца.
Заключение: В охотничьей деятельности человек использует различные виды приманок (ставятся капканы, сети, роются большие ямы и т.д.) с целью поимки животных. За «бесплатную» приманку животные расплачиваются свободой.
Положительная информации я о наркотиках - тоже приманка, особенно для человека молодого и доверчивого. И стой же целью. И Он так же расплачивается за эту примаку - сначала свободой, здоровьем, семьей, а в конечном итоге и жизнью.
Домашнее задание. Объясните, почему торговцы наркотиками сами их не употребляют? Объясните, почему они дают наркотики бесплатно тем, кто не хочет их пробовать, и никогда не дают бесплатно тем, у кого уже пробудилась тяга к наркотикам?
3. Занятие. Можно ли избавиться от наркомании?
Цель занятия:
сформировать у учащихся представления о разрушительном воздействии наркотиков на организм.
Основные понятия:
поступок; прощение и наказание; внешний облик наркомана.
Основные положения занятия
О людях в обществе судят по их поступкам. Поступки бывают разные. Если поступок плохой, следует наказание. Например, если человек поставит свою машину там, где стоянка запрещена, или превысит допустимую скорость при езде на автомобиле, ему придется заплатить штраф.
Как вы думаете, это можно считать наказанием? Чему оно служит?
Другой пример: человека, который что-то украл и на этом пойман, сажают в тюрьму. Это суровое наказание, правда?
К сожалению, некоторых людей приходится наказывать, чтобы отучить их поступать плохо. Было бы гораздо легче, если бы они сами поняли, насколько лучше и полезнее для них самих поступать правильно. Многие дети иногда совершают плохие поступки. При этом они стараются скрыть свой поступок. Например, у некоторых ребят возникают проблемы с учебой. И они стараются скрыть от родителей плохие оценки. Но рано или поздно родители узнают об этом. И неотвратимо последует наказание.
В то же время дети знают, что за плохой поступок у старших может попросить прощение. Прощение – это значит, что тебе больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него.
Как вы думаете, употребление наркотиков - это хороший или плохой поступок?
Задание: описать внешний облик наркомана и оценить его.
Человек, который начинает употреблять наркотики, тоже скрывает свое пристрастие от окружающих. В его жизни появляется тайна. И тайна эта очень неприятная. И от самых близких людей. Но зато он не скрывает ее от тех, кто делает то же самое. У него формируются новые связи - с такими же, как он. А старые привязанности, как правило, угасают. Почему? Потому что начавший употреблять наркотики, попадает в «рабство» от химического вещества. Образуется целая такая группа «рабов», связанных общими наркотическими интересами и отделяющих от окружающих. Чем?- Своим тайным пристрастием.
4. Занятие злой волшебник- наркотик.
1.Анализ ситуации.
- Будь осторожна! – сказала как-то большая рыба рыбке маленькой. - Вот это - крючок! Не трогай его! Не хватай!
-Почему? – спросила маленькая рыбка.
- По двум причинам,- ответила большая рыбка.- Начнем с того, что ели ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.
- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?
- А вторая причина в том, - объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!
Дж.Родари
- В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?
- Может ли человек оказаться в подобной ситуации?
- Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты, пробовать их нюхать?
- Вспомните основные правила поведения при общении с незнакомыми людьми.
2. Беседа по теме.
Вспомните, как с арабского языка переводится слово «алкоголь». Есть и другие одурманивающие вещества, которые могут выглядеть очень привлекательно – в виде жвачек, таблеток витаминов сигарет, приятно пахнущих веществ. Это – очень опасные вещества. Попробовав их, человек, даже взрослый попадает в ситуацию «рыбки», будет постоянно находиться под угрозой «быть съеденным». Положение детей еще более серьезное. Эти вещества называются «наркотиками», они очень опасны для здоровья. От наркотической зависимости очень трудно вылечиться. Что бы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми: взрослыми, подростками и ровесниками. Помните, наркотики – это болезнь и гибель человека. Тот, кто распространяет наркотики, совершает преступление.
3. Оздоровительная минутка.
Это полезно помнить!
Не вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Не садитесь в чужие машины. Не принимайте угощение у посторонних людей. Не нюхайте, не пробуйте неизвестных веществ.
4. Работа с деревом решений.
Решение: «Я никогда не буду принимать наркотики!» Нарисуйте свою половину дерева решений. Я уверена, что каждый из вас сможет принять правильное решение, и не позволите причинить вред своему здоровью.
5. Игра «Давай поговорим»
- Я думаю, что общение в общественных местах с незнакомыми людьми иногда может бать опасным. А вы как считаете?
6. Итог занятия.
Давайте хором скажем: «Я говорю наркотикам – НЕТ!»
Наркотики опасны для здоровья, они губительны для человека.
Педагог выбирает двух человек, каждый выбирает двух следующих и т.д. Игра закончится, когда за столами (партами) не остается ни ребенка. Чтобы поднять вас всех, понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро табак, алкоголь и наркотики разрушают жизнь человека.
2.Повторение пройденного.
Педагог делит доску на две части. С лева перечислены причины, из-за которых начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, а справа то, что может заменить эти вредные привычки. Дети говорят, а педагог записывает и делает выводы, обобщив все сказанное.
Из любопытства.
От скуки.
Для поднятия авторитета среди друзей.
За компанию
Что бы почувствовать взрослым.
Заняться любым интересным и посильным делом: спортом, танцами, рукодельем, чтением, - в котором вы сможете самореализоваться.
3.Оздоровительная минутка
Практическая работа
Откройте тетрадь и допишите предложения:
Мне хорошо…
Я чувствую себя смелым …
Я горжусь собой …-
4.Игра «Давай поговорим»
Я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой, если научиться самостоятельно мыслить, если научиться говорить НЕТ любым вредным привычкам. А вы как думаете?
Вывод: Поговариваем вместе: «Я умею сказать НЕТ любой вредной привычке»
Формирование убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем.
Задачи:
сформировать стремление искать конструктивные способы решения проблем; представление о том, что употребление ПАВ не решает, а усугубляет жизненные проблемы; стойкую привычку отказа от ПАВ.
Методическое оснащение:
Анкеты «Риск» (варианты А,Б); плакат « Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами»; вопросы и ответы из раздела «Об этом спрашивали ваши ученики».
Ход занятия
Вводная часть. Актуализировать представления участников об опасности решения жизненных проблем при помощи ПАВ. Учащимся предлагается анкета «Риск» (вариант А) см. приложение №1. Обращается внимание на ситуации, отмеченные учащимися как наиболее опасные.
Основная часть. Представление учащихся о том, что употребление ПАВ не приводит к конструктивному решению жизненных проблем. Педагог предлагает учащимся перечислить причины, по которым у подростка могут возникнуть искушение попробовать ПАВ. Далее предлагаются статистические данные (плакат «Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами») см. приложение №3. После этого на доске коллективно заполняется таблица «Неизбежный риск употребления наркотических веществ» (вариант Б анкеты «Риск») см. приложение №2. Педагог подчеркивает, что реальным содержанием жизни наркомана является то, что перечислено в левой части таблицы.
Заключительная часть. Отработка личной стратегии решения жизненных проблем без употребления ПАВ. Учащимся предлагается, сравнить плакат «Наиболее типичные жизненные проблемы…» и таблицу «Неизбежный риск употребления наркотических веществ», продолжить фразу: «Решая жизненную проблему (выбрать из плаката), я…».
Создание положительной жизненной перспективы без употребления ПАВ. Аукцион идей: «По настоящему ценным в жизни является …» (дается 3-5 секунд на ответ ). Подчеркиваются ответы, связанные со здоровым образом жизни.
Групповое задание. Всем вместе сделать эскиз плаката о вреде наркотиков для общественной выставки.
Ведущему на заметку. В ходе занятия можно усилить эффект, демонстрируя фотографии, плакаты, видеофрагменты, изображающие наркоманов. Особое внимание рекомендуется обращать на отсутствие у них будущего.
Приложение №1.
Анкета «Риск» (Александровская Э.М., 2000)
Вариант А. Учащимся предлагается отметить, насколько опасны следующие ситуации: нужно напротив каждой из них поставить цифры от 1 до 6. 1 – наименее опасная ситуация, 6 – самая опасная. Каждую цифру можно использовать только один раз.
Неизбежным риском употребления наркотических веществ является …
Утверждение
Всегда
Часто
Редко
1. Ухудшение здоровья
2. Потеря доверительных отношений
3. Потеря друзей
4. Нарушение закона
5. Физическая зависимость
6. Духовная зависимость
7. Снижение успехов в школе
8. Потеря возможности учиться/работать
9. Денежные проблемы
10. Контакт с криминальным миром
11. Духовная бедность: наркотик как « волшебное » средство
12. Использование сильных наркотиков
Приложение № 2.
Анкета «Риск» (Александровская Э.М., 2000)
Вариант Б. Учащимся предлагается отметить в приведенной ниже анкете свое отношение к утверждениям: нужно напротив каждой из них поставить цифры от 1 до 6. 1 – наименее опасная ситуация, 6 – самая опасная. Каждую цифру можно использовать только один раз.
Неизбежным риском употребления наркотических веществ является …
Утверждение
Всегда
Часто
Редко
1. Ухудшение здоровья
2. Потеря доверительных отношений
3. Потеря друзей
4. Нарушение закона
5. Физическая зависимость
6. Духовная зависимость
7. Снижение успехов в школе
8. Потеря возможности учиться/работать
9. Денежные проблемы
10. Контакт с криминальным миром
11. Духовная бедность: наркотик как « волшебное » средство
12. Использование сильных наркотиков
Приложение №3.
Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами (Соловов А.В., 1999)
1. Любопытство.
2. Давление группы, отсутствие навыков отказа.
3. Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
4. Сенсация, возможность привлечь внимание.
5. Скука неумение интересно проводить свободное время.
7. Занятие: «Наркотик – это ошибка, иногда стоящая жизни».
Цель
профилактика наркомании.
Задачи
дать подросткам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Формировать стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасность принятия даже одной дозы.
Методическое оснащение
бланки для тестирования, тезисы и высказывания на эту тему.
Очень часто среди подростков можно услышать такие выражения: есть «легкие наркотики», «есть наркотики, которые не вызывают привыкания», «можно курить травку, от этого ничего не будет». А так ли это? Как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между наркотическими препаратами не существует, они все изменяют обменные процессы в структурах мозга, формируя психическую зависимость. Скоро эффекты от наркотиков перестают удовлетворять, возникает физическая зависимость. Чтобы излечиться от наркомании необходимо иметь огромную силу воли. Только вопрос в том, стоило ли вообще пробовать наркотики?
Может проще сказать сразу «нет наркотикам!», Да! Здоровому образу жизни!»?!
МАК
Источник зла, владеющий дурманом,
Для слабых духом беспощадный враг,
Он хорошо известен наркоманам –
Тот только с виду безобидный мак.
По-разному цветут и сорняки, и злаки,
Но более всего весной красивы маки,
Когда они в цвету, как факелы горят,
В своих коробочках накапливая яд.
( Сергей Михалков)
***
Там нет ни рассветов, ни закатов,
Там меркнет прошлое и теряет свое очертание будущее,
Путь туда легок и прост,
А вернуться оттуда порой не возможно!?
(неизвестный)
Тестестовое задание для общего обсуждение.
1. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывают кратковременное чувство благоприятного психического состояния, это:
А) табакокурение;
Б) наркомания;
В) токсикомания;
Г) пищевое отравление.
2. Из перечисленных ниже признаков, определите те, которые указывают на наркотическое отравление:
А) тошнота и рвота;
Б) головокружение;
В) кровотечение из носа;
Г) сужение зрачков;
Д) покраснение кожи;
Е) повышение мышечного тонуса.
3. Употребление одурманивающих средств приводит к хроническому отравлению организма:
А) поражается нервная система;
Б) разрушается головной мозг;
В) несколько утрачивается работоспособность;
Г) нарастает полнейшая деградация личности;
Д) улучшается настроение.
Тезисы педагогической наркологии.
Шаг в пропасть… Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика – начало такого же полета. И конец будет таким же.
На продаже наркотиков зарабатывают очень много. Почему же иногда их дают бесплатно? Расчет на то, что пойманный на наркотический крючок будет платить всю оставшуюся жизнь.
Рыбе червяка дают бесплатно, сажают, как и тебя, на крючок.
Кстати, а почему торговцы «дурью» сами ее не потребляют? Подумай!
Нельзя избавиться от наркомании, просто «попросив у нее прощения», как у родителей за плохой поступок. Наркомания не прощает нечего, никогда и никому. Каждый наркоман в этом уже убедился.
Начавший потреблять «дурь», становится ее рабом. Не верь рабу: правдивым может быть только свободный человек. Здесь и друг может оказаться врагом!
Задумайся о сказанном на этом занятии и сделай соответствующие выводы для себя, раз и навсегда!
8.Итоговое занятие «О чем спрашивают подростки».
Цель: формировать умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.
Задачи:
формирование адекватной социальной позиции и правильного представления об ответственном отношении к своему будущему.
Методическое оснащение:
Плакат на данную тему, просмотр документального фильма.
Ход занятия (заключительная часть в виде беседы - диспута.)
Почему подростки наиболее подвержены наркомании?
Подростки, как правило, испытывают сильное желание освободится от контроля и постоянного руководства взрослых, от необходимости выполнять «взрослые » правила и нормы. Особенно привлекает подростков то, что им не позволяют делать. « Запретным плодом», который наиболее сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников «крутизну»; употребление в этих целях наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Если же в компании кто-то начинает принимать наркотики, то не каждый подросток сможет отказаться от их приема, так как именно группа сверстников становится для подростка источником норм, ценностей, стандарта поведения.
Давно ли появились наркотические вещества?
Растения, содержащие психоактивные вещества, употреблялись людьми в ритуальных целях с очень древних времен. Выбор наркотических веществ, употребляемых различными племенами, зависел от того какие именно растения произрастают в данной местности. Каждая этническая общность использовала свое « священное » растение. Так грибы-галюциногены были распространены в северных областях Америки и Евразии; в Южной Америке употреблялись листья кустарника коки; в Центральной и Южной Азии, на севере Африки, на Кавказе традиционно использовались мак и конопля. В Европе и северных областях Азии, Японии и Китае уже в первом тысячелетии до нашей эры традиционно употреблялся алкоголь. После эпохи великих географических открытий алкоголь стали употреблять жители Северной и Южной Америки, Австралии, многих стран Африки и Полинезии. Миграционные процессы изменили географию рационального использования психоактивных растений. Многие психоактивные вещества потеряли свое культурное и религиозное значение, внедрялись в биологически незащищенных от них народности. Подобный «прогресс» привел к трагическим последствиям: алкоголизировались коренные народности Сибири и Северной Америки и распространились опиаты и конопля в странах с традиционным употреблением алкоголя (Европа, Северная Азия).
Как ведется борьба с наркоманией в разных странах? Почему в некоторых странах с этим не борются?
В некоторых странах Юго-восточной Азии, в ряде арабских и среднеазиатских стран за распространение наркотиков приговаривают к смертной казни.
В Европе ситуация несколько иная. В Германии, например, « Федеральный закон о наркотических веществах » разрешает выдавать наркоманам одноразовые шприцы. По этому закону владение небольшим количеством « мягких » наркотиков (например, марихуаны) не считается серьезным преступлением, если не доказано, что наркотик предназначался для продажи. Если же это будет доказано, то продавца ждет серьезное суровое наказание.
В европейских странах наиболее лояльно относится к наркотикам Голландия. Видимо поэтому, именно Голландия является неблагополучной страной по количеству заболеваний СПИДом. Следует отметить, что подобная мягкость закона, вызвана не снисходительным отношение к наркоманам, а стремлением снизить количество преступлений, связанных с приобретением наркотиков, и не допустить дальнейшего распространения СПИДа. Подобное отношение принято и других экономически развитых странах для предотвращения «скрытой» наркомании. Люди не должны бояться обращаться за помощью к специалистам.
Следует понимать, что легальность «врачебного» распространения психоактивных веществ не приводит человека к освобождению от наркозависимости.
Почему подросток, принимающий наркотики, имеет много шансов заразиться ВИЧ-инфекцией или заболеть СПИДом?
Беспорядочные половые связи, распространенные в среде наркоманов, а так же инъекционное употребление наркотиков – гарантированный способ заражения ВИЧ-инфекцией. Об этом говорит статистика: практически во всех странах наибольший процент заболевших СПИДом составляют наркоманы.
Молодые люди, найдя в себе силы бороться с наркоманией, обращаются в диспансеры, клиники. И в процессе лечения не редко выясняется, что эти девушки и юноши заражены ВИЧ-инфекцией. Это становится страшной трагедией:побежденный недуг оставляет ужасное наследства - смертельное заболевание.
Одним из примеров может стать история Никиты В.
Когда Никита учился в 11-ом классе, его пригласил на день рождения давний приятель Денис – сын друзей родителей. Денис был студентом престижного вуза, и Никите с детства ставили его в пример. На вечеринке кто-то из приятелей Дениса предложил покурить «травку». Отказаться было неудобно, Никита был самым младшим из компании, и ему не хотелось отставать от других. К тому же Денис тоже курил вместе со всеми. Через год Никита поступил в тот же институт и курение «травки» постепенно стало привычкой. Дальше – больше, начал колоться, жизнь превратилась в кошмар. Каких усилий стоило ему решение отказаться от наркотиков и начать лечение, знают только родители и любимая девушка. Когда привычка к наркотикам начала отступать, судьба нанесла самый сокрушительный удар – выяснилось, что за время своего увлечения наркотиками Никита успел заразиться СПИДом.
Кто становится наркоманом?
Наркоманом может стать любой человек, употребляющий наркотики. Однако среди подростков – наркоманов чаще всего встречаются люди со слабым характером, избегающие любых физических и психологических нагрузок, жаждущие каких-либо развлечений. У них часто развивается зависимость от группы, основой сплочения которой являются совместные развлечения и наслаждения.
Другой тип характеров подростков-наркоманов появляется в склонности к сильным ощущениям. Наркотическое опьянение для них - это способ «разрядиться», «ударить по мозгам». Есть и такие кто придает чрезмерное значение преданности своей компании, «западает» на любые виды групповой деятельности. Внедрение ими наркотика в группу средство для ее сплочения.
Еще одна категория подростков- те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. Часто они же испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха, как способ казаться общительнее, чем есть на самом деле.
Какие могут быть дети у наркоманов?
Человек, начавший употреблять наркотики в подростковом возрасте, редко становится родителем в связи с резким сокращением продолжительности жизни и нарушение репродуктивной функции.
Дети наркоманов часто рождаются уже с сформировавшейся зависимостью от наркотиков. Кроме того у этих детей чаще, чем у других, имеются пороки развития внутренних органов и конечностей. Помимо физических отклонений у детей наркоманов имеется большой риск психических заболеваний. Среди болеющих и плохо успевающих в школе детей значительный процент составляют дети из семей наркоманов и алкоголиков.
Следует добавить, что эти дети, как правило, сами становятся наркоманами.